За тех, кто в море: история и традиции Дня работников морского и речного флота в России

4 июл, 0:25 |

Алиса Маркова

День в истории image707

Профессиональный морской праздник традиционно отмечают в первое воскресенье июля. В 2021 году служителей флота поздравляют 4 числа.

image

Фото: ТАСС / Петр Ковалев

Наверное, каждый мальчишка мечтал стать моряком. Морские и речные воды манят своей загадочностью. В этот день, все те, кто решил посвятить жизнь флоту, с гордостью отмечают свой профессиональный праздник.

День работников морского и речного флота — один из праздников в России, который шествуют служителей водных пространств. Дата была учреждена Президиумом Верховного Совета СССР 1 октября 1980 года. Праздник отмечают люди таких профессий, как моряки пассажирских перевозок, механики, радиооператоры, работники торгового и ледокольного флота, ремонтники, которые обеспечивают деятельность судов и путей.

Когда в России создали флот?

Как известно, история Российского флота неразрывно связана с периодом правления Петра I. Датой создания считается 30 октября 1696 года, когда государь приказал Боярской думе издать Указ «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова». Суть документа заключалась в том, что с момента его издания в России должны были начать строить морские и речные суда. Принятие этого решения стало историческим моментом для истории страны. Россия начала путь к приобретению статуса великой морской державы.

Всего за 30 лет был создан регулярный морской и речной флоты России. В морском и речном арсенале к 1725-му уже насчитывалось 111 кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, восемь парусных шняв, 67 крупных галер, около 300 транспортных судов и других водных средств передвижения.

Развитие российского флота в наше время

В 60-е морской транспорт стал главным видом доставки во внешнеторговых перевозках СССР. Грузовые и пассажирские маршруты связывали страну со 130 странами на всех континентах. В 70 — 80-х флот продолжил свое бурное развитие. Было построено большое количество судов и береговых комплексов, которые позволили усовершенствовать технологию передачи грузов по воде. Советский морской и речной флот имел партнерство со многими судовладельческими компаниями мира и был членом международных судоходных организаций.

Когда в 1990 годах произошла смена власти, судоходное хозяйство переживало кризис. Но проблема была преодолена, и до сих пор российский морской транспорт выполняет важные для страны задачи. Поэтому без работников морского и речного флота немыслима деятельность водных «дорог» России.

Длина морских и речных путей нашей страны — самая протяженная в мире и составляет более 100 тысячи километров. Эти пути связывают 68 субъектов Российской Федерации.

Читайте также

+20° 762 мм рт. ст. 60% 73.35 -0.27 87.03 -0.04 Дикий медведь или домашний кот: на какое животное он похож по знаку зодиа…

Нашли ошибку?

Спасибо! Мы получили Ваше сообщение.

День Военно-Морского Флота России: история и традиции.

30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть…», что стало первым законом о флоте и официальным признанием его основания.

Во время Северной войны 1700-1721 годов был создан Балтийский флот, выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Первые боевые корабли для него строились в 1702-1703 годах в устье реки Сясь на Ладожском озере и на реке Свирь. В 1703 году была заложена база русского флота на Балтике — Кроншлот (позднее — Кронштадт).

В ходе Северной войны определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), существовавшие с начала XVIII века, в организационном отношении в состав флота не входили. В 1906 году зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы. В 1914 году были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 году также приобрела признаки самостоятельного рода сил. Окончательно ВМФ как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны (ПВО).

В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. В 1717 году по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. В 1802 году образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 года. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием в 1906 году Морского генерального штаба. 15 января 1938 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года, Каспийская флотилия — с 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 года, а флот на Черном море — с 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года.

Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х годов. В это время в него входили четыре флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

ВМФ Российской Федерации — преемник военного флота России и ВМФ СССР, состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения. Он включает надводные силы, подводные силы, морскую авиацию и береговые войска, в которые входят береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота.

Организационно ВМФ состоит из четырех оперативно-стратегических объединений: Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

По словам главнокомандующего ВМФ Владимира Королева, в настоящее время от 70 до 100 кораблей Военно-морского флота России постоянно находятся в различных районах Мирового океана, выполняя свои функции.

На протяжении всей своей истории флот играет важную роль в судьбе России. В мировой истории навсегда запечатлены легендарные сражения русского флота при Гангуте (ныне полуостров Ханко в Финляндии), Тендре, Синопе, в Чесме, важнейшие операции в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войн.

История торжеств в честь флота берет свое начало со времен Петра I. Поводом для первого настоящего военно-морского парада стала одержанная русским флотом 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года победа в сражении при Гангуте в ходе Северной войны. Она стала первой в российской истории морской победой русского флота. Гангутскую победу торжественно отметили в Санкт-Петербурге. Празднование продолжалось несколько дней. В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота. Позже празднование победы ограничивалось только торжественным молебном. В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась: 27 июля стали проводиться парады расцвеченных флагами кораблей и звучать орудийные салюты.

В 1917 году праздник отменили. С 1920 года по предложению Штаба морских сил Балтийского моря, в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) стали отмечать День Красного флота. 18 мая (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике. В абордажном бою были захвачены шведские бот “Гедан” и шнява (небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами) “Астрильд”. Впоследствии дату этого боя приняли как день возникновения Балтийского флота.

Праздник День военно-морского флота в СССР впервые отмечался 24 июля 1939 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, которым он был установлен. Проводить День ВМФ нужно было ежегодно 24 июля. Дата празднования Дня ВМФ была перенесена на последнее воскресенье июля указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года “О праздничных и памятных днях” и последующих законодательных актов.

Традиционно празднование Дня ВМФ начинается с торжественного построения личного состава флотских частей и ритуала подъема на кораблях Андреевского флага и флагов расцвечивания. В местах базирования Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии в этот день проходят морские парады и военно-спортивные праздники.  Парады военных кораблей в этот день проходят ежегодно, начиная с 1939 года, и не проводились лишь во время Великой Отечественной войны (1941-1945).

В 2017 года по поручению президента впервые в новейшей истории в Санкт-Петербурге был проведен главный военно-морской парад. По масштабу проведения, количеству задействованных кораблей и самолетов это событие можно было сравнить с парадом Победы 9 мая на Красной площади в Москве.

02 июля 2021 10:55 358 Общество Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

«Морские» профессии издавна были окружены особым романтическим ореолом. О героях-моряках слагают стихи, рассказывают легенды, создают художественные произведения, пишут картины. Особенно ярко это проявляется в России, ведь наши «голубые магистрали» простираются более чем на 100 тысяч километров, а российский флот является предметом особой гордости страны. Многие годы наш флот исправно выполняет свои обязанности — транспортировка грузов, организация и развитие водного туризма, круизы и так далее. Неслучайно работникам этой сферы посвящен и собственный ежегодный официальный праздник. В нынешнем 2021 году его, как и всегда, будут праздновать в первое воскресенье июля. День работников морского и речного флота приходится на 4 июля и пройдет в стране уже в 41-й раз. Главная цель торжества — проявить особое уважение и внимание к работникам этой сферы и продемонстрировать всю значимость гражданского флота в масштабах страны.

Кто празднует день, посвященный сотрудникам морского и речного флота

Этот праздничный день ждут и отмечают все те, кто трудится на судах гражданского назначения: перевозит пассажиров, доставляет грузы, расчищает льды для свободного прохождения других кораблей. К этому торжеству также причастны сотрудники портов, специалисты по ремонту судов, студенты и преподаватели специализированных образовательных учреждений. И, конечно же, к празднованию с удовольствием присоединяются друзья и члены семей моряков и речников.

История появления Росфлота и возникновения праздника

Документ об официальном учреждении ежегодных празднований, посвященных сотрудникам морского и речного флота и служителям смежных профессий, принят 1 октября 1980 года — им стал соответствующего содержания указ Президиума Верховного Совета СССР. Между тем сама история Росфлота насчитывает свыше 300 лет и берет свое начало со времен царствования Петра I. Именно он 30 октября 1696 года объявил о создании флота. С тех пор его развитие осуществлялось стремительными темпами, и Россия очень скоро вошла в число крупнейших морских держав. Менялось в сторону возрастания не только количество кораблей, но и их качество, надежность, комфорт и долговечность. Также расширяли географию и увеличивали протяженность путей и маршрутов. А с лета 1924 года, когда в России было сформировано общество «Совторгфлот», объединившее порты, суда и другие профильные предприятия и организации, руководство морским и речным транспортом стало отдельной сферой народного хозяйства. Во многом благодаря тогдашней эффективной перестройке всей системы наши отцы и деды смогли победить в Великой Отечественной войне, так как на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками были направлены все силы нашего флота. Затем, в мирное время, главной его задачей стало участие во внешней торговле: множество иностранных компаний охотно строили с советским флотом партнерские отношения.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

Традиции, характерные для праздника

Поскольку праздник посвящен работникам флота, в этот день лучшим из них ежегодно вручают премии, награды и ценные подарки — в знак благодарности за особые заслуги, образцовый профессионализм и ежедневный нелегкий и ответственный труд. Правда, даже если этот праздник выпадает на выходной, многим виновникам торжества не удается присоединиться к празднованиям из-за своей обычной морской службы. Ведь как раз на июль приходится и высокий туристический сезон, и самая жаркая пора навигации, поэтому наибольшее число судов пребывают в рейсах, а награды за моряков гражданского флота получают члены их семей.

Традиционно широко справляют День работников морского и речного флота в городах, где расположены порты. В этот день на улицах, щедро украшенных цветными лентами и поздравительными плакатами, проходят всевозможные парады, фестивали, музыкальные представления и другие праздничные мероприятия, чествующие покорителей бескрайних речных трасс и морских просторов. В ряде городов, не только портовых, в честь работников флота устраивают яркий праздничный фейерверк. Не забывают о моряках и на государственном уровне: в этот день на торжественных приемах профессионалам вручают награды за особое участие в росте экономических показателей страны.

5 занимательных фактов из «морской» жизни

  • Наиболее древние морские узлы, обнаруженные на сегодняшний день, принадлежат ко временам неолита.
  • Первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания была уроженка нашей страны Анна Щетинина.
  • Небоскреб — это не только высокое здание, но и старинное название верхних парусов треугольной формы.
  • Появлению традиции украшать свое тело татуировками моряки обязаны вовсе не пиратам, а известному военному мореплавателю из Англии — первооткрывателю, исследователю и картографу Джеймсу Куку.
  • На новые судна в России, по традиции, приглашают священников, которые проводят обряды «крещения». При этом среди икон и лампад на борту непременно размещают образ Николая Чудотворца, так как считается, что именно он покровительствует «морским волкам».

Вернуться назад

Новости партнеров

                                                                                                       О празднике
Дата в 2021 году 4 июля
Кем учрежден Президиумом Верховного Совета СССР, Указ № 3018-Х от 01.10.1980 (в редакции от 01.11.1988)
Где празднуют Россия, Украина
Значение Подчеркивает важность и необходимость профессии, профессиональный праздник всех, кто связан с флотом
Традиции Торжественные мероприятия с вручением наград и чествованием отличившихся, возложение цветов к памятникам, мемориальным доскам, парад кораблей, водные шоу, экскурсии

Берега России омывает 12 морей, на ее территории расположено около 2,8 млн рек и около и 2 747 997 озер, а длина водных путей более 146 тыс. км. По водной глади курсируют транспортные, пассажирские, торговые суда, доставляя грузы, пассажиров в разные уголки страны. Надежное функционирование морского и речного флота обеспечивают работники водного транспорта, связанных с ним отраслей промышленности.

Какого числа День работников морского и речного флота в 2021 году

Фиксированной даты у праздника нет — традиционно его отмечают в первый воскресный день июля. В 2021 году поздравлять речников будут 4 июля и произойдет это уже 41 раз, поскольку Указ Президиума Верховного Совета СССР за № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» вступил в силу в 1980 году. Но, впервые торжество прошло на следующий год 5 июля — в первое воскресенье месяца. До этого празднование проходило 24 июля в День ВМФ вместе с военными моряками.

В 2010 году Международной морской организацией при ООН был утвержден Всемирный день моряка. Дата празднования постоянна — 25 июня.

История российского флота началась во времена, когда славянские племена осваивали воды северных и южных морей на плотах, лодьях, однодеревках. К строительству морских судов приступили при Иване Грозном, при нем же была создана каперская флотилия, но только при Петре I создали государственный военный и транспортный флот.

В 1696 году 20 октября Боярская дума постановила: «Морским судам быть…!», и эта дата отмечена в истории как день рождения регулярного флота России. Дело Петра по развитию собственного флота продолжила Екатерина II — при ней были созданы торгово-судоходные компании.

В первой половине XIX века появились паровые суда, в начале XX века — дизельные. Советская Россия после Первой мировой и Гражданской войны осталась почти без торгового флота, поэтому в 1924 году было принято решение о создании единой торгово-транспортной организации («Совторгфлот»).

Читайте также Когда и какого числа отмечают День водолаза в России   

К началу 1940 года СССР был обладателем почти 700 судов разного типа. За годы войны гражданский флот понес большие потери и работникам морского и речного транспорта пришлось приложить огромные усилия для его восстановления. В 1965 году по количеству судов флот России занимал VI место в мире и стал главным транспортным средством во внешнеторговых перевозках.

Ныне развитию водного транспорта, водной транспортной сети уделяется большое внимание, поскольку роль гражданского флота очень значима в экономике, в транспортной политике государства. Залогом процветания является квалификация, профессионализм, бесценный опыт работников отрасли.

Кто и как отмечает день речника

Бесперебойную работу огромной отрасли обеспечивают люди разных профессий, поэтому праздник имеет отношение не только к морякам.

Для кого он является профессиональным:

  • капитанов, моряков;
  • всех, кто обеспечивает необходимым команды судов;
  • судоремонтников, механиков, мотористов, токарей, других специальных профессий;
  • научных сотрудников исследовательских судов;
  • штатных медработников;
  • летчиков морской авиации;
  • служащих морской безопасности, подводников-спасателей;
  • сотрудников морских музеев;
  • административного аппарата речных вокзалов, портов;
  • преподавателей, студентов специализированных учебных заведений.

В этот день обязательно проводят торжественные мероприятия, где награждают особо отличившихся, чествуют ветеранов труда, заслуженных работников, возлагают цветы к памятникам, мемориальным доскам.

На площадях больших городов, в портах проходят митинги, парады, праздничные шествия, на воде — парады судов.

Другие мероприятия:

  • концерты, фестивали;
  • бот-шоу, регаты;
  • тематические выставки, экскурсии;
  • мастер-классы;
  • спортивные состязания, конкурсы.

Торжества проходят на суше, на воде, в воздухе, завершают их красочные фейерверки, салюты. В некоторых городах, например, во Владивостоке, торжества совмещают с Днем города.

Кратко о профессии

Гражданский флот выполняет экономические, социальные, транспортные задачи, поэтому смежных профессий множество. Но главная, все же, профессия моряка, поскольку они осуществляют основную деятельность. Не менее значима роль судостроителей, портовиков, всех, кто обеспечивает слаженную работу флота.

Благодаря труду речников Россия осуществляет торговое сотрудничество с многими государствами, занимается экспортными перевозками, научными работами, развивает морской и речной туризм.

Кто работает на судах:

  • капитан, помощники капитана;
  • боцман;
  • матросы;
  • механики, электромеханики, рефмеханики;
  • судоводители, мотористы;
  • кок, стюарды.

Подготовкой специалистов занимаются вузы, техникумы, курсы, тренинг-центры.

У российского флота славная история, бесценный вклад в которую внесли выдающиеся личности:

  • Беллинсгаузен Ф. Ф. (1778-1852) — мореплаватель, один из первооткрывателей материка Антарктида;
  • Дежнёв С. И. (1605-1673) — путешественник, мореход, первый прошел Берингов пролив;
  • Конюхов Ф.Ф. (1951) — мореплаватель, исследователь, пересек океан на веслах, в одиночку совершил кругосветное плавание;
  • Костенко В.П. — советский корабельный инженер, автор работ по гидродинамике;
  • Литке Ф. П. (1797-1882) — мореплаватель, географ, исследователь, адмирал;
  • Сорокин М.Я. (1879-1955) — полярный капитан, арктический мореплаватель.

Интересные факты

Жизнь флотских богата традициями, событиями, какие-то имеют давнюю историю, какие-то появились недавно.

Несколько интересных фактов:

  • новое судно перед первым плаванием обязательно освящают, приглашая на борт священника;
  • существует традиция присваивать судну имя, и команда считает, что оно должно оберегать в критических ситуациях;
  • в Севастополе расположена крупнейшая база Черноморского флота, имя городу дано Екатериной Великой, в переводе с греческого оно означает «город славы и поклонения»;
  • старейшим судном ВМФ России считается судно «Коммунар», которое с 1984 года занимается спасением подводных лодок, а в 2013 году отметило вековой юбилей;
  • для награждения за отличия в госслужбе, подвиги в военном деле Петром I был учрежден орден Святого апостола Петра Первозванного;
  • тех, кто пересекает экватор в первый раз, купают в соленой воде, проводят ритуал посвящения в моряки, принимают в морское братство;
  • аббревиатуре советских флотов матросы дали свою расшифровку, отражавшую положение дел на то время, например, СФ (Северный) — «Суперфлот», ТОФ (Тихоокеанский) — «Тоже флот», ЧФ — «Чи флот, чи не флот», БФ (Балтийский) — «Бывший флот».

Что подарить моряку

Хотя праздник профессиональный, не обязательно, выбирая подарок, делать уклон на специфику работы. Главное, учесть предпочтения, желания и увлечения виновника торжества и преподнести «презент» оригинально, от всей души, выразив таким образом свое отношение к человеку.

Большую роль играет оформление, способ вручения. Например, для упаковки можно использовать обычную оберточную бумагу, но прикрепить на нее декоративный якорь, штурвал, завязать шпагат морским узлом.

Варианты подарков:

  • изображение, икона Николая Угодника — он считается покровителем моряков, можно взять с собой в плавание;
  • бар для спиртных напитков в форме парусника, модель парусника, барометр, карта звездного неба, компас, часы-штурвал — эти предметы могут стать частью интерьера;
  • кожаный ремень, запонки с морской атрибутикой необходимы в повседневной жизни, напомнят о том, кто их подарил;
  • карта, на которой можно отмечать порты, где побывал моряк — это, своего рода, история, о которой интересно вспомнить в будущем;
  • оригинально оформленная именная кружка, футболка с шутливой надписью, фотографией семьи, любимой собаки, тельняшка-толстовка, бейсболка с морской символикой — все пригодится в быту, на отдыхе.

При покупке подарка определяющим фактором должна быть не цена, а оригинальность, нужность, практичность, душевность. А если придумать поздравление в прозе или стихах, то подарок станет«бесценным».

Поздравления в прозе

Кто-то ходит по морям и океанам, а кто-то бороздит воды малых и больших рек, но все они с уверенностью могут считать День морского и речного флота своим профессиональным праздником. Не должны остаться без внимания и те, кто им помогает, без кого их сложная работа невозможна.

Предлагаем примеры праздничных поздравлений.

***

Необъятность водных просторов

Их манит в неизвестные дали.

В их власти штурвалы, приборы,

Стихия ветров и воды.

Пусть ветры попутные дуют

И не остудят жаркие сердца,

Пусть стороной шторма обходят,

И весело блестит на солнышке корма.

***

Сегодня поздравляем

Отважных моряков,

И хочется воздать им славу

За труд нелегкий, непростой!

Пускай их судну не страшны ветра и волны,

Пробоины, цунами, непогода.

Пусть будет дружною команда,

Чтоб возвращалась к берегу всегда.

***

Хвала и честь работникам речного и морского флота,

Перед страной заслуг не перечесть.

Они сильны, отважны,

Не занимать им храбрости, ума.

Судьбу они связали с морем,

И пусть удача будет рядом с ними,

И солнце освещает путь,

А все несчастья обходят стороной.

Капитанам и матросам,

Всем, кто рядом с ними день ночь,

Поздравленья в праздник флота

Подарить готовы мы!

Пожелаем им сегодня

Благ земных и неземных,

Пусть будет жизнь светла, дороги легкими,

А корабль жизни не разрушат бури и невзгоды.

***

Отважным романтикам водной стихии,

Настоящим и смелым мужчинам

Отправляем наше поздравленье

В этот праздничный день.

Пусть семейная жизнь не выходит из берегов,

Удача не уходит за дверь,

Душа поет от радости и счастья,

А сердце от разлуки не болит!

Празднование в других странах

В странах, имеющих флот, тоже есть праздники, когда поздравляют моряков, людей смежных профессий. Даты чаще всего связаны с какими-то историческими событиями.

Где, когда и что отмечают:

  • Великобритания, 21 октября — День ВМФ, дата выбрана в честь Трафальгарского сражения;
  • Индия, 4 декабря — празднование приурочено к дню, когда в 1971 году флот страны одержал победу над пакистанской флотилией;
  • Италия, 10 июня — итальянские торпедные катера в этот день в годы Первой Мировой одержали победу над венгерским линкором;
  • Украина, первый воскресный день июля — День Военно-морских сил;
  • Чили, 21 мая — День ВМФ, посвящен действующему флоту, воспоминаниям о поражении чилийской флотилии в сражении с перуанским броненосцем в 1879 году.

У каждого торжества есть свои традиции, мероприятия, которые находят поддержку среди гражданского населения.

У водной стихии нет графика и расписания, поэтому профессии, связанные с ней, сложны и опасны. Праздник призван привлечь внимание к этой отрасли, отдать дань уважения и благодарности всем, кто трудится на этом поприще.

В детстве обожала Новый год. Могла часами проводить время под елкой, выдумывая и рассказывая увлекательные (как я думала) истории про Деда Мороза и Снегурочку кошке Бусинке. Восторг от праздника испытываю и по сей день.

30/10/2020 05:27 image 30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана не случайно — (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота. image На самом деле флот на Руси существовал за много столетий до Петра I. Без флота не достиг бы своего положения Великий Новгород, русские воины на ладьях отправлялись в походы по Черному морю. Но тот старый русский флот не был регулярным в общепринятом понятии. Петр заимствовал идею создания централизованного военно-морского флота в Европе. Он сам очень интересовался кораблестроением и, как и в случае с регулярной армией, начал создавать российский флот с потешных войск. Знаменитый ботик Петра I «Святой Николай» не зря зовется «дедушкой русского флота» — он был приобретен еще двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок, а в 1688 году Петр обнаружил ботик в Измайлове. Петром лично были заложены несколько судов — в Переяславле, на Плещеевом озере. Затем некоторое время корабли строили в Архангельске, но вскоре Петр пришел к выводу о том, что Белое море совершенно не годится для морских экспериментов. Именно это обстоятельство и заставило его обратить повышенное внимание на возможность выхода России к другим морям – Балтийскому, Азовскому и Черному. Однако решение этой задачи требовало от России вступления в войну с соседними государствами. Ведь выход к Азовскому и Черному морям перекрывала Османская империя, Балтику контролировала Швеция. image Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе. Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге. После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная история российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия. На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века. Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов. image Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова. На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике. Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения. image По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг». 19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность. Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции. По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией. image Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами. Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств. Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава. В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии. В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России. В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России. Илья ПолонскийНовостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su

           Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)В России / История / Ратное дело | ВПКВернуться назад +

Похожие новости

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий