Матрены зимние 22 ноября 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, традиции, обряды, приметы

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Матрёны зимние
Тип народно-христианский
Иначе Зима становится, Матрёна наставница
также Матрона Константинопольская (церк.)
Значение «С этого дня зима встаёт на ноги»
Отмечается восточными славянами
Дата 9 (22) ноября
Традиции Заваривают лечебные травы и коренья

Матрёны зимние — день в народном календаре восточных славян, приходящийся на 9 (22) ноября. Название дня происходит от имени преподобной Матроны Константинопольской. Тульские крестьяне полагали, что с Матрёны зимней зима встает на ноги и морозы прилетают от железных гор[1]. Старые люди так об этом дне говорили: «Зима-то не сама на ноги встаёт, а её Матрёна ставит»[2].

Другие названия

рус. Зима становится, Матрёна наставница, Зимний день, Матрона зимняя[3], Матрёнин день[4], белор. Дзень Матруны[5][страница не указана 1765 дней], укр. Мотрони, Мотрин день, Мотря[6].

Обряды и поверья

В этот день перед иконой «Скоропослушница» молятся о прозрении очей, хромоте, за детей, о желании иметь здорового ребёнка, о спасении из плена и при караблекрушениях[7].

По народному поверью, когда зима собиралась в путь-дорогу, чтобы на земле прибрать да себя и своё царство показать, дать людям на её белую свиту поглядеть, метели да вьюги, вывела она из стойки белую кобылку. Едет зима, куёт седые морозы, стелет по рекам ледяные мосты, сыплет из правого рукава снег, из левого — иней; бегут за ней метели, над мужиками потешаются, бабам в уши дуют, велят печи топить пожарче. У зимы путь не близок — велика матушка-Русь, сбила кобылка подковки, приустала. А зиме некогда ждать. Велит она кобылку пегую запрягать да ей вдогонку слать. А сама не ждёт, по беспутице идёт. Ведь не даром говорится: «Ноябрь груден, куда не глянь — беспутье»[8].

Поговорки и приметы

  • Зима-то не сама на ноги встаёт, а её Матрёна ставит[2].
  • С Матрёны зимней зима встаёт на ноги и морозы прилетают от железных гор (тул.)[1].
  • Если в ноябре Мотря на белом коне приедет, то острую зиму нам привезёт (укр. Якщо в листопаді Мотря на білім коні приїде, то гостру зиму нам привезе)[6].
  • Облачная, снежная погода предсказывает ненастный май, иней — урожай овса, дождь — пшеницы (смол.)[9].
  • Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе[10].

Напишите отзыв о статье «Матрёны зимние»

Примечания

  1. 1 2 Сахаров, 1885, с. 148.
  2. 1 2 Рожнова, 1992, с. 139.
  3. Некрылова, 1991, с. 406.
  4. Коринфский, 1901.
  5. Васілевіч, 1992.
  6. 1 2 Скуратівський, 1993, с. 141.
  7. Котович, Крук, 2010, с. 298.
  8. Коринфский, 1901, с. 463–464.
  9. Соколовский, 1996, с. 262.
  10. Воскобойников, Голь, 1997, с. 389.

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  2. Коринфский А. А. Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — 723 с.
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  4. Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  5. Сахаров И. П. [www.bibliotekar.ru/rusSaharov/index.htm Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи]. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  6. Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0.
  7. Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб.: Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1.
  8. Васілевіч Ул. А. [starbel.narod.ru/kalendar.htm Беларускі народны каляндар] (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612.  (белор.)
  9. Скуратівський В. Т. Місяцелік: український народний календар. — К.: Мистецтво, 1993. — 207 с.  (укр.)
Народные праздники славян

Коляда / Божич Святки • Васильев вечер • Крещенский вечер • Громницы (Сретенье) • Власьев день • Масленица / Мясопуст Со́роки • Благовещенье Вербное воскресенье • Пасха Светлая неделя • Красная горка • Радоница Егорий Вешний • Никола Вешний • Вознесенье • Зелёные святки Троицкая суббота Троица Русальная неделя • Иван Купала Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота Дмитриев день • Кузьминки • Никола Зимний

Отрывок, характеризующий Матрёны зимние

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d’ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя. Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь]. Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него: – M’apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?] – Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l’abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.] – Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь. Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее. Государь выслушал молча, не глядя на Мишо. – L’ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он. – Oui, sire, et elle est en cendres a l’heure qu’il est. Je l’ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами. Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо. – Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l’armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N’avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?] Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа. – Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время. – Colonel, je l’exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu’il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.] – Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j’ai laisse toute l’armee depuis les chefs jusqu’au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…] – Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..] Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов. – Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…] Категории: imageКалендарь праздников, приметы, даты и события на каждый день года – народный календарь, православный календарь, церковный календарь, восточный календарь, астрологический календарь, лунный календарь, производственный календарь, государственные и профессиональные праздники, включая значимые Всемирные и Международные праздники и праздничные дни, народные праздники и приметы, и иные не менее интересные и необычные праздники, даты и события года, знаки зодиака, сонники и многое др.

Календарь – система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.

Календарь – (от лат. Calendarium – долговая книга) система счета больших промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных тел. Циклическое движение таких астрономических объектов как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения и понимания календарей. Само слово «календарь» происходит от латинских caleo (провозглашать), calendae (первый день месяца) и собственно, calendarium (долговая книга). Календарем принято называть основывающуюся на периодичности явлений природы систему счисления продолжительных промежутков времени с разбиением их на более краткие периоды: тысячелетия, века, годы, месяцы, недели и дни.

Календарь – (от лат. calendae или kalendae, «календы» — название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.

Первый календарь возник очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. В Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно и Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.

Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря — определение моментов церковных событий, переходящих и непереходящих праздников (например, Пасхи).

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

1. Лунный календарь, в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток. Возник свыше 30000 лет назад. Лунный год календаря содержит 354 (355) суток (на 11,25 суток короче солнечного) и делится на 12 месяцев по 30 (нечетные) и 29 (четные) суток в каждом (мусульманский, турецкий и т.д). Лунный календарь принят в качестве религиозного и государственного в мусульманских государствах Афганистане, Ираке, Иране, Пакистане, ОАР и других. Для планирования и регулирования хозяйственной деятельности параллельно применяются солнечный и лунно-солнечный календари.

2. Солнечный календарь, в основу которого положен тропический год. Возник свыше 6000 лет назад. В настоящее время принят в качестве мирового календаря. Например Юлианский солнечный календарь «старого стиля» содержит 365,25 суток. Разработан александрийским астрономом Созигеном, введен императором Юлием Цезарем в Древнем Риме в 46 г. до НЭ и распространился затем по всему миру. На Руси был принят в 988 г. НЭ. В юлианском календаре продолжительность года определяется в 365,25 суток; три «простых» года насчитывают по 365 суток, один високосный — 366 суток. В году 12 месяцев по 30 и 31 день каждый (кроме февраля). Юлианский год отстает от тропического на 11 минут 13,9 секунды в год. Ошибка в сутки накапливалась за 128,2 лет. За 1500 лет его применения накопилась ошибка в 10 суток.

В григорианском солнечном календаре «нового стиля» продолжительность года составляет 365, 242500 суток (на 26 с превышает тропический год). В 1582 году юлианский календарь по указу Папы Римского Григория XIII был реформирован в соответствие с проектом итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576). Счет дней передвинули на 10 суток вперед и условились каждое столетие, не делящееся на 4 без остатка: 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. не считать високосным. Тем самым исправляется ошибка в 3 суток за каждые 400 лет. Ошибка в 1 сутки «набегает» за 3323 лет. Новые столетия и тысячелетия начинаются с 1 января «первого» года данного столетия и тысячелетия: так, XXI век и III тысячелетие нашей эры (н.э.) начался 1 января 2001 года по григорианскому календарю.

В нашей стране до революции применялся юлианский календарь «старого стиля», ошибка которого к 1917 году составляла 13 суток. 14 февраля 1918 году в стране был введен принятый во всем мире григорианский календарь «нового стиля» и все даты сдвинулись на 13 суток вперед. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 веке 11 суток, в 19 веке 12 суток и в 20 веке 13 суток — сохраниться до 2100 г.

Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты — два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года. Лунно-солнечный календарь — это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты.

3. Лунно-солнечный календарь, в котором движение Луны согласовывается с годичным движением Солнца. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и по 30 суток в каждом, к которым для учета движения Солнца периодически добавляются «високосные» годы, содержащие дополнительный 13-й месяц. В результате «простые» годы продолжаются 353, 354, 355 суток, а «високосные» — 383, 384 или 385 суток. Возник в начале I тысячелетия до НЭ, применялся в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, Иудее, Греции, Риме. В настоящее время принят в Израиле (начало года приходится на разные дни между 6 сентября и 5 октября) и применяется, наряду с государственным, в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнаме, Китае и т.д).

Далее: История календарей …

Календарь праздников, даты и события на каждый день года

Все государственные и профессиональные праздники России, включая значимые Всемирные и Международные праздники, и иные не менее интересные праздники, даты и события года… Календарь праздников

Какой сегодня и завтра праздник, даты и события…

Церковный календарь на каждый день

Церковный календарь — система счета времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера. Календарь Церковный содержит два годичных круга событий… Церковный календарь

Календарь русских народных примет на каждый день

Время года: Зима — декабрь, январь, февраль.

Время года: Весна — март, апрель, май.

Время года: Лето — июнь, июль, август.

Время года: Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь.

Православные молитвы на каждый день

Братья и сестры! В разделе Православные молитвы на каждый день вы найдете основные молитвы, каноны и акафисты, которые должен знать каждый православный христианин. А так же Молитвы на всякую потребу, Молитвы при различных заболеваниях и другие молитвы на разные случаи… Православные молитвы на каждый день

День города. Список городов России по алфавиту. Федеральные округа России

День города – ежегодный праздник всех городов России, а также многих городов мира. Многие города отмечают этот праздник в день основания города, а некоторые города приурочили свои Дни города к государственным и профессиональным праздникам, или перенесли на субботу или воскресенье. Особенно широкомасштабно празднуются юбилеи городов. День города всегда большой праздник … далее: Список городов России и дней города …; Федеральные округа России …

25 ноября 2015

День народного календаря, отмечаемый 9 (22) ноября. С этого дня зима встаёт на ноги, налетают морозы. Старые люди так об этом дне говорили: «Зима-то не сама на ноги встаёт, а её Матрёна ставит» (Матрёна наставница). Другие названия: Зима становится, Матрёна наставница, Зимний день, Матрона зимняя, Матрёны — зимний день, Матрона ноябрьская, Матрёнин день, «Дзень Матруны» (белорус.), «Мотрони» (укр.).

Раньше люди полагали, что с Матрёны зимней зима, которая была убита Михайловскими оттепелями, встаёт на ноги и морозы прилетают от железных гор. Считалось в народе, что 22 ноября Матрена объезжает всю Русь на санях, запряженных белой лошадью. (Именно в образе белой лошади русские крестьяне представляли себе зиму.) А когда белая лошадь устает, Матрена запрягает в сани пегую (начинается оттепель, снег буреет, появляются пегие проталины) – и так до самой весны. Если на Матрёну стоит хорошая погода, то стоять ей целых три недели. С Сергия (25 сентября старого стиля) зима починается, с Матрены устанавливается. Народные наблюдения:

  • С Матрены зимней встает зима, убитая Михайловскими оттепелями. С Матрены Зимней зима встает на ноги, налетают морозы — землю студит.
  • С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы и ветры с Железных гор (с Урала).
  • Зима не сама на ноги встает – ее Матрена ставит.
  • Зима совсем встает на ноги – налетают морозцы. Примечали: «Облачная снежная погода предсказывает ненастный май; иней – урожай овса; дождь – урожай пшеницы». “На Матрену иней на деревьях – к морозам”. Каков иней, таков и цвет на хлебе. “Коли на Матрену туман – к оттепели”. Туман – к теплой погоде.
  • Иней не деревьях – к морозам, туман стелется по земле – к оттепели. Если Матрена поставит зиму на ноги, а Федор-студит (24 ноября) землю застудит, а выпавший в ночь пушистый снежок ляжет на мокрую землю, то зимний путь продержится до самой весны. Считали: “Если в этот день гусь выйдет на лед, то будет еще плавать на воде”. Если многие гуси, утки, лебеди остаются на зимовку, зима ожидается теплой. Еще в народе говорят: «Пришла Мороз Матрена, Матрена зимняя, наставница». Обычно к 22 ноября снег ложится прочно, снежный покров не превышает пяти сантиметров.

Но в деревне об этом дне еще так говорили: мол, зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит. Травяного зелья напарит, веник в кадке ошпарит – и принимается за белую спинушку, за ноженьки затекшие. От деревни к деревне травяные запахи летят, поднимают на ноги в избах занемогших. На Матрену было принято заваривать лечебные травы и коренья, которые собирались в конце лета и осенью. К этому времени они, как правило, уже хорошо высыхали. В старину знали, что «целебна трава, если собирать ее знаючи», поэтому целебные растения собирали особые, знающие люди, которых в старину называли зелейниками или травознаями. Вера в волшебную силу трав сохранилась на Руси еще с языческих времен, когда люди верили, что земля – это живое существо, а «вместо власов былие имеет». Главной над всеми остальными считалась плакун-трава, которая, согласно поверьям, выросла из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Ее Сына. Мастера знали, как спомощью этой травы повелевать духами и отыскивать клады. А из корня этого растения, почитавшегося на Руси еще и прекрасным оберегом, делали различные амулеты. В разных областях России плакун-травой называли разные растения:

  • иван-чай (из него готовили целебные припарки)
  • луговой зверобой (им лечили различные заболевания легких, в том числе и туберкулез)
  • дикий василек (считался прекрасным средством от желтухи и заболеваний глаз).

Неплохой период для очищения и голодания. В старину в этот день было принято перебирать вещи – старую одежду и то, что стало мало, отдавали бедным и нищим. Это день, когда необходимо избавится от ненужных вещей, особенно тех, которые вышли из употребления. Каждая испорченная вещь “загрязняет” ваш дом, несет в него болезни и неудачи и вам решать – избавляться от них или нет.

В этот день вспоминают преподобную Матрону. Жила она в Константинополе в 5 веке. Совсем молодую девушку отдали замуж за знатного и богатого горожанина, и в этом союзе вскоре родилась дочь.

Правда, вскоре в семье пошел разлад, и муж стал проявлять недовольство тем, что жена менялась день ото дня.

Все дело было в том, что, часто посещая храмы, Матрена вела долгие разговоры с праведными христианами и сама молилась, и духовная жизнь стала ей милее жизни светской, так что началось укрощение плоти, в том числе и постами.

Наконец, Матрона твердо решила посвятить себя целиком Богу и оставить семейство, а чтобы супруг не вернул силком, она укрылась в женском монастыре. О дочери она также позаботилась, поручив ее воспитание благочестивой старице.

В монастыре преподобного Вассиана остриженная, облаченная в мужское платье Матрона была известна как евнух Вавила. Но однажды ее обман был раскрыт в видении игумену.

Не прогоняя женщину, он лишь велел ей направиться в женский монастырь в соседнем городе, где Матрона, наконец, обрела покой, живя в смирении и удивляя сестер благочестием, так что однажды она возглавила монастырь как игуменья.

Об этом дне наши предки говорили: «С Матрены зимней зима встает на ноги и морозы прилетают от железных гор».

Погода на Матрену соответствовала погоде на следующие дни, причем туман был к потеплению, а иней – к похолоданию, да еще к доброму урожаю овса на будущее. Готовить же закрома к пшенице советовал дождик.

Также о потеплении говорили и гуси, собиравшиеся на льду, чтобы испить открытой водицы. Можно было заглянуть и еще дальше: облака, закрывающие небо, и снегопад на Матрену указывали на то, что в мае погодка будет ненастной.

Именинники в этот день: Александр, Алексей, Антон, Виктор, Дмитрий, Иван, Илья, Иосиф, Константин, Порфирий, Тимофей

text-master

1 image Матренин день. Матрёна Зимняя. Другие названия: Зима становится, Матрёна наставница, Зимний день, Матрона зимняя, Матрёны — зимний день, Матрона ноябрьская, Матрёнин день, «Дзень Матруны» (белорус.), «Мотрони» (укр.). image Соперницы. Касаткин Н. А. 1890. Матрёны зимние — день народного календаря, отмечаемый 9 (22) ноября. С Матрёны зима становится. Зима-то не сама на ноги встаёт, а её Матрёна ставит. С Матрёны зимней зима встаёт на ноги и морозы прилетают от железных гор. Зима вступает в свои права, наступают морозы. (Матрёна наставница). Раньше люди полагали, что с Матрёны зимней зима, которая была убита Михайловскими оттепелями, встаёт на ноги и морозы прилетают от железных гор. Сыплет зима из правого рукава снег, из левого иней; бегут за ней метели, над мужиками потешаются, бабам в уши дуют, велят печи топить пожарче. Приметы: На Матрену иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям. Каков иней на деревьях – таков и цвет на хлебе. Облачная, снежная погода предсказывает ненастный май, иней – урожай овса, дождь – пшеницы. Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели. «Якщо Мотря на білім коні приїде, то гостру зиму пан привезе» (укр.). Если на Матрену гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде, т. е. случится оттепель.  russian-traditions.ru www.rodgaz.ru В церковном календаре В этот день Русская православная церковь почитает: мучеников Онисифора и Порфирия; преподобную Матрону Константинопольскую; преподобную Феоктисту; священномучеников Парфения, епископа Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и преподобномученика Алексия; мученика Александра Солунского; мученика Антония; преподобного Иоанна Колова; преподобных Евстолии и Сосипатры; преподобного Онисифора Печерского; святителя Некратия, митрополита Пентапольского; иконы Божьей Матери, именуемой «Скоропослушница». Перед иконой «Скоропослушница» молятся о прозрении очей, хромоте, за детей, о желании иметь здорового ребёнка, о спасении из плена и при караблекрушениях. Обряды дня  По народному поверью, когда зима собиралась в путь-дорогу, чтобы на земле прибрать да себя и свое царство показать, дать людям на её белую свиту поглядеть, метели да вьюги, вывела она из стойки белую кобылку. Едет зима, куёт седые морозы, стелет по рекам ледяные мосты, сыплет из правого рукава снег, из левого — иней; бегут за ней метели, над мужиками потешаются, бабам в уши дуют, велят печи топить пожарче. У зимы путь не близок — велика матушка-Русь, сбила кобылка подковки, приустала. А зиме некогда ждать. Велит она кобылку пегую запрягать да ей вдогонку слать. А сама не ждёт, по беспутице идёт. Ведь не даром говорится: «Ноябрь груден, куда не глянь — беспутье». imageМатрона Константинопольская Матрона Константинопольская (Царьградская или Иерусалимская; ок. 392 — ок. 492) — христианская подвижница, почитается в лике преподобных. Память 22 ноября. Житие Матрона родилась в городе Пергии Памфилийской (Малая Азия). Была замужем на состоятельным человеком — Дометианом. После рождения дочери Феодотии переселилась в Константинополь. Матрона отличалась набожностью, постоянно ходила в Храм и молилась там о грехах своих. Она познакомилась с подвижниками церкви и стала подражать им. Особенно Матрона старалась смирять свою плоть, но муж Матроны был против, это было ей препятствие к подвижнической жизни. Матрона вскоре решила оставить семью и детей ради Господа. Сначала она оставила свою дочь на воспитание Сусанне — тоже подвижнице Христовой. После этого она помолилась Господу, чтобы узнать, угодно ли ему ее принятое решение. И в ответ ей был дан вещий сон — видение, как она убегает от мужа, прячась в толпе иноков, и муж не находит ее. После этого видения Матрона решает идти в мужской монастырь, чтобы муж не догадался ее там искать. Она остригает себе волосы, надевает мужское платье и идет в мужской монастырь, где выдает себя за евнуха Вавилу. Там она пребывает в почти постоянном молчании и трудах. Однажды ее брат по служению увидел, что у нее проколы мочки ушей. «Меня так любил воспитатель в детстве, любил украшать меня и проколол мне уши» — соврала Матрона. В другой раз игумену монастыря, преподобному Вассиану был вещий сон, что евнух Вавила — женщина. Такой же сон был и настоятелю другого монастыря — блаженному Акакию. Таким образом она была разоблачена и призналась во всем. Ее сразу простили, видя ее благое намерение и отправили в женский монастырь. Теперь Святая пребывала в городе Емес, в женском монастыре. Там она вскоре стала настоятельницей. Там она исцеляла многих своими молитвами; слава о ней и ее подвиге распространялась по округе. Слух дошел и до ее мужа, который незамедлительно прибыл туда. Тогда Матрона решила уйти в затворничество — через Иерусалим, гору Синай, Берит — и поселилась в заброшенном языческом храме. Там она многих язычников обращала в христианскую веру. Возле ее жилища стали селится женщины и вскоре был основана обитель. Но вскоре она основала и монастырь в Константинополе — он был известен строгостью устава, добродетельной жизнью сестер. Матрона прожила сто лет. Перед смертью ей было видение, что она удостоилась места в раю за 75-летний иноческий подвиг. Чудеса Помазала святым миром глаза слепому, и он прозрел. Славу тут приписывают не только целебному миру святого Иоанна (Иоанн Креститель, второе обретение), но и Матроне. Так как до этого ни чьи другие руки, мазавшие этим же миром, не давали ему прозрения. Воевала с бесами в идольском капище, победив их. «Нашла» источник воды для себя. Ходя кругом, не находя воды, она вырыла ямку и, отойдя, стала молится. И там чудным образом появился источник воды, и кругом выросли вкусные злаки. Искушалась бесом в виде красивой женщины, которая предлагала ей оставить подвиг. Но не поддалась, а женщину превратила в старуху, из очей которой исходил огонь и после та исчезла совсем. У нее был дар Учительства. Дар исцеления от прикосновения (исцеляла многих, например, знатная Евфимия получила исцеление от тяжкого недуга одним прикосновением руки). psm 15/11/14 #385 20/11/17

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий