Сегодня – День Государственного пожарного надзора

image

Ежегодно 18 июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник — День создания органов государственного пожарного надзора, который впервые отмечался в России всеми сотрудниками органов ГПН в 2007 году.

Точкой отсчета в истории возникновения государственного пожарного надзора (ГПН) стало подписание 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». А разработан проект этого положения был на Всероссийском совещании пожарных в мае 1926 года.

На вновь созданные органы Госпожнадзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, техническая нормализация пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.

Началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними. А в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург) на базе Института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны, который начал готовить первых пожарных специалистов.

image

Значок государственного пожарного надзора

В настоящее время организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлениями правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года «О федеральном государственном пожарном надзоре», от 21 мая 2007 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», от 1 декабря 2005 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Согласно нормам закона, федеральный пожарный надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России, за исключением госпожнадзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.

По данным МЧС России, в органах федерального государственного пожарного надзора по всей стране проходят службу более 14 тысяч сотрудников. И ежегодно силами инспекторов службы проводится более 750 тысяч мероприятий по контролю пожарной безопасности на различных объектах, предлагается к устранению около пяти миллионов нарушений требований пожарной безопасности.

«Клерк»

Рубрика Проверки

Что произошло?

 27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?     

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?  

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам?   Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска – один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска – плановые проверки не проводятся.

Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?  

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек – объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?           

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?    

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности?   За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора – на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

Подборка полезных мероприятий

18 июля 2017 года сотрудники Государственного пожарного надзора отмечают свой профессиональный праздник – в этот день Государственному пожарному надзору России исполняется  90  лет.

Государственный пожарный надзор в России – это сильная и эффективная система предупреждения и профилактики пожаров. Для выполнения этой задачи сотрудники ГПН регулярно проводят различные профилактические акции, следят за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах, обучают население правилам  обращения  с первичными средствами пожаротушения, выясняют причины, в результате которых  произошел пожар и т.д. Всех функций, возложенных на органы ГПН, и не перечислить.

Сегодня Государственный пожарный надзор в Якутии – это Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), а также подразделения надзорной деятельности, расположенные в муниципальных районах республики. Сотрудникам ГПН приходится справляться с огромным объемом работы, они осуществляют три вида надзорной деятельности: надзор в области пожарной безопасности, в области гражданской обороны и в области защиты территорий от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, ими проводится работа по дознанию по делам о техногенных пожарах и лесных пожарах. Государственные инспекторы по пожарному надзору на сегодняшний день обеспечены необходимой техникой и оборудованием, позволяющей выполнять все поставленные задачи по обеспечению безопасности населения республики.

 «Пожарная охрана и Государственный пожарный надзор всегда были тесно взаимосвязаны. Огнеборцы ежегодно ликвидируют сотни пожары в нашей республике, и не представляется возможным подсчитать, сколько пожаров предотвращают и не допускают инспекторы пожарного надзора. И все вместе мы выполняем важнейшую задачу МЧС России, ясно и четко сформулированную в девизе Министерства: «Предотвращение. Спасение. Помощь». Поэтому сегодня хотелось бы поздравить с праздником всех сотрудников Федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы Якутии и Государственного пожарного надзора, — отмечает Сергей Овчинников. – В этот  день желаю всем коллегам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье!».

Из истории

Точкой отсчета в истории возникновения Государственного пожарного надзора стало подписание 18 июля 1927 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». На вновь созданные органы Государственного пожарного надзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, руководство делом автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.

Началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбе с ними. А в Ленинграде на базе Института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны, который начал готовить первых пожарных специалистов.

За 90 лет пожарный надзор прошел много этапов становления и развития, к которым прибавились и мероприятия по надзору не только в области пожарной безопасности, но и по линии гражданской обороны и по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Источник: Пресс-служба ГУ МЧС России по РС(Я)Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp +7 (999) 174-67-82Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!Наверх НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Приветствую, друзья! Думаю многим специалистам в области пожарной безопасности и ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты будет интересен реальный опыт прохождения проверки Государственного пожарного надзора МЧС в 2021 году, которым любезно делится наша подписчица Екатерина Гусева (большое спасибо!). Отчёт о прохождении проверки достаточно основательно написан и заслуживает всеобщего внимания. Будет интересно почитать ваши комментарии на эту тему.

Далее приводим весь текст от Екатерины.

***

Добрый день, коллеги!

Закончилась проверка МЧС, а именно государственного пожарного надзора.

Хочу поделиться опытом по формату проведения проверки, вдруг кому-то пригодится.

Наше предприятие относится к среднему риску (4 класс).

Содержание

Этапы прохождения проверки Государственного пожарного надзора

1. Получили уведомление о начале проведения проверки.

2. Созвонились с инспектором, назначили день приезда (заранее, как например, в ГИТ никакую документацию не предоставляли).

3. В день приезда у нас запросили всю исполнительную документацию на все имеющиеся пожарные системы, план-схемы нашего предприятия, расчет категорий по пожарной и взрывопожарной опасности, расчет рисков, расспрашивали про установленные системы, про периодичность испытаний, про технологию производства.

4. Кроме того запросили предоставить скан-копии документов:

4.1. Свидетельство о собственности на здание и землю.

4.2. Устав предприятия.

4.3. Свидетельство о регистрации юридического лица.

4.4. Свидетельство о постановке в налоговой.

4.5. Протолок + приказ о назначении генерального директора на должность.

4.6. Приказ о назначении ответственных лиц за обеспечение требований ПБ.

4.7. Протоколы обучения ответственных лиц.

4.8. Акт ввода в эксплуатацию зданий.

4.9. Технический паспорт объекта.

4.10. Договора на монтаж технических систем (период строительства).

4.11. Расчеты легкосбрасываемых конструкций.

4.12. Расчёт категорий по пожарной опасности.

4.13. Расчет рисков.

4.14. Сертификаты на мягкую кровлю.

4.15. Сертификаты на ламинат.

4.16. Сертификаты на огнезащитную обработку+ протоколы испытаний.

4.17. Договор на водопотреблением с водоканалом.

4.18. Журналы по обслуживанию пожарных систем.

4.19. Акты об окончании работ+ ввод систем в эксплуатацию.

Обучение по охране труда и смежным направлениям в Виртуальной производственной среде с использованием Электронных тренажёров + выдача удостоверений. Как это?

4.20. Сертификаты на противопожарные клапана.

4.21. Паспорта на тунсугы.

4.22. Сертификаты на перезарядку тунгусов.

4.23. Акт перекатки пожарных рукавов.

4.24. Пожарный водопровод акты испытаний.

5. Далее мы проверяли сработку пожарных систем во всех корпусах, лаборатория МЧС проводила замеры.

6. Проверяли сработку пожарных кранов и напор воды.

7. Проводили обход территории/ помещений на предмет соблюдения требований пожарного законодательства+ контроль расчёта категорий.

Замечания Государственного пожарного надзора

№ п/п Вид нарушения требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушения Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого (ых) нарушены
1 2 3
1 Допущено размещение дымовых пожарных извещателей на расстоянии менее нормативного значения 1 м от вентиляционного отверстия (по факту 0,6м.) (помещения №________). п. 1, ч. 2, ст. 6; п. 2, ч. 1, ст. 6, ст. 83, ст. 91 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.6.32 Свода правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».
2 Допущена совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими проводами в одном коробе. п. 1, ч. 2, ст. 6; п. 2, ч. 1, ст. 6, ст. 83, ст. 91 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной без-опасности»;  п. 4.14 СП 6.13130.2013 г. «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»
3 Ширина эвакуационного выхода из помещения для хранения уборочного инвентаря №________ менее нормативного значения 0,6 м. (по факту 0,56м.)  п. 1, ч. 2, ст. 6; п. 2, ч. 1, ст. 6, ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной без-опасности»;   п. 4.2.19. Свода правил СП 1. 13130.2020 г. «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
4 Звуковые сигналы СОУЭ в помещении №________ не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя (по факту звук составляет 72 дБ).  п. 1, ч. 2, ст. 6; п. 2, ч. 1, ст. 6, ст. 54, ст. 84, ст. 91 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной без-опасности»;  п. 4.1. Свода правил СП  3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
5 Путь эвакуации из помещения №_____ не соответствует требованиям ст. 89 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (по факту путь эвакуации осуществляется из помещения №______ в помещение №______, в коридор и на лестничную клетку). ст. 89 Федерального закона ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6 При высоте помещения до 3,5 м. №________ допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии более нормативного значения 4,5 м. от стены (по факту 5,7м.). п. 1, ч. 2, ст. 6; ч.4 ст. 4, п. 2, ч. 1, ст. 6 ст. 83, ст. 91 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;  п. 13.4.1, таблица 13.3 СП 5.13130.2009  «Системы противопожарной защиты».

Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». П. 54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации«. Рабочая документация «Система пожарной сигнализации» Ц-03-13-ПС, ПРОЕКТИНЖСТРОЙ, разработанная для МБНПК «Цитомед» в 2016 году.

7 В помещении №___________ при до выступающим от уровня перекрытия на 0,10 м. электрическим светильником, допущена установка пожарного извещателя на расстоянии менее нормативного значения 0,20 м. (по факту в плотную). п. 1, ч. 2, ст. 6; п. 2, ч. 1, ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной без-опасности»;  п. 6.6.36. Свода правил СП 484.1311500. 2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».
8 Допущено хранение горючих материалов (деревянный стол, мусор) в помещении  электрощитовой. п. 16 (б). Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
9 В помещениях №№_____________ категории В1-В3 по пожарной и взрывопожарной опасности  с постоянными рабочими местами отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции. п. 1, ч. 2, ст. 6; п. 2, ч. 1, ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;  п. 7.2. Свода правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности».
10 Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (противопожарных клапанов) в исправном состоянии между помещением склада и производственным помещением (противопожарные клапаны не подключены к системе, ведется монтаж установки). п. 54 правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении).

Санкции по результатам проверки Государственного пожарного надзора

Проверка закончилась и поскольку ранее по данным нарушениям работодатель не привлекался, и большую часть указанных в предписании нарушений устранили до даты окончания проверки, мерой наказания выбрано предупреждение без наложения штрафных санкций.

В целом все прошло отлично, инспектора не придирались, все замечания были сделаны по делу.

Так что всем желаю удачи, и не забывайте, инспектора — такие же люди, как и мы с Вами 🙂

***

Ниже можно оценить материал и написать комментарий.

Читайте также Было-Стало или что изменилось в новых Правилах противопожарного режима № 1479 и первая инструкция о мерах пожарной безопасности

Другие материалы по пожарной безопасности можно найти в рубрике Пожарная безопасность.

Продолжение следует …

image

Дата в текущем году: 18 июля 2021

День создания органов государственного пожарного надзора — профессиональный праздник, отмечающийся в Российской Федерации 18 июля. Впервые сотрудники органов ГПН отмечали его в 2007 году.

В мае 1926 года состоялось Всероссийское совещание пожарных, на котором был разработан проект «Положения об органах государственного пожарного надзора в РСФСР». 18 июля 1927 года положение было подписано Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Совнаркомом. Поэтому 18 июля можно считать днем рождения органов госпожнадзора в России.

Но история противопожарных служб в России, конечно же, гораздо более древняя. И восходит она ко временам существования Русского царства и правления царя Алексея Михайловича. Именно он в 1649 году издал указ, согласно которому была образована Московская противопожарная служба, ставшая первой противопожарной службой в стране.

В последующие годы, уже при императоре Петре I, в Санкт-Петербурге была создана пожарная команда по образцу команд западных стран. А в XIX веке эта команда была преобразована в первую в стране профессиональную пожарную службу.

В настоящее время государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется Государственной противопожарной службой, которая была создана в 1993 году на основе ранее существовавшей Государственной инспекции пожарного надзора службы общественной безопасности МВД РСФСР.

Сейчас это вид пожарной охраны, частично входящий в состав МЧС РФ как единая самостоятельная оперативная служба. Государственная пожарная охрана состоит из федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ. Деятельность пожарных на территории страны регламентируется законом «О пожарной безопасности», подписанным президентом в декабре 1994 года.

На 2010 год численность Государственной противопожарной службы составляла более 200 тысяч человек (150 тысяч человек в подразделениях федеральной противопожарной службы и около 52 тысяч специалистов противопожарной службы субъектов Российской Федерации). Для всех этих работников День создания органов ГПН является профессиональным праздником.

Стоит отметить, что пожарными помимо Дня создания органов ГПН отмечается еще и учрежденный в 1999 году День пожарной охраны. Этот праздник отмечается в годовщину подписания того самого указа царя Алексея Михайловича, который в 1649 году ознаменовал появление первой российской противопожарной службы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий