Святые мученики Кирик и Иулитта

—>—>Главная—> » —>Каталог—> » Образы святых XVII-XIX века » Кирик и Иулитта, святые мученики (R3)

—>Фотографий в альбоме—>: 18 —>Страницы—>: 1 2 »
  • D69-001  image Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-002  image Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-003  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-004  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-005  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-006  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-007  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-008  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-009  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-010  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-011  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-012  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-013  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-014  Кирик и Иулитта, святые…
  • D69-015  Кирик и Иулитта, святые…
1-15 16-18

—>

Метки текста:

Рябининские чтения

Корюнкова Л.А. (Москва) Икона «Мученики Кирик и Улита» из Заонежской экспедиции ГИМ

Аннотация: На иконе «Мученики Кирик и Улита, с деяниями» из собрания Исторического музея житие обладает уникальной программой, связывающей памятник с идеологией старообрядчества. Образ происходит из Каргополья, где в скитах было много переселенцев из Выго-Лексинской обители. В художественном стиле произведения прослеживается связь с «дониконовской» иконой.

Ключевые слова: Мученики Кирик и Улита; Государственный исторический музей; старообрядцы; апокрифическое житие; дониконовская икона;

Summary: The content of pictorial hagiography on the icon Martyrs Cyricus and Ulita (State Historical Museum, Moscow) displays a unique program which connects this artifact with the ideology of Old Believers. In the scenes of their life, the torments that Cyricus and Ulitta suffered from their torturers are depicted. These torments appear in folk songs and apocryphal hagiography which substantially differ from the Greek text that was accepted in the Russian Prologue/Synaxaria and menology. The style of painting demonstrates some peculiar features of icons of Old Believers with certain traces going back to pre-Nikonian iconography.

Keywords: Martyrs Cyricus and Ulita; State Historical Museum; Old Believers; apocryphal hagiography; pre-Nikonian iconography;

Летом в июле и августе 1966 г. сотрудники отделов дерева, тканей и древнерусской живописи Государственного исторического музея (ГИМ) участвовали в экспедиции по Заонежью с целью сбора экспонатов народно-декоративного искусства. [1] Судя по полевой описи, члены экспедиции прошли побережье Онежской губы: высадившись в г. Онега, продолжили маршрут через деревни Материка, Камениха, Гребаниха, села Тамица, Кянда и затем поднялись по реке Онеге на юг Архангельской области в деревню Никольская в Каргополье.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Особый интерес представляет житийная икона «Мучеников Кирика и Улиты». [2] Она происходит из деревни Никольская, как отмечено в полевой описи – «из дома старообрядок», где лежала на чердаке. [3] Икона несет на себе следы пожара, основа ее наполовину сильно обуглилась, лицевая сторона находилась под потемневшей и закопченной олифой. [4] Реставрация в Святотихоновском институте (2010 г.) завершила раскрытие памятника. Поздние прописи были оставлены. [5]

Местом создания памятника является Каргополье. Об этом свидетельствуют цветовая декоративность и яркость письма, плотность красочного колера, вкус к орнаментальности, штриховая скоропись светотеневой разработки формы, контурная обводка силуэтов. [6] В стиле иконы наблюдается целенаправленное использование приемов «дониконовского письма», характерных для памятников середины XVII в. В композициях присутствуют высокие поземы, определяющие глубину пространства. Стаффаж расположен на стыке с фоном. Здания в «пейзажных» композициях, представлены маленькие, как бы в перспективном сокращении, что знакомо по гравюрам Пискатора-Бортха, используемых в качестве образцов в иконах и фресках Поволжья. Фасоны одежд – в виде коротких кафтанов и отложных «голландских» воротничков. В ликах вохрение плотное, подчеркнуто розовое, восходящее к памятникам эпохи первых Романовых. При изображении глаз белки изображаются в виде точек, которые вместе с огромными зрачками создают подвижную выразительность и направляет взгляд. Несмотря на нарочитые архаические приемы, здесь отсутствует сухая стилизация «готовых форм» поздней иконы. Время исполнения памятника может быть отнесено к первой половине XVIII в. В художественном решении доминирует стиль барокко с выраженной лапидарностью объемных форм – холмистого позема, мягких складок одежд. О знакомстве с «живоподобием» напоминает оливковый санкирь.

В прямоугольном среднике изображены как исповедники с восьмиконечными крестами в руках – мученики Кирик и Улитта. На хартии, развернутой знаменем вверх, хорошо прочитывается текст, в котором в старообрядческой транскрипции, воспроизведен «завет» Христа: «Владыко Боже/ Отче Вседе/ржителю Господи / Сыне Единородный: / Исусе Христе Исвятый, /душе едино Боже/ство едина сила. /молимся тебе. / Господи услыши мо/литву раб своих / Кирика и Улиту аще /кто почтет му/чение наше изба/ви и сохрани их /в нынешней жи/зни и в страшное / Христово при/шествие». Эта молитва о прощении грехов важна для беспоповцев, ожидающих близкий конец света, и у которых не было священства. По сторонам головы Улиты авторские прямоугольные плакетки: «Образ с(вя)тыя м(уче)н(и)цы Оулиты».

  1. Рождество святаго мученика Кирика.
  2. Улита перед двумя царями.
  3. Кирик перед игемоном Александром.
  4. Первое мучение: удары по голове палками […].
  5. Второе мучение: скобление по голове железными прутьями […].
  6. Побиение трехсот мужей во граде Фарсисе: «Бяху во граде Тарсисе в темнице седяху триста мужей и повеле мучитель побитии их и телеса их разбросавши итако вси скончашася».
  7. Третье мучение: «Повеле мучитель святых Кирика и Улиту повесити на древе и прибити гвоздиемъ и стругати телеса святых…».
  8. Четвертое мучение: «Повеле мучитель святых мучеников Кирика и Улиту пилами телеса растерзати».
  9. Пятое мучение: «Повеле мучитель телеса святых Кирика и Улиты разже (по иным) и пажещи ихъ».
  10. Шестое мучение: «Повеле мучитель Александр святых мучеников Кирика и Улиту в котел положити доидеже будет яко пепел».
  11. Мученики перед царем: «Седяху…и возопиша мучителю верую во единого Бога, а боги твоя проклинаем И повеле мучитель скончати их».
  12. Кирик и Улитта упрекают царя за причиненное им зло: «Предсташа пред мучителя святыи Кирик и Улита и рече знаешь ли. нас царю инже отвращашеся не знаю вас. Святые укоряше его како имъ злая сотвори».
  13. Седьмое мучение: «Повеле мучитель Александр святого Кирика язык отрезати».
  14. Восьмое мучение: «Повеле мучитель святым Кирику и Улите на главах олово возлияти Святии же неврежденни».
  15. Девятое мучение на костре и уверение царя Александра: «Уверения ради погрузи царь Александр руку в котел и бысть рука его уголь. Возопи и моля святаго Кирика да избавит от скорби».
  16. Молитва Кирика: «Воззрев на небо святый Кирик и виде Господа и рече святый. Во имя твое Господи дерзаю и подаждь ми терпение. Да одолею козни вражия».
  17. Чудо Кирика и Улитты: «Чудо святых Кирика и Улиты… 12 тысящ мучителевых людей».
  18. Завет Христов: «Явися Господь наш Исус Христос святым Кирику и Улите и глаголя Кириче услыша молитву твою и будеши прославлен и на небеси и на земли».
  19. Казнь: «Повеле мучитель святым мучеником Кирику и Улите главы отсещи».
  20. Погребение: «Приидоша святии ангели и погребоша святых Кирика и Улиту».

На иконе представлена одна из древнейших версий жития мучеников Кирика и Иулитты, которая не совпадает с текстом Симеона Метафраста, излагаемой в печатных Пролагах и Минеях Четьях. [7]

В так называемой народной, как считается, апокрифической редакции, [8] младенец Кирик вместе с матерью подвергся страшнейшим пыткам, во время которых он, невинный младенец, поддерживал устрашенную мать силой своей веры. Неоднократно они были физически изничтожаемы, но воскресали вновь благодатью Святого Духа. В V в. был выполнен латинский перевод пространного «апокрифического» жития мучеников с подробностями их мучений и смерти в городе Тарсе. [9] Такая интерпретация жития была предпочтительной для староверов беспоповского толка, [10] и она могла войти в июльский том Четиих Миней братьев Денисовых (Отдел рукописей ГИМ, Музейск. собр. II, № 84–89). [11] Особенно был важен текст завета – обещания Христа Кирику, что всем, кто будет почитать имя мучеников Кирика и Улиты, строить храмы в их честь, переписывать Житие, будет даровано прощение грехов. Завет присутствует в духовной поэзии и старообрядческих рукописях XVIII–XIX вв.

В целом содержание клейм на иконе исполнено трагизма, только первое и последнее клейма имеют «мажорную» тональность. В особенно празднично украшенной сцене «Рождество Кирика» изображены хоромы (так как Иулитта благородного происхождения), гиматии у Иулитты и повитухи одинаково уложены пышными складками, напоминающими прекрасные цветы. В последнем (20) клейме Ангелы погребают Кирика и Улитту под сводами пятиглавого храма, давая понять зрителю, что Святая Русь является преемницей великого подвига мучеников.

На иконе прослеживаются отсылки к историческим событиям в России. В сцене допроса Иулиты представлены два коронованных правителя. С одной стороны, императоры Диоклетиан и Максимилиан, [12] в правление которых были замучены Кирик и Улита, олицетворяли власть на Западе и Востоке Римской империи. С другой, напрашивается историческая параллель с двумя царями Петром и Иоанном. Воины бритые, с короткими торчащими усиками и кудрявыми волосами, напоминающими прическу царя Петра. Синий и зеленый цвета одежд палачей-воинов вызывает аллюзии с гвардейцами Преображенского и Измайловского полков. Иногда волосы палачей торчат сзади, как при изображении нечистой силы.

Обращает на себя внимание натурализм изображения в сценах мучения: Палачи крючьями захватывают когтем сосок Кирика и грудь Улитты, пилой распиливают тела. В контрасте к отрицательным персонажам подчеркивается особое поведение мучеников, претерпевающих нечеловеческие страдания «целомудрия ради и чистоты». Кирик не только всегда «стоим стоит», он еще часто пристально смотрит на мать, опустившую очи и «испугавшуюся» страданий, как бы «поддерживая» ее. [13] Как всегда, на иконе изобразительная метафора сообщает дополнительные смысловые оттенки. В сценах, где мучеников варят в котлах с раскаленным оловом, [14] масштаб страданий художником подчеркнут контрастом огромного чана и белых, отстоящих далеко в глубину пейзажа «за тридцать верст» столбов. Столбы белого цвета и находятся на горках в «зоне» Рая: они являются заслугой мучеников перед Господом и Градом Небесным.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Е.С. Овчинникова, первый исследователь памятника, [15] указала в инвентарном описании, что икона, по-видимому, происходит из местной, сгоревшей, церкви, в честь которой была названа деревня. Это вызывает сомнения. Православная церковь святителя Николая 1750 г. сгорела в 1990 –е годы, т.е. еще была на месте во время экспедиции ГИМ. Образы Кирика и Улитты – программное произведение в старообрядческой культуре. Об особом их почитании свидетельствует соименные Кирику и Улите часовни в Олонце и в Каргополье, в частности, на Онеге. [16] Каргополье теснейшим образом было связано с Выгом: здесь была хорошая земля, которая служила житницей для Выгореции, а также здесь было множество скитов, основанных и духовно окормляемых Выго-Лексинскими старцами. Недалеко от д.Никольская (на расстоянии 12–15 км) располагалась на р.Чаженьге знаменитая Чаженьгская пустынь (1710–1838). [17] Здесь же, как считается, находился скит переселившегося из Олонца старца Филиппа, основателя филипповского согласия. [18] Его крайние взгляды на устав общежития старообрядческой общины были обусловлены учением о пришествии на землю антихриста, наступающем конце света и близости Страшного суда, что обусловило непримиримую позицию к государственной власти, как слугам антихриста, а также и не поминовение царя. Обращение к первым христианским мученикам приобретало смысл исторической преемственности по отношению к «новым мученикам» – исповедникам «старой» веры, а икона в таком случае становилась изобразительным манифестом, указывающем, что смерть и страдания есть кратчайший путь к вечному небесному блаженству и спасению души. [19]

С большой долей вероятности, можно предположить, что старообрядцы, из дома которых икона попала в музей, переселенцы – насельницы какого-нибудь разоренного в период государственных гонений скита, сохранившие сокровенно свою святыню на чердаке дома.

  • [1]  Опись ГИМ 100025.
  • [2]  И VIII 6011, ГИМ 100025. Икона имеет значительные размеры: 120х102х3 см, щит состоит из пяти еловых досок, скрепленных двумя врезными также еловыми сквозными фигурными шпонками, прибитыми к основе деревянными шпунтами. Основа без ковчега. Надписи к клеймам, выполнены полууставом, черного цвета.
  • [3]  Отдана в дар Макулиной Клавдией Ивановной (Опись № 81. Л. 20–21 об.).
  • [4]  Пробная расчистка сделана реставратором ГИМ Б.С.Виноградовым.: Москва православная. М., 2000. С. 320.
  • [5]  О поновлении живописи свидетельствует краска, затекшая в кракелюры. К поздним вмешательствам относятся рисованные картуши вокруг плакеток с именем Оулиты, облачка на фоне, огонь в сценах мучений, в некоторых местах обувь, струи крови на телах мучеников и каемочка на плате Улитты, в среднике. Серьезное вмешательство, видимо, было в кон. XVIII – нач. XIX в. Об этом свидетельствует реставрация деревянной основы, проведенной до пожара, так как шпонки тоже обгорели.
  • [6]  Кольцова Т.М. Иконы Каргополя. М., 2014. С. 20–21; Иконы Русского Севера: Каталог. М., 2007. Т. 1. С.25–27; Т. 2. № 179.
  • [7]  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т.3: Святой Восток. Ч. 2 и 3. М., 1997. С. 271. – Репринт. Вдова-христианка благородного рода из Икониии и ее трехлетний сын бежали от гонений в Селевкию, потом в Тарс, где ее настиг выполнявший императорский эдикт соправитель императора Диоклитиана игемон Максимиан. Согласно Житию, мать была подвергнута мучениям и обезглавлена, а сын разбился, когда его, заплакавшего и потянувшегося к матери, правитель сбросил на каменные ступени († 305).
  • [8]  «еретический с православной точки зрения» (Тураев Б.А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С.29).
  • [9]  Об истории возникновения завета: Французов С.А. Арабский православный агиографический сборник из библиотеки Румынской академии и проблема происхождения завета святому // Вестник Православного Свято-Тихвинского ун-та. Сер.III: Филология. 2012. Вып. 3(29). C.57–72.
  • [10]  Одним из источников этой версии жития для русских старообрядцев мог быть Цезарь Бароний (XVI в.). Перевод «Анналов» имел широкое хождение среди поморцев – Православная энциклопедия. М., 2002 Т. 4. С. 348.
  • [11]  Юхименко Е.М. Традиция составления Четиих Миней в старообрядческой среде // Slavia Orientalis. 2013. Т.62, № 1. S. 90.
  • [12]  В духовных песнопениях «Максимьян – царь-мучитель», в Печатных Прологах и житии под редакцией Дмитрия Ростовского – игемон Александр.
  • [13]  «Мати моя Улита, не устрашися…Господь Бог нас помилует» (Голубиная книга. М., 1991.С.80).
  • [14]  Ср.: «На мученье на великое / приказал он наносить в котел / свинцу, смолы и олова, разжигали жаром-огнем-пламенем. / Заревел-закипел котел, ровно гром загремел, слышно было за тридцать верст» (Стихи духовные. М., 1991. С.124).
  • [15]  Екатерина Сергеевна Овчинникова, хранитель фонда древнерусской живописи (1934–1976).
  • [16]  Кольцова Т. М. Из истории изучения Кенозерья: экспедиция 1962 года // Культурное и природное наследие Европейского Севера. Архангельск, 2009. С. 184, 185; Мир часовен Кенозерья. М., 2009. № 34, 53.
  • [17]  Макаров И.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007. С. 135–143.
  • [18]  Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря: Лица, события, предметы и символы. М., 1996. С.294–296.
  • [19]  Пулькин М.В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII–XIX в.). М., 2013. С. 44–45.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

ИУЛИТТА ТАРСИЙСКАЯ

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Иулитта Тарсийская, Иконийская (+ ок. 305 ), мученица .

Память 15 июля

Жила в городе Иконии Ликаонской области. Происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика . Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.

Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии , а затем в Тарсе . Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулитта повторяла: » Я христианка и не принесу жертвы бесам «.

Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: » Пустите меня к матери, я христианин «. Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.

Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина . В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм.

Тропарь Кирику и Иулитте

Яко лоза благоплодная, Иулитто честная, / грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу, / сына твоего Кирика славнаго, / мучением того богатно украсивши / и твоею кровию навершивши, / тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних, / идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/jul15.htm

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/Qur….jpg (икона)

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Среди святых, поминаемых Православной Церковью 16 сентября, есть имя мученицы Василиссы Никомидийской, пострадавшей за Христа в 309 году. Чем прославилась эта юная отроковица?

Точно сказать, сколько было таких детей-мучеников, не сможет никто. Их имена и число известны только Богу. Ведь немало детей было казнено вместе со взрослыми в моменты массовых уничтожений целых семейств последователей Христовых. Собственно история христианских святых началась с невинных младенцев, пострадавших от нечестивого Ирода и родившихся только для того, чтобы стать первым семенем для той почвы, на которой впоследствии росла, расширялась и крепла, вопреки всему, наша Церковь.

Вряд ли найдется такой христианин, который не слышал бы о подвиге трех отроковиц Веры, Надежды и Любви. Они особо почитаемы нашим православным народом. Но собрания мученических актов сохранили для нас и другие, очень похожие повествования о детях-исповедниках, погибших за свою веру. Очень трогательная история о святой Феодотии и трех ее малолетних сыновьях, сожженных живьем в печи за то, что не отреклись от Христа и остались Ему верны. Невозможно без содрогания читать житие святой мученицы Вассы и ее детей, подвергавшимся таким страшным истязаниям, что и представить трудно. В житиях святых упоминается совершенно необычная история о святом младенце Кирике и его матери Иулитте. Под пытками, которые совершались на глазах у ее трехлетнего сына, святая Иулитта все время произносила, что она христианка. Ребенок, видевший ее мучения, плакал и рвался к ней, а затем следом за матерью стал тоже повторять: «Я христианин». Истязатель, услышавший это, пришел в еще большую ярость и в гневе сбросил мальчика с высокого помоста на каменные ступени, об которые тот и разбился. Происходило все это в период правления императора Диоклетиана – самого кровавого преследователя христиан, особенно прославившегося тем, что гонения при нем носили не только ужасно жестокий, но и массовый характер. Были случаи, когда одномоментно обезглавливали, предавали сожжению, топили или даже закапывали живьем в землю по несколько тысяч человек. При соправителе Диоклетиана, Максимиане, в Никомидии были усечены мечом 84 малолетних воспитанника святого мученика Вавилы, которые следом за своим учителем, невзирая на уговоры и устрашения, отказались принести жертву языческим богам и твердо исповедовали свою веру.

Сила веры и бесстрашие христианских детей были так велики, что приводили порой в ужас и трепет самих мучителей и содействовали их покаянию и обращению к истинному Богу. Именно так и произошло в истории с 9-летней девочкой Василиссой, память которой Православная Церковь чтит 16 сентября. Эпоха царствования римского императора Диоклетиана и учиненные им гонения дали Христовой Церкви самое большое количество мучеников. Это была одна из последних жестоких попыток расправиться с христианством, которое начало набирать силу в период агонии язычества. Историки до сих пор теряются в догадках об истинных причинах такого внезапного наступления императора Диоклетиана на верующих. Ведь с начала своего правления он довольно лояльно относился к христианам. В течение двух десятилетий продолжалось относительно спокойное существование Церкви. При дворе римского императора в Никомидии служило много христиан. Некоторые из них занимали ответственные посты, были военачальниками и руководителями провинций. Даже в личной охране императора состояли христиане. Гонения разразились перед самым окончанием правления Диоклетиана и продолжались при его преемниках в течение 10 лет. Не последнюю роль в деле негативного отношения к последователям Христа сыграли манихеи, чье извращенное учение представляло собой смесь христианства и зороастризма. Они проповедовали всеобщий строгий аскетизм и запрет брака. Именно последнее положение их учения, по мнению императора, содержало в себе угрозу всему государственному римскому устройству. Еще в 295 году был издан «эдикт о браке», основная идея которого заключалась в неразрывном единстве семьи, морали, права, государства и языческой религии, служащей фундаментом общества. Поэтому сначала Диоклетиан решил разобраться с манихеями, а затем, подстрекаемый своим родственником Галерием, полагавшим, что и разрастающееся христианство тоже представляет собой опасность римской государственности, обратил весь свой гнев на последователей Христа. Одной из причин преследований могли стать опять же наветы и обвинения христиан, как при Нероне, в поджоге дворца, произошедшего незадолго до начала гонений. 

В житии святой мученицы Василиссы, составленном святителем Димитрием Ростовским, сказано, что едва ли в каком городе было пролито столько мученической крови, как в Никомидии, где пострадала эта отроковица. Даже приводятся цифры: за один месяц мученическую кончину приняло 17 тысяч верующих, кроме 20 тысяч сожженных в день Рождества Христова. Житие ничего не повествует нам о семье и происхождении этой 9-летней Невесты Христовой. По-видимому, она была в числе других христиан, которых привели на истязание. Представ перед лицом своего мучителя, она не только не испугалась, видя пытки и страдания других верующих, но как взрослый человек вступила в диалог с правителем и начала проповедовать и разъяснять учение Христово так, что все были удивлены благоразумию и свободному ее разговору с мучителем. Эта девочка вела себя как вполне совершенный муж. Правитель пытался склонить Василиссу уговорами и обещаниями к почитанию языческих богов, но она оставалась непреклонной и твердо отстаивала свои убеждения. Отроковицу раздели и начали бить, сначала по лицу, а затем и по всему телу розгами. Мученица не только не стала просить, чтобы прекратили мучения, но громко благодарила Бога за то, что удостоилась такой чести пострадать за веру. Такая отвага и терпение девочки вывели из себя правителя, и он приказал повесить мученицу вниз головой над огнем, в который бросали смолу и серу, в уверенности, что юная исповедница не выдержит этого и испустит дух, угорев от дыма. Однако святая Василисса не только не угорела, а и продолжала воздавать хвалу Господу под пытками. Отроковицу бросили затем в печь, в которой она не сгорела. Потом ее пытались устрашить львами. Но звери не тронули ребенка. Своею молитвою к Богу она, как некогда пророк Даниил, заградила уста зверей. Наблюдавший все это правитель Александр пришел в изумление и, объятый ужасом, воскликнул: «Это судьбы Божии!». Припав к ногам святой мученицы, он начал просить у нее прощения за все мучения, выпавшие на ее долю по его вине. Он умолял Василиссу помолиться Богу, в Которого он отныне уверовал, чтобы Господь помиловал его. Мученица восславила Бога, избавившего правителя от духовной слепоты и открывшего ему познание истины. Епископ Антонин взял бывшего истязателя под свою опеку и, научив его основам веры, крестил. После крещения правитель Александр, исполненный истинного покаяния, вскоре преставился. Христиане погребли его с честью. Святая Василисса после кончины своего бывшего мучителя удалилась из города и проводила время в молитве. Однажды, почувствовав сильную жажду и найдя камень, она взобралась на него и обратилась к Богу с молитвой – тотчас из камня потекла вода. Утолив жажду, отроковица, став с молитвою на колени, отошла ко Господу. Ее нашел и предал погребению близ того камня, где появилась вода, епископ Антонин. Так закончила свой жизненный подвиг эта юная исповедница и Невеста Христова, смерть которой ознаменовалась чудом Божьим.

Детское мученичество и исповедничество – это еще один уникальный феномен христианства, трудно поддающийся обычным объяснениям. Этот феномен представляет собой явление сверхчеловеческого благодатного состояния, которое в равной степени могут переживать как взрослые, так и дети. Детское мученичество и святость напоминают нам, сегодняшним теплохладным  верующим, о самой главной сокровенной мысли христианства, заключающейся в том, что именно ребенок и есть тот идеальный человек, который был задуман некогда Творцом: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:2–3).

Валентина Новикова

Опубликовано: пн, 16/09/2019 — 13:01

Статистика

Всего просмотров 1,917

Популярное за 7 дней

Почему никому не нужно ничего доказывать 02.07.21 20:49 Коты и кошки Генриетты Роннер-Книп 01.07.21 14:19 Как избежать ошибок во время причащения Тела и Крови Христовых 02.07.21 11:28 Митрополит Антоний (Паканич): Что делать, если вас несправедливо обижают? 30.06.21 22:33 Традиции и правила Петрова поста 30.06.21 21:48 Какой один из главных показателей отсутствия смирения? 30.06.21 11:25 Собаки и их потомство 29.06.21 11:54 Правда ли, что Библия призывает бить детей? 02.07.21 10:12 Братский корпус для новых послушников освящен в Киево-Печерской Лавре 01.07.21 14:40 Вера в жизни Достоевского 02.07.21 21:02

Социальные комментарии Cackle Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов. Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулитта повторяла: «Я христианка и не принесу жертвы бесам». Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я христианин». Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом. Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина († 337, память 21 мая). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий