В Международный день глухих в Москве открылась первая воскресная школа для неслышащих детей

Каждый год в последнее воскресенье первого месяца осени во всем мире отмечается праздник – День глухих, утвержденный в 1951 году в связи с созданием Международной Ассоциации глухонемых. Теперь он отмечается 27-29 сентября ежегодно.

image

Согласно статистическим данным, каждый девятый человек на Земле имеет сложности со слухом. Причины данного заболевания совершенно разные: последствия болезни, несчастных случаев, врожденные пороки. Во всем мире насчитывается порядка 30 миллионов глухонемых, причем на Россию приходится порядка 40%, 5% из которых – дети, не достигшие совершеннолетия. Большое количество людей, объединенных одной общей проблемой, реализовало идею определить Международный день глухих.

История международного сообщества глухих берет свое начало еще в 18 веке во Франции.

Методика обучения Шарль-Мишеля де л’Эпе

image

У истоков Ассоциации глухих лежит объединение выпускников Парижского института для глухонемых в начале 18 века. Как и большинство учебных заведений, данное училище было создано священнослужителем, а именно аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он не только создал первое в мире специализированное учебное заведение для глухих, но и являлся основоположником жестовой педагогики, основанной на работах европейских философов Д. Дидро и Я. Коменского.

Сурдопедагогика включала в себя использование различных речевых средств: вербальные (письменная и устная речь) и невербальные (язык жестов) способы. Последний был основным. Таким образом, была разработана мимическая методика обучения, которая впоследствии и стала способом общения глухонемых.

Свои умозаключения Шарль де л’Эпе изложил в трудах “Обучение глухонемых посредством методики знаков” и “Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом”.

День глухих во Франции

Королем Франции была одобрена деятельность священника и оказана финансовая поддержка школе, которая получила широкую известность во всей Европе. Но помощи было недостаточно, и аббату приходилось тратить все свои доходы на содержание учебного заведения, что в конечном итоге его разорило.

С начала 19 века выпускниками Института глухонемых в Париже ежегодно отмечается день рождения Шарль-Мишеля де Л’Эпе, празднования в его честь стали традиционными. Это тоже своеобразный день глухих во Франции.

Позже во Франции появилось еще три специализированных учреждения для глухонемых – в Бордо, Меце, Шамбери, а в Париже существует и по сей день. Глухих не выделяют во Франции в отдельную категорию, к ним нет особенного отношения – они ведут нормальный обычный образ жизни.

Языки жестов

2,5 тысячи языков существует на Земле. Но язык взглядов и жестов – одна из интереснейших форм общения. Всемирной Федерацией глухих еще в 50-м году была разработана система жестов – жестуно. Необходимость в данном языке возникла для обслуживания таких мероприятий как конгрессы, симпозиумы, конференции, олимпиады.

В первом словаре, опубликованном в 1965 году, содержалось триста жестов, а в издании 1975 года – 1500.

Жестуно не был идеальным языком и имел ряд недостатков:

  • отсутствовали грамматические правила;
  • жесты сложно было использовать в контексте;
  • в основе лежало только 4 языка – британский, итальянский, американский и русский.

Впоследствии возникла необходимость возникновения языка, способного обойти данные проблемы. Так и появилась международная жестовая коммуникация, которая развилась естественно, без искусственного научного вмешательства. Данная система позволила общаться глухонемым из разных стран.

Отношение к глухонемым в России

Сегодня в России Всемирный день глухих также отмечается, но немногие знают, что первая российская школа для глухонемых была открыта в 1802 г. при Александре I. При нем же было основано первое высшее учебное заведение для глухонемых по европейским стандартам.

В начале 20 века в Москве появился первый не только в России, но и в Европе детский сад для неслышащих детей. В то время учреждения обучения для дошкольников были в единичном количестве. Специальное образование сложилось в систему и получило развитие лишь в начале 30-х гг. прошлого столетия. Так к середине 90-х гг. 20 века насчитывалось порядка 84 школ для глухих (в которых обучалось до 11 500 человек), 76 школ для слышащих, но слабо (в них обучалось 10 000 человек). В настоящее время количество специальных образовательных институтов, где преподают квалифицированные учителя, значительно увеличилось. А Международный день глухих в таких образовательных центрах является одним из основных праздников.

Для родителей детей с проблемами со слухом в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге) есть возможность устроить своего ребенка учиться в специальных образовательных учреждениях и посещать данные заведения на стандартной основе каждый день. Глухого человека с рождения под свою опеку и контроль государство взяло еще в советские времена. Действовала четко выстроенная система обучения: начало в детском саду, продолжение в школе-интернате, далее ПТУ и вуз.

Система обучения глухих детей

Данная система сохранена и сегодня. Сады способны принимать детей от 1,5 лет. В городах, где отсутствуют спец. заведения для глухих детей, открываются специальные группы в обыкновенных учебных учреждениях. Детей учат не только читать тексты, адаптированные под их возможности, писать, общаться, используя дактильную азбуку, но и работают с правильным восприятием ребенка мира, развитием своего собственного “Я”. С ними играют, устраивают всевозможные развлекательные мероприятия. В том числе ежегодно отмечается День глухих. Для детей это действительно настоящий праздник.

Всероссийское общество глухих (ВОГ)

Всероссийское общество людей с нарушениями слуха, образованное в 1926 г., существует и по сей день. Глухих, объединенных в одно большое сообщество, насчитывается уже более 90 000.

В составе Всероссийского общества глухих 76 региональных и почти 900 местных отделений, которые обслуживают неслышащих граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

Данное общество включает более 340 учреждений культурного значения (как регионального, так и местного уровня), Московский театр мимики и жеста, реабилитационные центры и организации.

Главные задачи ВОГ

Защитить права и повысить качество жизни глухого человека – вот главные задачи ВОГ. Общество активно взаимодействует с государственными структурами власти и как результат – новый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, а также техника и услуги, которые предоставляются людям с ограниченными возможностями бесплатно: слуховые аппараты, специальные мобильные телефоны, факсы, сигнализаторы, телевизоры, услуги сурдоперевода и т.д.

Еще одна из задач ВОГ – информировать общество о жизни инвалидов, их проблемах, способах решения. Социально ориентированный подход к празднованию в нашей стране такого мероприятия, как Международный день глухих – это тоже отчасти их заслуга.

Законодательное утверждение языка жестов в РФ

Не без активного участия ВОГ в России законодательно утвердили язык жестов в конце 2012 года, а также одобрили изменения в ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», уточняющем статус жестового языка в русской транскрипции, определяющем его в качестве языка общения при наличии проблем со слухом и/или речью. По данному ФЗ при получении слабослышащим образования государство обязано обеспечить его специальными учебниками, пособиями и иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчика.

К сожалению, в действительности закон не претворяется в жизнь на сто процентов. В настоящее время пока только изменилось отношение к жестовому языку, но и переводчиков, и квалифицированных преподавателей не хватает. Остается надеяться, что ситуация в скором времени изменится. Конечно, все понимают, что на это потребуется не один день. Глухих людей услышат, рано или поздно! Не зря глухонемым за всю историю цивилизации удавалось посредством других органов чувств передавать собственные мысли и эмоции. Среди них немало выдающихся и действительно талантливых личностей.

Увы, но жить в чудесном мире звуков, дано не всем. Те, кто стал инвалидами по причине травмы или неизлечимых болезней, могут с тоской вспоминать пение птиц, речь близких людей, шуршание листвы. Но есть и другая категория глухих, с рождения лишенных дара ощущать звуки. Статистика безжалостна, более 5% населения планеты страдают от заболеваний, связанных с расстройством слуха. Неудивительно, что человечество 27 сентября решило отмечать Всемирный день глухих, чтобы проблемы этих людей были услышаны максимально большему числу жителей Земли.

История Международного дня глухих

Первые сообщества глухих возникли в XVIII веке. Больше всего в те смутные времена для них сделал легендарный Шарль-Мишель Де л´Эпе, ставший изобретателем сурдопедагогики. Этот талантливый человек заложил основы французского жестового языка, и его методика получила широчайшее распространение в мире. Празднование его дня рождения очень быстро стало традицией благодарных глухонемых жителей Франции, а затем и остального мира. Ежегодные международные встречи не прошли даром и привели к созданию полноценной организации, способной решать важнейшие проблемы на высочайшем уровне.

Всемирная федерация глухих, возникшая еще в 1951-м, входит в число старейших организаций, поставивших цель объединения людей с ограниченными возможностями. Чтобы данное событие увековечить, в ООН решили учредить специальный день, посвященный проблемам населения с ограниченным слухом. Международный день глухих, независимо от любой политической обстановки, отмечается всегда очень широко и припадает на последнее воскресенье сентября, завершая торжественными мероприятиями ежегодную Неделю глухих.

Мероприятия к Международному дню глухих

Традиционно в такие дни следует прилагать максимальные усилия, чтобы уничтожать ту неприятную изоляцию, в которой порой оказываются люди с ограниченным слухом. В развитых странах данная проблема не столь угрожающая, поэтому на торжественных собраниях стоит приводить положительные примеры того, как много выдающихся личностей, несмотря на болезни, достигли потрясающих успехов на самом разном поприще.

Можно в Международный день глухих вспомнить гениального Циолковского, сумевшего произвести переворот в науке, несмотря на частичную потерю слуха, поразившую его после перенесенной в детстве скарлатины. Фантаст Карел Чапек, известные всему миру писатель Жан Жак Руссо и композитор Бетховен, Гюго, поэт и изумительный фехтовальщик Пьер де Ронсар, президент Билл Клинтон – этот список талантливейших людей прошлого и современности можно продолжать на многих страницах. Глухота не смогла сломить тех, кто силен духом и имеет впереди великие и реальные цели. Подобные примеры следует приводить на встречах выпускников школ для глухих, на больших мероприятиях с участием детей и общественности.

Большую роль в праздновании Международного дня глухих имеет организация спортивных соревнований любого уровня, ведь нарушения слуха не мешают подросткам и взрослым становиться неплохими атлетами, пловцами, шахматистами или волейболистами. Высокие достижения на таком поприще стимулируют человека выходить на новый уровень в любом деле. Руководителям областей и районов стоит поощрять людей, активно занимающихся с инвалидами по слуху, проживающими в их регионе. Если человек здоров, но он понимает проблемы слабослышащих и пытается способствовать интеграции их в обществе, то такие действия требуют немедленной поддержки. Мероприятия ко дню глухих – это отличный повод отметить таких энтузиастов с высоких трибун и порадовать их подарками.

Статьи по теме:

Международный День балета Вряд ли найдется кто-то, кто останется равнодушным к такому утонченному виду искусства, как балет. В статье мы расскажем, когда и как празднуется Международный день балета. Всемирный день хлеба С давних времен хлеб считался главной пищей в любой семье, об этом и призван рассказать этот праздник. Когда и как празднуется Всемирный день хлеба, читаем далее.
Международный день стандартизации Стандартизация – залог высококачественной продукции, поэтому к данной сфере деятельности стоит проявить максимум уважения. Об этом призван рассказать Международный день стандартизации, о котором подробнее – в статье. Всемирный день сельских женщин К сожалению, роль сельских женщин в общества сегодня слишком обесценена, и это совершенно несправедливо, ведь именно от успешного ведения хозяйства зависит благополучие страны. Когда и как празднуется Всемирный день сельских женщин, читаем в статье.

Китайцы не сдаются: 25 подделок, которые рассмешат всех до слёз 10 пар знаменитых женщин, которые внезапно оказались одногодками 20 фото, по которым мы навсегда запомним пару Ким Кардашьян и Канье Уэста Когда жара похожа на «адский ад»: 20+ убойных фото из жизни

Опять показалось: 25 фото-иллюзий, которые точно «сломают» ваш мозг Приколы на пикнике: 25 фото, которые заставят вас рыдать от смеха
25 убойных табличек от хозяев, у которых очень злая собака, коты и …жена 20 горе-красавцев из Соцсетей, которые опять «спалились» на фотошопе 20 модников из метро, которые опять пугали попутчиков своим видом

Стерлеград.ру » Разное » Международный день глухих 25 сентября 2011     |  calend.ru 25 сентября (дата для 2011 года) – Международный день глухих Международный день глухих (International Deaf Day) учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых (World Federation of the Deaf, WFD). По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков. На планете 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов. Всемирная федерация глухих в 50-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов. В 1760 году аббат де Л’Эпе (Charles-Michel de l’Épée) основал первую школу во Франции — Парижский институт глухих (Institut National de Jeunes Sourds de Paris). Аббат был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка. Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. Десятки замечательных и великих личностей были глухими. Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза «С плохим слухом во дворце делать нечего». История знает и другие великие имена. Виктор Гюго — автор «Собора Парижской Богоматери». Людвиг Ван Бетховен — величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — французский скульптор. Жан Жак Руссо — французский философ и писатель. В России учрежден профессиональный праздник — День сурдопереводчика, отмечаемый ежегодно 31 октября. Смотрите такжеИнформация Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Поздравления с международным днем глухих

В последнее воскресенье сентября отмечаем Международный день глухих! Цель Дня — привлечь общество к проблемам, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди и пожелать глухим самого наилучшего!

В международный день глухих прими мои поздравления! Ты уникальный человек — самый добрый, позитивный и светлый! Позволь пожелать тебе в этот день чтобы дом был полной чашей, чтобы в нем поселились гармония и счастье! Желаю тебе отметить свой вековой юбилей на собственном острове в окружении правнуков и любимой жены!

Поздравляю вас с днем глухих! Разрешите в этот день выразить наше восхищение вашими достоинствами! Ваша особенность не помешала вам стать цельной, гармоничной личностью, добрым, умным человеком! Достоинства долго можно перечислять! Мы просто рады, что среди нас есть такой солнечный человек!

В международный день глухих спешу тебя поздравить! Я рада, что нас свела судьба, спасибо ей за это. Мне не знакомы люди, более отзывчивые и душевные, чем ты! Пусть твои долгие годы будут наполнены счастьем и гармонией, любовью и нежностью! Пусть рядом с тобой будут лишь добрые, позитивные люди, которые никогда не подведут!

Дорогой друг! Поздравляю тебя с международным днем глухих! Твоя особенность не озлобила тебя на мир, не сделала замкнутым и нелюдимым. Ты стал хорошим другом, отзывчивым, честным, надежным человеком! Ты достоин всего самого лучшего в жизни, пусть все это придет к тебе! Оставайся таким, каким я тебя знаю, ты лучший!

Поздравляю тебя с международным днем глухих! Ты счастливый человек, потому что не слышишь ссор, лжи, обидных слов в спину, сплетен! Я рад за тебя! Возможно, именно благодаря твоей особенности ты стал таким добрым, открытым, позитивным человеком! Пусть все твои желания исполняются, добра тебе и мира!

Поздравляю тебя с всемирным днем глухих! Позволь мне в этот день сказать тебе, как ты важен в моей жизни! Я учусь у тебя слышать душой, сердцем. Ты показал мне совсем другой мир! Я увидела краски по-новому! Спасибо тебе за все это! Хочу пожелать тебе долгой жизни, ярких ощущений, новых друзей, счастливых дней!

26.09.2016 10:52 411 image АиФ image Статья по теме Стать профессионалом – просто

26 сентября, Чита – АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова. Какие проблемы испытывают слабослышащие и глухие забайкальцы? Как они адаптируются к окружающей среде? Об этом – в интервью с Татьяной Севера, руководителем Регионального отделения Всероссийского общества глухих. 

Было 11 спецшкол 

Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: Татьяна Владимировна, как начинался ваш путь в сурдологию? 

Татьяна Севера: Я родилась в Республике Саха (Якутия). В детстве получила травму уха. Потом было осложнение и частичная потеря слуха.  Обучалась в школе для слабослышащих в городе Улан-Удэ. Там и научилась жестовому языку.  

ДОСЬЕ Татьяна Севера родилась в 1973 году. С 2013 года возглавляет Региональное отделение Всероссийского общества глухих. Сейчас получают профессию социолога в ЗабГУ. Замужем. В семье двое детей.

– В вашем региональном обществе глухих на учёте состоит 462 человека. А сколько всего забайкальцев имеют проблемы со слухом? 

– На этот вопрос никто не ответит. У многих ведь с возрастом появляются проблемы со слухом. Как таких пересчитать?

Но, по данным Бюро медико-социальной экспертизы, инвалидность по слуху имеют 431 забайкалец (334 взрослых и 97 детей). 

Я заметила, что в основном глухота у забайкальцев – это следствие перенесённых заболеваний и осложнений.  Семьи, в которых глухота – наследственное заболевание, я могу пересчитать по пальцам. 

– В Чите существует школа для глухих. Сотрудничаете с её представителями? 

– Пока не могу сказать, что у нас складываются какие-либо тесные отношения… В школе теперь обучаются не только глухие и слабослышащие дети, но и ребята с задержкой психического развития, с ДЦП, а также с другими заболеваниями. Словом, это теперь коррекционная школа, а не специальная, как было раньше. Мне кажется странным – там учат глухих говорить вместо того, чтобы обучить жестовому языку… 

А вообще, в Забайкалье первая школа для глухих детей появилась в 1923 году. В ней учились также ребята из Дальнего Востока и даже Маньчжурии. Обучать их из Парижа приехала Екатерина Казаринова. В 40- е годы в нашем регионе действовали уже 11 спецшкол для глухих и глухонемых детей, в том числе крупнейшие, – в Хохотуе и Мильгидуне . А в 62-ом центром таких учреждений стала Чита.  

 Не рядом, а вместе 

– С какими трудностями сталкиваются глухие и слабослышащие забайкальцы? 

– Проблем хватает, а главная из них – трудоустройство. Кем мы можем работать? В основном – дворниками, уборщиками. 

Есть федеральный закон, согласно которому руководитель обязан трудоустроить инвалида, если штат более ста человек. Таких предприятий в крае много, но, надо признать, людей с ограниченными возможностями неохотно берут на работу. А ведь они могли бы трудиться и фасовщиками, и бухгалтерами, и парикмахерами, и кухонными работниками.  Но не идёт пока общество нам на встречу! 

Раньше машиностроительный завод в Чите функционировал в полную силу – слабослышащих немало там работало. А сейчас… Многие уезжают в соседние регионы. Например, в Улан-Удэ, инвалидами по слуху укомплектован почти весь штат локомотивно-ремонтного депо. 

– Из наших деревень, наверное, уезжают в первую очередь… 

– Да, все, кто может, сначала перебирается в Читу. В деревнях работы нет, и условия проживания невыносимые 

Осложняют нам жизнь ещё и сотрудники медико-социальной экспертизы. Например, пишут в индивидуальной программе реабилитации (ИПРА), что глухие «не нуждаются» в протезировании и ортезировании  Почему? А если настанет тот момент, когда человек надумает сделать кохлеарный имплант, и что тогда? За свой счет платить бешеные деньги? И ещё есть один пункт: «Содействие в трудоустройстве» – не нуждается? А это почему так излагают?  А вот ещё смотрите, у  меня в ИПРА  написано: «Противопоказаны работы, требующие речевого контакта». Это как понимать? Я постоянно принимаю участие в разных конференциях, меня приглашают выступить на различных собраниях. В октябре еду в Москву на юбилейный концерт, посвященному 90-тию Всероссийскому общества глухих. 

 Также в карте ИПР  прописывают и то, что глухие не нуждаются в профессиональной ориентации. Получается ни образование нам не получить, ни повысить квалификацию! Я понимаю, что сотрудники МСЭ не по-своему желанию ярлыки вешают. Значит, надо менять законы. В развитых странах инвалиды – по зрению, – по слуху – разные – живут не рядом с обычными гражданами, а вместе!  

– Но известны же примеры, когда слабослышащие поступают в вузы. 

– Да, в ЗабГУ такая практика есть. В прошлом и в этом году 13 человек  слабослышащих и глухих поступили в вуз (по специальности «Социальная работа»). С трудом, но удалось добиться этого. 

К сожалению, в Чите нет возможности инвалидам по слуху получить профессиональное образование в специализированном учебном заведении. Поэтому ребята уезжают  в Благовещенск – чтобы получают профессию стоматолога или лаборанта, в Челябинск – чтобы в будущем стать сварщиком, токарем или слесарем, в Новосибирск – там получают профессию  программиста и художника. 

Снять с учёта – через суд

– Вы несколько лет боритесь за то, чтобы в крае появилась диспетчерская служба для глухих. Но дело дальше разговоров так и не идёт? 

– Очень надеюсь, что такая служба появится у нас в ближайшее время. Проект этот задуман в рамках программы «Доступная среда». Деньги выделены. Острая необходимость в появлении диспетчерской службы назрела давно. Дело в том, что у нас в Чита два сурдопереводчика, и в Петровске-Забайкальском  один. Но даже и те, которые есть, не могут постоянно сопровождать глухого человека – в поликлинике, в магазине, в паспортном столе и т.д. 

– Насколько мне известно, каждому глухому человеку положено определённое количество часов сурдоперевода… 

– Да, каждому положено по 40 часов в год. Но при этом проезд к месту сурдопереводчику не оплачивается, часы просиживания в очереди, в БТИ, например, тоже. Вот и хотелось бы, чтоб в каждом учреждении,  куда обращается инвалид по слуху, были приобретены планшеты и по средствам скайпа выходить на связь. Например, человек с тугоухостью находится в поликлинике. Врач что-то объясняет ему, а сурдопереводчик  в режиме он-лайн жестовым языком переводит. 

– Прокомментируйте споры, которые разгораются сейчас между вашей организацией и специалистами психоневрологического диспансера. 

– Поскольку сейчас закон разрешает управлять автомобилем инвалидам по слуху, забайкальцы стали активно проходить обучение в автошколах. И каково же было наше удивление, когда проходя медосмотр, выяснилось, что многие из слабослышащих стоят на учёте в психоневрологическом диспансере. Кто их поставил? Когда? Почему родители детей об этом не знают? Доходит до абсурда. Мальчик приехал с семьёй в Читу 15 января 2009 года, а сейчас мы узнаём, что он с 13-го числа на учёте в ПНД. Идём разбираться, а нам говорят: «Сняться с учёта можно только через суд».  

– Наша редакция может подключиться к решению проблемы… 

– Спасибо. Мы планируем писать жалобу в прокуратуру. Если не поможет – пойдём в суд. 

– Невесёлая у нас с вами беседа получилась… 

– Проблемы – проблемами, а жизнь продолжается! Если руки опускать – так и до депрессии недалеко. Мы активно занимаемся спортом – на краевой спартакиаде взяли много золотых медалей, занимаемся творчеством, рукоделием, приглашаем на встречи  специалистов различных министерств и ведомств – чтобы не отставать от  жизни, быть в курсе того, что происходит, что и как меняется, в том числе в законодательстве. Сейчас мы заняты подготовкой сразу к трём мероприятиям: празднованию Дня глухих, Дня пожилого человека и «Золотой осени». «Золотую осень» мы  проводим каждый год -это своеобразное открытие сезона после отпусков. 

– Чему стоит поучиться нам, здоровым людям, у глухих? 

– Думаю, с уважением и пониманием относиться к окружающим, не быть равнодушным к происходящему вокруг, уметь протянуть руку помощи другу, соседу, коллеге. Ведь мы такие же, как все здоровые люди, только воспринимаем мир иначе. 

Смотрите также:

  • В Чите работает президентская программа по подготовке управленческих кадров →
  • …При каких условиях нуждающийся может бесплатно получить протезы? →
  • Ксения Бузина – покорительница Москвы →

image В единении – сила! image Урок мужества. Евгений Эпов погиб, спасая других image Подростки из Могочи за ночь украли две «Жигули» image Скоро захрюкаем? В Забайкалье предэпидемия гриппа image Боль, терзания, победа. Нина Коледнева – «Золотое перо России»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий