День памяти Святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба во св. Крещении Романа и Давида

Биография

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской и Константинопольской церквями. Младшие сыновья равноапостольного князя Владимира, родившиеся до крещения Руси, явили религиозный и духовный подвиг. Они показали пример смирения и непротивления злу ради мира и добра.

image Борис и Глеб

На примере князей-страстотерпцев, принявших смерть и пожелавших разделить страдания Христовы, воспитаны первые поколения православных христиан.

Святые Борис и Глеб любимы и почитаемы русским народом. Благочестивые мученики показали, как надо принимать волю Божию, какой бы она ни была. Братьев причислили к лику святых страстотерпцев, и они стали покровителями Руси и небесными помощниками русских князей.

Детство и юность

При крещении младшим сыновьям великого князя Киевского дали имена Роман и Давид. В биографии братьев белыми пятнами остались даты их рождения. Матерью Бориса и Глеба, согласно Тверскому сборнику 1534 года, была «болгарыня» Анна, дочь императора Византии Романа II. Нелетописные данные указывают иное имя – Милолика.

Читайте также:  Великий ученик старца Хаджи Георгия: Иеросхимонах Парфений (Гвоздев). День памяти — 10 января

image Борис и Глеб на конях

Бориса и Глеба воспитали благочестивыми христианами. Старшему Борису (девятый сын Владимира Святославича) дали хорошее образование. Молодой князь много времени проводил за чтением Святого Писания и преданий о житии и деяниях святых, желая «ходить их стопами». Юноша мечтал о духовном подвиге и обращался с молитвами к Всевышнему, чтобы тот удостоил чести положить жизнь во имя Христово.

По велению отца Борис женился и был посажен править Владимиром-Волынским на правом берегу Луги. Затем по воле князя Владимира сын поставлен княжить в Муроме на левобережье Оки, при этом находясь в Киеве.

Святые Борис и Глеб

При жизни великого князя, в 1010 году, Борис получил в подчинение Ростовский удел. Управляя землями, Борис позаботился о распространении православия среди подданных, насаждал благочестие и следил за праведным образом жизни у ближнего круга подчиненных, на которых смотрел народ.

Муром отошел в правление младшему брату Бориса – Глебу. Князь Глеб разделял взгляды старшего брата и любовь к христианству. Он походил на Бориса добросердечием и милосердием к обездоленным и больным. Примером для сыновей стал отец, великий князь Владимир, которого они любили и почитали.

Князья Борис и Глеб

Весной 1015 года великий князь Киевский лежал на смертном одре. У постели умирающего отца был Борис, любивший и почитавший Владимира «паче всехъ». Узнав о нападении на владения 8-тысячного печенежского войска, великий князь направил Бориса отразить вражескую навалу: Борис Владимирович, рьяный христианин, прославился и как опытный воин.

Борис отправился в поход, но печенегов не встретил: испугавшись, кочевники ушли в степи. В дороге молодой князь узнал о кончине отца. Смерть Владимира Святославича развязала руки старшим великокняжеским отпрыскам, сводным братьям Святополку и Ярославу, метившим на Киевский престол.

Борис и Глеб на корабле

Ранее Владимир жестко расправлялся со смутьянами, которые проводили свою политику и стремились к самостоятельности. Ярослава, отказавшегося платить Киеву дань, отец объявил мятежником и собрал дружину для похода на Великий Новгород, чтобы смирить раскольника. А приемный сын Святополк, прозванный Окаянным, по обвинению в заговоре на власть вместе с женой и пособниками заточен в темницу.

Кончина правителя открывала путь стремившимся к власти наследникам, и вышедший на свободу Святополк, пользуясь отъездом Бориса из столицы, занял Киевский престол. При жизни князь Владимир видел правопреемником Бориса, о чем знал Святополк. Раздав щедрые дары киевлянам, дабы склонить их на свою сторону, пасынок Владимира развязал кровавую борьбу против Бориса и Глеба, прямых конкурентов на престол.

Смерть

Дружина Бориса, сопровождавшая его в походе на печенегов, готова была идти на Киев и свергать Святополка, но князь отказался проливать кровь названного брата и отпустил войско домой. Святополк усомнился в благих намерениях Бориса и пожелал устранить конкурента.

Обстоятельством, которое подтолкнуло самозванца к кровавой расправе, стала любовь народа к молодому князю. Святополк отправил к Борису верных слуг, поручив убить наследника престола. Князя известили о намерениях коварного брата, но тот не захотел упреждать удар или скрываться.

Убийство Бориса

Читайте также:  Правление царя Давида (1005–965 гг. до н.э.)

Воскресным июльским днем, 1015 года, Борис Владимирович находился в шатре на берегу Альты. Он молился, зная, что его ждет смерть. Когда закончил молитву, покорно предложил подосланным убийцам совершить то, ради чего их послал Святополк. Тело Бориса пронзили несколько копий.

Слуги завернули окровавленное тело еще дышавшего Бориса и повезли его как доказательство князю, заказавшему убийство. Их встретили посланные Святополком варяги, направленные князем на подмогу убийцам. Увидев, что Борис жив, они добили его ударом кинжала в сердце. Усопшего доставили в Вышгород и под покровом ночи спрятали в храме Василия Великого.

Убийство Глеба

В Муроме оставался Глеб, и Святополк понимал, что он может отомстить за убийство любимого брата. К нему тоже отправились убийцы, о чем Глеба предупредили гонцы из Киева. Но горевавший об умершем отце и жестоко убитом брате Глеб Владимирович последовал примеру Бориса: не поднял руку на Святополка и не развязал братоубийственную войну.

Святополк выманил Глеба из Мурома, где его могли защитить верные войска, и направил к нему дружинников, исполнивших кровавую миссию в устье реки Смядынь под Смоленском. Глеб по примеру старшего брата смирился со страшной участью и, не оказав сопротивления мучителям, безропотно принял смерть.

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе для читательского дневника

Борис и брат его, Глеб, были сыновьями князя Владимира. Всего сыновей у него было 12. Посадил он Бориса в Ростове княжить, а Глеба в Муроме.

Дошла весть о нападении печенегов на русские земли. Отправил против них Владимир Бориса с войском. Тот врага не нашел. И, стал возвращаться.

Тем временем, скончался Владимир. А еще один из его сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть, убить всех наследников его и один завладеть престолом.

До Бориса же уже дошла весть о смерти отца и о коварных планах брата. Остановился он на реке Альте.

Христианское служение

Христианский подвиг братьев заключается в том, что они отказались отнимать жизнь и проливать кровь хоть и названного, но брата, ведь по канонам православия убийство считалось смертным грехом. Они сознательно стали страстотерпцами, положа жизнь на алтарь христианской любви. Борис и Глеб не нарушили постулат христианства, гласящий о лживости каждого, кто клянется в любви к Богу, но при этом ненавидит ближнего.

Борисоглебский монастырь в Торжке

Святые Борис и Глеб – первые на Руси, кто показал своим примером христианское смирение. В ранее пребывавшей во мраке язычества Руси кровная месть возводилась в доблесть. Братья же продемонстрировали, что на зло нельзя отвечать злом, а остановить кровопролитие можно, только отказавшись отвечать тем же.

Верные христианскому учению, Борис и Глеб последовали его главному постулату, который гласит не бояться тех, кто убивает тело, ведь душа для них вне недосягаемости.

Борисоглебский собор в Чернигове

Как пишут историки того времени, Господь наказал властолюбивого и кровавого тирана. В 1019 году дружина братоубийцы была наголову разбита войском Ярослава Мудрого. Князь, которого современники прозвали Окаянным, спасся бегством в Польшу, но ни надежного пристанища, ни спокойной жизни на чужбине не нашел. В летописях говорится, что от могилы братоубийцы исходил смрад.

Читайте также:  Святитель Игнатий (Брянчанинов), Кавказский

А на Руси, как пишут апокрифы, воцарился мир и затихли распри. Пролитая Борисом и Глебом кровь укрепила единство и остановила войны. Сразу после кончины началось почитание страстотерпцев. Службу Борису и Глебу составил Иоанн I, митрополит Киевский.

Ярослав Мудрый отыскал незахороненные останки Глеба и перевез их в Вышгород, где положил рядом с мощами Бориса. Когда храм сгорел, мощи святых братьев остались нетронутыми пламенем.

Ростовский Борисоглебский монастырь

Сохранились свидетельства чудотворности святых мощей. Описано исцеление юноши из Вышгорода: братья явились подростку во сне и осенили больную ногу крестным знамением. Мальчик проснулся и пошел, не хромая.

Услышавший о чудесном исцелении больного, Ярослав Мудрый приказал возвести на месте явления отроку святых пятикупольный храм, который митрополит освятил в день убийства Бориса (24 июля) в 1026 году.

На Руси построены тысячи церквей и монастырей, названных именами святых, где совершаются богослужения. Иконам страстотерпцев поклоняются миллионы православных по всему миру.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Бориса и Глеба называют святыми, которые покровительствуют Руси, защищая ее от врагов. Святые являлись во сне Александру Невскому перед Ледовым побоищем и Дмитрию Донскому, когда он в 1380 году сразился на Куликовом поле.

Описаны сотни случаев исцеления и других чудес, связанных с именами Бориса и Глеба. В истории образ братьев сохранился до наших дней. О святых мучениках, чье житие описано в сказаниях и апокрифах, написаны стихи и романы, сняты фильмы.

Жанровые и стилистические особенности «Сказания о Борисе и Глебе» и «Чтения» Нестора.

Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце. Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле. Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети, он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы. Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, «глаголаше в сердце своем». Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.

Память

  • Память святых Бориса и Глеба празднуется три раза в году. 15 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде, 18 сентября — память святого князя Глеба, а 6 августа — совместное празднование святым
  • В честь Бориса и Глеба был названы города Борисполь в Киевской области, Даугавпилс в 1657-1667 годах носил имя Борисоглебск, Борисоглебск Воронежской области, Борисоглебский поселок в Ярославской области, Борисоглебский поселок в Мурманской области

Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове

  • О Борисе и Глебе написали Борис Тумасов («Борис и Глеб: Кровью отмытые»), Борис Чичибабин (стихотворение «Ночью черниговской с гор араратских…»), Иосиф Бродский (стихотворение «Набросок», Леонид Латынин (романы «Жертвоприношение» и «Берлога»)
  • В 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь
  • В армянском Четьи-минеях 1249 года включено «Сказание о Борисе и Глебе» под названием «История святых Давида и Романоса»

День канонизации святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба неизвестна

Смерть Бориса и Глеба вызвала возмущение среди народа и русских князей. При этом Святополк проложил междоусобицу, воюя с оставшимися претендентами на престол.

Год 1019 памятен тем, что князь Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, разбил полки братоубийцы, вместе с союзными ему печенегами, и стал Великим князем Киевским.

Б. А. Чориков. «Бегство Святополка». XIX в. Князь Святополк Окаянный после изгнания его из Киева Ярославом Мудрым, по свидетельству летописей, сошёл с ума

Святополк бежал в Берестень, но по дороге умер. Как говорит летописец Нестор, у него случился паралич и он сошёл с ума. Место смерти его неизвестно.

Легенда утверждает, что его захоронили в пустынном месте, а от могилы его исходит смрад.

После победы над братоубийцей князь Ярослав начал собирать сведения о своих братьях. Так по его приказу святой благоверный князь Глеб захоронен рядом с телом брата Бориса в Вышгороде.

На их могиле начинают происходить чудеса. Например, церковь святителя Василия, рядом с которой святые похоронены, сгорела. Церковная же утварь и иконы остались целы. Это признали чудом.

Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска

Точную же дату канонизации князей назвать невозможно.

Наиболее распространённая версия говорит о том, что это произошло при перенесении мощей страстотерпцев в построенную для этого по приказу Ярослава Мудрого церковь.

20 мая 1072

в этот день состоялось перенесение мощей в построенную для этого церковь

Православная церковь 6 августа вспоминает святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Стране, распрощавшейся с язычеством, они явили новый тип святости: смирение перед волей Всевышнего и готовность принять страдания и смерть.

Борис

Летопись говорит о кончине князя Бориса: уже зная, что убийцы, подосланные братом Святополком, стоят у его шатра, князь поет псалмы. А затем долго молится перед иконой Спаса. «Господи, — взывает князь. — Как ты принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание». И просит за убийцу-брата: «Не вмени ему, Господи, это в грех».

Все это время посланцы Святополка не решаются напасть на Бориса. Они слышат слова его последней молитвы, шумно дышат, в их руках копья. Летопись называет убийц поименно: это Путша, Талец, Еловит и Ляшко — бояре из города Вышгорода, присягнувшие Святополку. Они врываются в шатер, когда князь, кончив молитвы, укладывается в постель. Они пронзают его копьями — Бориса пытается прикрыть собой слуга-венгр, и его убивают тоже, — а затем заворачивают тело князя в шатер и кладут на телегу, чтобы привезти Святополку. По дороге выясняется, что князь еще дышит. Два варяга, посланные Святополком навстречу убийцам, довершают дело мечами.

Что известно о князе Борисе из летописи? Он был любимым сыном князя Владимира Крестителя. От отца Борис получил в свой удел Ростов. Незадолго до смерти Владимир, заболев, призвал Бориса в Киев и отправил на войну с печенегами (к слову, печенегов он так и не нашел — сообщения о том, что они готовят поход, оказались ложными). В этом походе и застало молодого князя известие о смерти Владимира.

Летопись сообщает: дружинники советовали Борису идти в Киев и сесть там, но он отказался — зная, что место в Киеве уже занял старший брат Святополк. «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца», — приводит слова Бориса летописец. В ответ на это войско ушло от него. Остались лишь несколько слуг — «отроков», как называет их летопись. В шатре на реке Альта, недалеко от Киева, где провел последнюю ночь князь, все они примут смерть вместе с ним.

Глеб

Глеб, младший брат Бориса, княжил в Муроме. Святополк, к тому времени уже умертвивший Бориса, послал к нему весть: «Приезжай в Киев, отец сильно болен и зовет тебя». Послушный Глеб, не знавший, что Владимир уже умер, отправился в путь. Новость о смерти отца и убийстве брата застала его в дороге, под Смоленском — эту весть отправил Глебу старший брат Ярослав, посоветовавший отказаться от поездки в Киев.

Летопись говорит: узнав о случившемся, Глеб со слезами молился об отце и брате. «Если доходят молитвы твои к Богу, — взывал он к Борису, — то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же мученическую кончину». В это время к нему на корабль и поднялись убийцы, посланные Святополком. Один из посланцев, которого летопись называет Горясер, приказал зарезать молодого князя — приказ исполнил повар Глеба, заколов его ножом. Это случилось в первой половине сентября 1015 года — спустя полтора месяца после убийства Бориса.

Версия

Историки спорят о том, зачем Святополку, которого летопись называет не иначе как Окаянный, понадобилось убивать братьев.

Частичный ответ на этот вопрос дает современник тех событий — немецкий епископ Титмар Мерзебургский. Его хроники так рассказывают о противоборстве наследников крестителя: Святополк, получивший от отца удел в Турове (современная Белоруссия), незадолго до смерти Владимира был взят под стражу в Киеве. Причиной этого было желание Святополка свергнуть Владимира с престола, говорит Титмар.

Эта история объясняет, как Святополк вообще оказался в Киеве, и указывает на то, что престол был занят им незаконно. И хотя Борис принял старшинство брата, тот по-прежнему видел в нем конкурента в борьбе за власть в Киеве. Титмар указывает, что именно Борису Владимир хотел отдать Киев в обход старшинства Святополка.

Князь Глеб мог стать жертвой из тех же «конкурентных» соображений: летопись указывает, что он любил брата Бориса и плакал о нем более, чем об отце. В конфликте между Борисом и Святополком, если таковой мог случиться, Глеб, вероятно, встал бы на сторону первого.

Почитание

Точная дата канонизации братьев-князей неизвестна. Вероятнее всего, она произошла в 1072 году, когда мощи страстотерпцев перенесли в каменную церковь в Вышгороде.

Евгений Голубинский, историк рубежа XIX–XX веков, отмечает, что причиной канонизации изначально была не мученическая кончина братьев, а многочисленные исцеления, происходившие с паломниками у их мощей.

К началу XII века князей стали считать уже заступниками всей земли и покровителями княжеского рода. Князья украшали раки с их мощами серебром и золотом, строили церкви в их честь. Во время нашествия Батыя в 1240 году мощи святых были утрачены.

Жизнь Бориса и Глеба — это яркое свидетельство перемен, произошедших в результате цивилизационного выбора их отца, великого князя Владимира, пример слома старых ценностей и обретения новых. Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение, осуществленное Владимиром Крестителем.

Михаил Боков, rusplt.ru

Дата в 2022 году 15 мая 2022 года, Воскресенье
Церковное название: Перенесение мощей мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида)
Значение: Чтят память благоверных князей Бориса и Глеба
Другие названия: Борисов день, Соловьиный праздник, День Бориса и Глеба Сеятелей, Свистозарник, Борис и Глеб – сеятели, Свистуньи, Свистопляски, Барыш-день
Традиции: Посев огурцов, тыквы, кабачков; умываются росой; застолья; заключают торговые сделки

История праздникаТрадиции и обрядыПриметы

Борис и Глеб Сеятели – народный праздник. К ним всегда относились с почтением, считали своими заступниками. 15 мая мощи благоверных братьев– князей были перенесены. Православные вспоминают их в своих молитвах. В этот день крестьяне продолжали посевные работы, поэтому и появилось в названии праздника слово сеятели.

История праздника

Князь Владимир имел много сыновей. Младшими из них были Борис и Глеб. Появились на свет братья незадолго до крещения Руси. Братья получили образование и воспитывались в благочестии. Борис много читал религиозной литературы. Его интересовала история возникновения веры, жизнь Иисуса Христа, его апостолов.

Борис хотел посвятить свою жизнь служению Спасителя и совершить хотя бы одно благочестивое деяние.

Глеб рос рядом с братом, воспитывался одними с ним учителями. Братья поддерживали друг друга, вместе молились.

Они росли добрыми и отзывчивыми людьми, старались оказывать помощь нуждающимся. А примером для них был их отец.

Владимир отправил Бориса в Ростов. Он стал мудрым правителем, заботился о благосостоянии своей вотчины. Все подданные любили своего князя за справедливость, мужество. Ведь Борис еще и обладал талантом умелого полководца, храброго воина.

Будучи присмерти, Владимир приказал сыну явиться в Киев со своим войском и выступить против печенегов.

Известие о смерти любимого отца настигло Бориса в пути. Он возвращался из похода, так и не повстречавшись с войсками врагов. Тогда же князь узнал о поступке старшего брата Святополка. Он объявил себя Великим князем Киевским, заняв место Владимира. Эти известия опечалили справедливого Бориса, его дружина предложила отправиться в столицу, чтобы захватить трон, но он отказался. Борис не хотел междоусобных войн, и уж тем более, не желал он смерти брату.

Зная, что народ относится с уважением и симпатией к Борису, Святополк подослал к нему убийц. Это известие донесли до князя, но он не стал скрываться. Убийцы появились в шатре Бориса и застали его за молитвой. Это происходило не реке Альте.

Один, из подосланных Святополком воинов, проткнул князя копьем, но он получил только ранение и смог выбраться из шатра. Борис стал горячо молиться, убийцы были в недоумении, тогда князь сказал, чтобы они закончили свое дело. Тогда, он получил еще один удар копья, а затем меч пронзил его сердце. Верные воины, забрали мертвого князя, они в секрете перевезли его в Вышгород. Похоронен он в храме Василия Великого.

Такая же участь ждала Глеба. Святополк вызвал брата из Мурома, где тот был правителем. Известие о гибели родных настигло Глеба, когда тот возвращался в Киев.

Святополк выслал навстречу брату своих верных дружинников, которые убили его, недалеко от Смоленска. Глеб не стал сопротивляться, он принял смерть достойно.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными двумя церквями: Русской и Константинопольской. Братья совершили подвиг, они не начали междоусобные войны, не пошли на убийство Святополка, тем самым совершив благочестивый поступок, о котором так молились на протяжении жизни.

Храм Святого Василия, где покоились братья, сгорел. Ярослав выстроил новый 15 мая 1115 года. Туда были перенесены мощи Бориса и Глеба. Во время нашествия, татаро-монголы разрушили здание церкви, про останки ничего не известно до сих пор.

Святые Борис и Глеб считаются заступниками всех, кто с открытым сердцем обращается к ним в молитвах.

Традиции и обряды

Праздник выпадает на благоприятный день для высадки семян тыквы, огурцов, кабачков. В эту пору продолжаются работы по посеву яровых культур.

Перед началом работ, на восходе солнца, женщины и девушки шли к берегу реки или в лес, чтобы умыться росой с берез. Этот обычай сулил продление молодости,красоты. Росу собирали платком, несли его мужьям и детям.

В некоторых деревнях существовала традиция: 15 мая после окончания высадки семян огурцов, тыквы, устраивался общий пир. На столе обязательно присутствовали вареные или жареные яйца, каша из крупы, заправленная салом. Это блюдо называли Борисова каша. После трапезы, пели народные песни. Вечером зажигали костры, водили хороводы.

Праздник имеет еще одно название – Соловьиный день. Считалось, что в этот майский день можно впервые услышать соловьиную трель.

15 мая считается одним из удачных дней в году для торговли. Отсюда и название Барыш-день. Издавна торговцы старались заключить сделку именно в этот день, тогда весь год будет прибыльным.

Приметы

  • Если соловей запоет раньше кукушки– погода будет благоприятствовать хорошему урожаю.
  • Теплый погожий день – предвестник богатого урожая.
  • Если на Бориса и Глеба расцвела черемуха, поют соловьи – наступит ненастная холодная погода, которая продержится 14 дней.
  • Кукушка сидит высоко на дереве – пшеница будет высокой.

До праздника «‎Борис и Глеб Сеятели» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Борис и Глеб Сеятели»

26.01.2017 12:16

Народно-христианский праздник Борис и Глеб Сеятели отмечается 15 мая (2 мая по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре этот день посвящается перенесению святых мощей братьев-великомучеников князей Бориса и Глеба.

Другие названия праздника: Борисов день, Барыш-день, Свистопляски, Соловьиный праздник, Соловьиный день.

История

Борис и Глеб погибли от рук наемников, которых послал старший брат Святополк после смерти их общего отца Владимира I. Это первые русские, которых причислили к лику святых. Они считаются защитниками русской земли.

Первым погиб старший из братьев, Борис. Его тело слуги, которые совершили убийство, тайно доставили в Вышгородский храм Василия Великого. Тело младшего брата, которого убили спустя месяц, находилось непогребенным в районе Смоленска.

Через четыре года Ярослав Мудрый победил старшего брата-убийцу. Тот убежал в Польшу. После этого новый князь Киевский отыскал останки Глеба, перенес их в тот же храм и предал земле рядом с братом Борисом.

Спустя некоторое время храм сгорел, но мощи святых остались невредимыми. В том лично удостоверился митрополит Иоанн, который открыл гроб. Тела Бориса и Глеба оставались целыми, и от них исходило благоухание. На время постройки нового храма мощи страстотерпцев перенесли в часовню. На месте прежней церкви возвели новую, большую пятиглавую. Со всеми полагающимися почестям перенесли останки великомучеников. После этого освятили новый храм.

Традиции и обряды

Главные традиции 15 мая — посев тыквы, огурцов; просьба у святого Бориса о хорошей торговле и выручке; лечение нервных расстройств; приобретение мелкой домашней живности.

— В этот день начинали высаживать теплолюбивые растения – тыквы, кабачки и огурцы на навозные грядки. Ну а в некоторых деревнях и просто семена огурцов сажали в навозные кучи, разбросанные по периметру огорода. Считалось, что если начать сеять позднее, то можно и вовсе остаться без урожая. Чтобы тыква и огурцы уродились большими — в грядке зарывали пестик от ступки. Кроме того, в этот день продолжали засеивать поля. Так и говорили: «Борис и Глеб сеют хлеб».

— 15 мая свой праздник отмечали купцы и торговцы разных уровней и мастей: от человека, ведущего международную торговлю до лавочника в селе. Повсюду разворачивались ярмарки, на которых продавались излишки жита, овощи, различные предметы быта и сладости. Поэтому появилось и второе прозвище этого дня – Барыш-день. 15 мая торговцы просили помощи у святого Бориса в делах и хорошей выручки.

— Для всех торговцев удачная торговля в этот день предвещала большую выгоду в течение года. Вечером, после окончания торгов, купцы устраивали большие застолья. К столу обязательно приглашались и бедняки, поскольку считалось, что «поделившись малым – приобретаешь большое». По народному поверью, в этот день до восхода солнца нужно было считать деньги. Деньги должны быть пересчитаны все, даже те, что спрятаны по потаенным местам. Это сулило удачу в делах и большую прибыль в торговле.

— С Бориса и Глеба начинали петь соловьи. В народе говорили, что таким образом они провожают весну и встречают лето. Если соловьи пели громко, основательно — значит, не за горами лето. Если пели всю ночь — следующий день будет солнечным. А если соловья слышали раньше, чем кукушку, то все лето должно было пройти удачно. Говорили также, что если при первой соловьиной трели скинуть рубаху, то блохи кусать не будут.

— 15 мая у курских и тульских народов существовала традиция отправляться в лес ловить соловьев, поскольку поимка птицы сулила счастливую жизнь. Странствие их по лесам обыкновенно продолжалось по месяцу и оканчивалось путешествием в Москву для продажи наловленных птиц.

Приметы и поговорки

  • Если весь день тепло – урожай зерновых будет хорошим.
  • Теплый день – будет темный хлеб.
  • На закате солнце хорошо видно – летом будет мало дождей.
  • На черемухе распустился цвет и слышно соловья – следует готовиться к похолоданию на 14 дней.
  • Если услышать пение соловья раньше кукушки, то лето пройдет удачно.
  • Соловей поёт и сидит на голых деревьях – в саду будет неурожай.
  • Вода пошла на убыль и слышны соловьиные трели – пора посев начинать.
  • Если кукушка сидит ближе к верхушке дерева, то яровые посевы будут высокими. Если же она сидит ближе к земле, то яровые посевы будут низкими и на богатый урожай можно не рассчитывать.
  • Родившиеся 15 мая любят пение. Носить им следует серпентин или янтарь.

Именины 15 мая

Зоя, Глеб, Давид, Борис, Афанасий.

Как привлечь деньги в кошелек

Народные приметы на Апрель

Гадания на День святого Валентина

Вы выходите на следующей?

Преполовение

Сегодня, 6 августа, православная церковь и все верующие отмечают день памяти первых русских святых, российских князей Бориса и Глеба, младших сыновей святого князя Владимира. Рожденные незадолго до Крещения Руси, они были воспитаны в православной вере и в крещении носили имена Роман и Давид.

И так велика была их вера, так впечатлил их образ Христа, что, когда пришли к ним убийцы, подосланные их старшим братом, они не стали противиться злу и лить кровь, а отдали себя в жертву. Поэтому они прославлены как святые страстотерпцы. Это было 1003 года назад. А их старший брат Святополк, опасавшийся, что они станут оспаривать великокняжеский престол, и потому отдавший приказ убить их, с тех пор остался в истории под прозвищем «Окаянный».

Святым князьям молятся:

  • Об освобождении от зависти и ревности.
  • О сохранении юных в истинной вере, об избавлении их от искушений, нетерпимости и злости.
  • О даровании крепкой веры, на которую можно опираться в любых невзгодах.
  • Об укрощении вражды и злобы, о защите от недоброжелателей.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О помощи тем, кто защищает Родину от нападок врагов, будь то военные, экономические, политические или идеологические атаки.
  • Об избавлении от болезней, особенно при слепоте и болезнях ног, так как известно множество свидетельств о чудесных исцелениях перед их иконами.
  • О душевной чистоте и внутренней гармонии.
  • О мире в семье, о согласии с родственниками и близкими.

Как погибли Борис и Глеб

Эти смутные времена наступили сразу после смерти великого князя Владимира. Старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Борис же возвращался со своей дружиной из похода на печенегов. Получив весть о том, что брат Святополк самовольно занял престол, он принял это известие со смирением и распустил свою дружину, хотя бояре из числа старших дружинников и уговаривали его пойти в Киев и занять великокняжеский престол. Борис не хотел оспаривать решение Святополка, ему претила сама мысль о междоусобной войне.

Он был убит по приказу Святополка 6 августа 1015 года во время молитвы в своем шатре на берегу реки Альты в Киевской области. Князь погиб не сразу, первым закололи копьями его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на его защиту. Перед смертью Борис сказал убийцам: «Братья, приступивши – заканчивайте службу свою. И да будет мир брату моему и вам, братья!».

Глеб же по приказу отца княжил в то время в Муроме. Ему заранее донесли, что Святополк отправил к нему воинов и ему грозит смерть. Но, как и Борис, он решился принять ее, поскольку кровопролитная междоусобная война со старшим братом была для него страшнее смерти. Как и Борис, он не оказал сопротивления посланным к нему воинам. Его убийство произошло 9 сентября 1015 года рядом со Смоленском, в месте, где река Смядынь, впадая в Днепр, образует небольшую, удобную для остановки судов бухту.

В чем состоит их святость

«До нас дошли несколько источников, повествующие о Борисе и Глебе, и они немного по-разному расставляют акценты, – говорит доктор филологических наук, учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по истории церкви Юлия Балакшина. – Есть «Чтение о житии Бориса и Глеба», а есть «Сказание о Борисе и Глебе». «Чтение», которое было менее популярно на Руси, говорит о том, что они не оказали сопротивления своему брату из нежелания увеличивать междоусобицу на Руси, разрушать эти родовые отношения. Это одна мотивировка. Вторая мотивировка, которая предлагается «Сказанием», говорит о том, что для них было важнее подражание Христу. Они оказались в ситуации, когда могли принять свою смерть как добровольную жертву в подражание подвигу Христа».

Русь к этому моменту еще совсем недавно приняла христианство, и совсем недавно перед взором русских людей встал лик Христа, его подвиг и жизненный путь. И вот, Борис и Глеб были настолько вдохновлены этим евангельским идеалом, образом и обликом Спасителя, что они захотели закончить свою жизнь, подражая Христу – принести эту добровольную жертву. По словам Юлии Балакшиной, это и стало новым особым чином, особым духовным подвигом страстотерпчества, смысл которого в том, чтобы, не увеличивая зло на этом и без того зараженном злом свете, увеличивать силу любви.

Почему этот тип святости современным людям кажется не очень понятным?

«Мы все дети советского времени, когда героем считался носитель силы, но силы не духовной, а силы как мощного физического, даже природного начала, которое поворачивает реки вспять, вспахивает огромные пространства и так далее. Красота подвига добровольной жертвы собой оказалась утрачена, потому что была утрачена вера, был утрачен евангельский идеал, и было уничтожено национальное начало. Другой, триумфалистский тип человека вышел на первое место в сознании людей», – объясняет Юлия Балакшина.

Но это видится наследием именно советского времени. Люди, которые жили в русской эмиграции и, в отличие от советских, сохранили национальную традицию, как раз очень тонко чувствовали эту красоту немощи, эту силу внешнего поражения, которое оборачивается духовной, внутренней победой.

«Мы привыкли, что на внешнюю силу можно отвечать только силой, на насилие – насилием, – говорит историк церкви. – Но такой ответ эту цепочку делает бесконечной: на одну злую силу непременно найдется другая. И в какой-то момент действие этой силы зла нужно прервать и остановить. И сделать это можно только силой еще большей, чем эта разрушительная энергия. И такой силой является сила любви – любви к другому человеку, любви к Богу, любви ко Христу. И как раз в этих людях, Борисе и Глебе, судя по всему, нашлась эта сила любви, которая оказалась выше инстинкта самосохранения, выше желания отомстить брату, восстановить справедливость и так далее. Их победа не в эту же минуту обнаружилась. Они были убиты, и власть досталась не им. Но совершенно очевидно, что духовная победа – в веках, в русской душе, в истории России – осталась за ними».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий