Во Всемирный день балета Большой и Мариинский театры провели трансляции своих репетиций

17:32 28 июня 2021 28 июня 2021 28 июня 2021 imageПремьера фантастического балета «Жизель» состоялась в 1841 году. В «Урал Опера Балет» постановка идет уже более 90 лет. Редакция Global City решила углубиться в историю и узнать, как менялись балерины, исполнявшие главную роль. image

Сюжет балета рассказывает трагическую историю крестьянской девушки Жизель, которую предал ее возлюбленный Альберт. Она теряет рассудок и погибает, а после смерти становится виллисой – так называют умерших до своей свадьбы молодых женщин. Мстительные призраки юных девушек затягивают в свое царство мужчин, и вот-вот туда попадает Альберт, но все еще любящая его Жизель предотвращает ужасную трагедию.

Премьера балета Адольфа Адана состоялась ровно 180 лет назад, 28 июня 1841 года, на сцене Королевской академии музыки в Париже. В Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) впервые спектакль показали в 1927 году.

Нина Млодзинская была одной из первых балерин, сыгравших Жизель на театральных подмостках Урала. Ее исполнение главной партии потрясло зрителей.

В 1963 году главную роль исполняла прима-балерина Нина Меновщикова.

За те 90 лет, что балет «Жизель» идет в «Урал Опера Балет», он претерпел пять редакций. Только на наше тысячелетие пришлось две постановки легендарного балета. В 2009 году балерина Большого театра Людмила Семеняка представила в Оперном театре свое видение истории.

В 2009 году главная партия досталась Елена Кабановой.

Последняя премьера состоялась 7 апреля 2017 года. Постановкой занимались петербургские балетмейстеры, солисты Ленинградского театра оперы и балета, народные артисты СССР Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Их в уральскую столицу пригласил режиссер «Урал Опера Балет» Вячеслав Самодуров.

Погибшую от несчастной любви девушку в 2017 году «станцевала» Лариса Люшина.

Он объяснял, что из-за того, что «Жизель» идет на сцене уже много лет, балет неизбежно оброс штампами, утратил жизнь.

«Нам хотелось оживить его, сделать актуальным, динамичным и при этом вернуть к истокам, академизму. Сделали мы это во многом за счет того, что в качестве художественного ориентира выбрали спектакль Мариинского театра, наши замечательные педагоги и балетмейстеры», – рассказал Вячеслав Самодуров «ТАСС».

Даже по прошествии стольких лет «Жизель» является одним из самых востребованных балетов в репертуаре театра. До сих пор в каждом сезоне артисты выходят на сцену для того, чтобы показать трагическую историю несостоявшейся любви.

Ближайшие показы «Жизели» пройдут в «Урал опера Балет» 17 и 20 октября.

Фото: архив «Урал Опера Балет»

Яблоковвод Apple выдумщик Microsoft мыслитель–>

© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова

Домой Искусство

Фото: gnezdo

Многие из нас за всю свою жизнь ни разу не видели балет. А кто-то и не стремится увидеть, ведь считает это дело скучным, занудным и неинтересным. Хотя на самом деле, балет – это именно то, на что обязательно нужно посмотреть. Он заворожит вас и ни в коем случае не оставит равнодушным никого. Сегодня все секреты балета и его развития раскрывает наш эксперт Анна Сизоненко — историк, специализация: история моды и искусств.

Изящество, утонченность, возвышенность – вот ассоциации, которые рождаются при слове «балет». Это искусство, вызывающее трепет, ведь любой, даже далекий от танца и театра человек, знает, что балет – жертвенное служение. Это тяжелый труд и самоотверженность. В этой сфере невозможно достигнуть ничего, если не класть на алтарь саму себя, свое тело, свое время, молодость, свои желания. Недаром балерины говорят: «Прежде чем идти в балет, необходимо принять тот факт, что для этого придется отдать всё. И осознать, что для вас важнее – всё или балет?».

Балет, особенно в нашей стране, ниша очень традиционная. В нем редко происходят радикальные изменения, редко вводятся новшества. Он устойчив, как некая религия, и правила его практически непреложны. Развитие этого вида искусства до уровня, который мы видим сейчас, заняло несколько веков.

Фото: liveinternet

Зародился балет во всемирной колыбели искусств — Италии, в эпоху Ренессанса. Изначально танец не представлял собой центрального действия, а был лишь хореографической вставкой в более масштабные музыкальные представления. Наряду с музыкальными, в спектакле были и драматические сцены. Слуги развлекали своих господ подобными выступлениями во время дворцовых пиршеств. Сами аристократы танцевали специально поставленные чинные танцы, составленные хореографами. В те времена хореографов было совсем немного. Самым известным из них был Доменико из Пьяченца, который ставил танцы для празднеств, где собиралось итальянское дворянство. Его принято считать праотцом балета, ведь именно он в своих трактатах о танце ввел термин – «ballo», который позже трансформировался в «balli», а затем и в «balletto», что очень близко к современному звучанию. Этот термин означал танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.

Широко распространившись в Италии, балет пришелся ко двору и во Франции. Многие связывают это с браком французского принца Генриха и наследницей известнейшей итальянской семьи Екатериной Медичи, которая привезла с собой в Париж множество новшеств со своей родины. Конечно же, изящные танцы не могли не понравиться утонченному французскому дворянству. Мода разошлась. И далее придворный балет развивался уже главным образом во Франции. Представления по-прежнему не были чисто танцевальными, в них также были песни и декламации стихов. С течением времени интерес к балету только возрастал. Это искусство считалось особенно интеллектуальным и утонченным. Настолько, что король Людовик XIII собственноручно написал балет в 16 актах, известный нам по всеми любимому фильму «Марлезонский балет», который был исполнен совместно членами королевской семьи, придворными и профессиональными танцорами.

Огромный шаг вперед балет сделал во времена одного из величайших монархов Франции Людовика XIV, который был известен своей неутолимой страстью ко всему прекрасному. В 1661 году он основал первую в мире академию танца, руководителями которой стали придворный композитор Жан-Батист Люлли и хореограф Пьер Бошан. Эти люди определили дальнейшее развитие балета. Люлли постановил зависимость танцевальных движений от построения музыкальных фраз, а характер танцевальных движений – от характера музыки. В свою очередь, Бошан начал создавать терминологию классического балета. С тех времен и по сей день французский язык имеет такое же значение в балете, как латынь в медицине.

Первой профессиональной женщиной-балериной в то время стала мадемуазель Лафонтен. (К сожалению, её имя не сохранилось до настоящих времен. Для официального представления в XVII-XVIII веках использовалась только фамилия – прим. автора). Ее роли были невелики – ведь в те времена в артистических профессиях правили мужчины, а женщины лишь изредка танцевали вспомогательные партии. Тем не менее даже скромные эпизоды в ее исполнении привлекали внимание своей грациозностью, и покоряли сердца зрителей. А грациозность, очевидно, давалась нелегко – ведь танцевать приходилось в длинных, тяжелых платьях и в туфельках на каблуках.

Ее неоспоримый успех у публики особенно не повлиял на лидерство мужчин в балете. Только появление в 1710 году в театре Гранд-Опера Мари Камарго заставило мужчин-танцовщиков несколько потесниться. Эта девушка, очевидно, обладала большой смелостью и амбициями. Во время одного из представлений она воспользовалась минутным замешательством растерявшегося танцора и сымпровизировала сольный танец перед удивленными зрителями. Скандал не заставил себя долго ждать, однако выходка мадемуазель Камарго пробудила всеобщий интерес к женскому танцу. Благодаря ее храброй вольности, балерины медленно, но верно стали выходить на первый план, превосходя мужчин грацией и легкостью исполнения.

Свой законченный вид, как отдельный вид искусства балет получает во второй половине XVIII века, благодаря балетмейстеру-революционеру Жану-Жоржу Новеру. (Заслуги его так велики, что по решению ЮНЕСКО день его рождения 29 апреля с 1982 года отмечается, как международный день танца.) В постановках Новера больше не было слов и песен. Все было подчинено танцу, который, по его мнению, должен заключать в себе всю драматическую мысль. Он добился того, что эмоции, выраженные не вербально, а лишь движениями человеческих тел, вызывали бурный отклик в зрительном зале. Прежде такого никто не мог представить.

В 1790-х годах прекратилось использование обуви на каблуках в балете. Костюмы женщин и мужчин стали существенно легче, что расширило возможности танцоров.

Многие выдающиеся исполнители вносили свои особенности в искусство балета, обогащая его и доводя до совершенства. Так Мария Тальони в 1822 году впервые использовала технику исполнения танца на пальчиках ног. Это произвело революцию в танце. Вскоре с легкой руки английских артистов балета были введены пуанты.

Фото: dancedb

В Россию балет пришел во второй половине семнадцатого века, и с тех пор интерес к этому искусству в нашей стране не утихал. В Российской Империи он занимал первенствующее место по отношению к другим видам сценического искусства. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Балеты исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Иной находит в них гораздо более поэзии, нежели в литературе».

Знаменитая балерина русской сцены итальянского происхождения Пьерина Леньяни произвела переворот в балете, впервые исполнив многочисленные повороты фуэте, не сходя с одного места. За ней технику исполнения этого движения освоила небезызвестная Матильда Кшесинская, а за ней и другие балерины.

Настоящую революцию в балетной музыке произвел Петр Ильич Чайковский, создавший три главных балета всех времен: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Эти произведения и их постановки получили мировое признание, как не имеющие равных по глубине драматургического содержания и красоте образной выразительности.

Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.

Большую роль в признании исключительности российского мастерства сыграли «Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева — такое название получили ежегодные гастроли (1908 – 1929) русских артистов балета в Париже. Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Они популяризировали русскую культуру в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.

Во всем мире непревзойденным исполнением считались партии русских балерин Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой и Кармен Майи Плисецкой.

А Михаилу Барышникову, известному русскому танцору, сам Иосиф Бродский посвятил несколько стихотворений, в том числе «Классический балет есть замок красоты…». Россия по сей день имеет наиболее признанную традицию балета, который считается особым национальным достоянием.

Несмотря на всю внешнюю красоту и изящество, балетный мир очень жесток. Танцорам приходится проходить через физические страдания, муки творчества, жесткую конкуренцию, бесконечные интриги в труппе, постоянные диеты. Нежные трепетные девы в прозрачных одеждах, которых мы видим на сцене, способны преодолевать нечеловеческие трудности и …по-настоящему ненавидеть друг друга, строя козни и безжалостно расправляясь с соперницами. Чего только стоит битое стекло в пуантах – излюбленное оружие завистниц.

Фото: liveinternet

Карьера танцовщицы похожа на полет кометы – короткий миг, наполненный красотой. Обязательный стаж у артистов балета – всего 20 лет, и то, если повезло сохранить здоровье. Выходят на пенсию лет в 38, а в США — гораздо раньше — в 32 года. Однако знатоки искусства говорят, что истинная балерина начинается с 35 лет. До этого она танцует так, как её учили, и лишь перейдя этот возрастной порог, она начинает творить в своем собственном неповторимом стиле. Примером этого утверждения служит Галина Уланова, которая впервые покорила лондонскую публику в 46 лет. Таким же исключением из правил служит Майя Плисецкая, которая ушла со сцены Большого театра в 63 года!

Современный балет немного расширяет установленные рамки. Особенно на Западе. Там сейчас можно увидеть балерин нетипичного для профессии телосложения. Такую славу получила Мисти Коупленд (Misty Copeland) – ведущая солистка Американского театра балета и одна из самых известных балерин в США. Эта чернокожая танцовщица имеет большую грудь и ярко выраженные мышцы, что не соответствует стандартам физических данных в балете. Кроме того, она начала свое обучение в 13 лет, что также немыслимо в мире, где первые уроки начинают брать в 4-5 лет.

Сегодняшний западный балет также отличается большей свободой в своих постановках. Там балет предназначается не для узкой аудитории академических театров, а для массовой публики. Такие знаменитые хореографы, как Маги Марен, Филипп Декуфле, Мурад Мерзуки, Жером Бель, Бьянка Ли и многие другие ставят по-настоящему зрелищные и авангардные постановки, не ограничиваясь никакими канонами.

Российские мастера танца критикуют европейских и американских коллег за несовершенную технику и пренебрежение классикой, как основой искусства. В российском балете преимущественно держатся традиций и гордятся образцовой пластикой. Хотя, конечно модерн нашел свое место в сердцах русских ценителей. Стоит отметить метаморфозы, которые провел в начале 90-х знаменитый артист и режиссер Андрис Лиепа. Он возродил традицию проведения «Русских сезонов», а также ставил балетные спектакли с лазерными световыми шоу. Также большой интерес представляют постановки Бориса Эйфмана, заслужившего репутацию балетного бунтаря, которому мучительно тесно в рамках классического консервативного танца.

Казалось бы, в современном мире, при огромном множестве развлечений и зрелищ, балет должен отойти хотя бы на второй план. Но он лишь набирает популярность во всех своих проявлениях. По всем миру открываются все новые балетные школы, которые готовят профессионалов, а также отмечается большой спрос на занятия «Body-ballet» среди простых смертных – такие уроки помогают сохранять фигуру, формируют царственную осанку и позволяют хоть немного прикоснуться к любимому искусству. По всему миру на тему балета снимаются все новые фильмы, и запускаются телепроекты. Одним из заслуживающих внимания является конкурс «Большой балет», в котором учавствуют ведущие солисты известных балетных трупп, а в состав жюри вошли звезды мирового балета.

Фото: liveinternet

Если вы еще не испытали удовольствие от посещения балета, то вам обязательно стоит наверстать упущенное. Главное правило зрителя – на балете нельзя скучать, даже если вы не уверены в степени тонкости своей душевной организации и способности длительно внимать классике. Новичку нужно подготовиться к посещению спектакля: заранее ознакомиться с музыкой и историей постановки, и обязательно прочитать либретто — это очень облегчит вам понимание и значительно улучшит впечатления. Обычно содержание спектакля и сведения о танцорах печатаются в программках, которые можно купить в театре. Потратив немного времени на такую подготовку, вы также избежите опасности выглядеть невеждой, притворяющимся знатоком и засыпающим в кресле. Лучшая награда артистам – это ваши искренние восхищенные аплодисменты. Ради этого они неустанно трудятся всю свою жизнь, поэтому по окончанию последнего акта, будьте вежливы, и не спешите сразу в гардероб, а отблагодарите таких хрупких и таких сильных танцоров бурными овациями.

Фото: liveinternet

В последнее время уже стало хорошей традицией каждый год посвящать какой-либо сфере искусства. Не стал исключением и грядущий 2018: с легкой руки председателя российского правительства О. Голодец его объявили годом отечественного балета.

По словам чиновницы, данный вид театрального танца является одной из основных составляющих культурного наследия России, и поэтому он, как ни что другое, достоин высокого уважения со стороны нашего народа. Кроме того, в 2018 году все ценители балетного искусства будут отмечать памятную дату — двухсотлетний юбилей талантливейшего хореографа и балетмейстера Мариуса Петипа, который внес большой вклад в развитие этого прекрасного танца.

Предложение посвятить грядущий год балету прозвучало из уст чиновницы на недавнем международном форуме по развитию культуры. Идея была принята с большим восторгом и одноголосно одобрена всеми участниками собрания. Таким образом, в связи с утвержденным решением, в 2018 году пройдет целый ряд тематических мероприятий, основная часть которых будет приурочена памяти популярнейшего балетмейстера своего времени, создавшего балетное искусство в том виде, в котором мы знаем его сейчас.

Содержание:

  • След француза в балетном искусстве России
  • Секрет успеха и всенародного признания выдающегося мастера
  • Чего ожидать в будущем году?
  • Видео-новость

След француза в балетном искусстве России

Первые шаги Мариуса Петипа в российском балете начались еще в середине 19 века, когда он впервые в качестве солиста покорил сердца столичной публики. Успешная сольная карьера продолжалась недолго, а именно до тех пор, пока француз не ощутил в себе талант преподавателя.

Будучи преуспевающим хореографом, Петипа отыскал и вывел на большую сцену десятки звезд театрального танца за что удостоился звания лучшего балетмейстера своего времени. За большие заслуги перед отечественной культурой, европейский специалист получил Российское подданство и любовь сотен поклонников по всей стране.

Читайте также:  Федеральная программа «Жилище» в 2018 году

Сегодня считается, что именно Мариус Петипа стоял у истоков всемирно известного Русского балета. Его идеи прямо повлияли на становление данной сферы искусства и создали тот прекрасный шедевр театрального действия, которым по сей день восхищаются миллионы людей на всех континентах. Весь период второй половины 19 века в Русском балете принято величать «эпохой Петипа», что показывает, насколько большой вклад привнесла эта личность в наше культурное наследие.

Секрет успеха и всенародного признания выдающегося мастера

Русский балет на совершенно новый уровень поднял не только грандиозный талант великого хореографа, но и невиданный энтузиазм, с которым француз подходил к своему детищу. От заурядных постановок, распространенных в те времена, работы Петипа выгодно отличались изяществом и открытостью к смелым экспериментам.

Только на территории Российской Империи балетмейстер создал более 70 ошеломляющих постановок, абсолютное большинство из которых произвели настоящий фурор в культурных кругах больших городов.

Столь значимые заслуги Мариуса Петипа не остались без внимания потомков. О таланте знаменитого француза помнят уже два столетия, и в качестве благодарности его фигура станет центральной на всех мероприятиях в 2018 году, посвященному балетному искусству.

Чего ожидать в будущем году?

По утверждению представителей Министерства культуры Российской Федерации, на 2018 год уже запланировано целый ряд грандиозных событий, которые познакомят россиян с балетным искусством и творчеством Мариуса Петипа.

В этих мероприятиях примут участие лучшие представители отечественных и зарубежных школ театрального танца. Мировые звезды балета выступят как в качестве солистов, так и в роли специально приглашенных почетных гостей. Таким образом, настоящие ценители данного вида искусства смогут с лихвой насладиться незаурядным действом.

Читайте также:  Открытие нового аутлет-центра в Санкт-Петербурге в 2018 году

Помимо представлений и творческих вечеров, планируется проведение большой просветительской программы. Во всех общеобразовательных учреждениях нашей страны на протяжении всего учебного года будут проведены специальные уроки, посвященные жизни и творчеству выдающегося деятеля культуры Мариуса Петипа, а также развитию Российского балета в целом.

В городе Санкт-Петербург специально к двухсотлетию знаменитого мастера состоится открытие памятной доски в честь гениального балетмейстера. Кроме того, в культурной столице также предполагается провести масштабную выставку достижений Русского балета с научной конференцией, на которой лучшие представители сферы искусства обсудят перспективы театрального танца на ближайшее будущее.

Главным культурным событием будущего года обещает стать грандиозный гала-концерт который пройдет в Санкт-Петербурге. В нем примут участие все звезды отечественной балетной сцены с уже полюбившимися постановками и классическими представлениями в оригинальной интерпретации.

В качестве дани уважения знаменитому мастеру сцены Мариусу Петипа, постановщики обещают воссоздать некоторые произведения гениального балетмейстера и окунуть современного зрителя во времена становления театрального танца как искусства.

Благодаря запланированной программе следующий 2018 год обещает стать одним из самых запоминающихся за последнее десятилетие. Все предстоящие события должны напомнить людям о величии культурного наследия и сделать Русский балет среди широких народных масс намного популярнее.

Статья написана специально для сайта “2018 год Собаки”: http://god-2018s.com

image

В последние годы в России прочно утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. Особенно восторженно граждане РФ воспринимают годы, приуроченные к событиями из сферы искусства, поэтому в России с таким размахом празднуют юбилеи великих композиторов, поэтов, художников и писателей. В рамках торжественных мероприятий во всех крупных городах организуются фестивали и выставки, которые помогают всем желающим приобщиться к прекрасному.

2019 год не стал исключением из данного правила – новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.

Правительство уже заявило о множестве мероприятий, которые будут проведены. Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы.

Взаимодействие французской и российской культуры

 image

По случаю проведения русского балета оргкомитет запланировал пригласить в Россию представителей культуры из Франции и лучших хореографов и руководителей балетных школ из различных стран. По мнению Ольги Голоднец, это будет новый уровень взаимодействия, а чтобы все запланированные мероприятия прошли четко и сглажено, работа начата уже сейчас. Она также отметила, что 2019 год станет важным не только для министерства культуры, но и для системы образования, так как балет должен перешагнуть существующие рамки одной отрасли и стать частью культуры для всей России.

Школьный предмет, посвящённый мировой культуре, будет включать темы, где будут изложены основы истории этого танца. Ведь даже Пушкин в своем произведении описал его такими словами, как «души исполненный полет». Некоторые уроки будут посвящены творчеству Петипа. Ольга Голодец уверена, что преподаватели сумеют заинтересовать школьника и рассказать красивым языком о важной составной части российской культуры.

image

Секрет всенародного признания Мариуса Петипа

Творчество Мариуса Петипа оказало огромное влияние на этот вид экспрессивного искусства. Балетмейстер является уроженцем Франции, но Россию всегда считал второй родиной. На сценах Москвы и Санкт-Петербурга было поставлено более 60 спектаклей, среди них известные всем «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Талисман», «Дон Ктхот», «Дочь фараона». Ему довелось сотрудничать с Александром Глазуновым и Петром Чайковским, которые изучали его музыкально-сценические планы и сочиняли музыку.

Ольга Голодец также выступила с инициативой об открытии мемориальной доски Мариусу Петипа, ранее эта идея возникала и у Академии имени Вагановой, но не была реализована. В течение планируется издать ряд публикаций, посвященных французскому балетместеру, провести интересные фестивали и выставки.

image

Из истории русской балетной школы

Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.

Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.

Следующий толчок в развитии российской балетной хореографии случился во времена Елизаветы Первой. В этот период Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.

Не пропустите:   Благодатный огонь

После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.

Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который, хотя и придерживался традиций французской школы, внес в эту сферу творчества свежую нотку с истинно русским духом. В 19 столетии, когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году.

Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности, что позитивно сказалось на совершенствовании мастерства танцоров. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина…»

image

Не отказал в высоком покровительстве балету и следующий российский монарх, Николай I – этот вид сценического мастерства в период его правления продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых нужно упомянуть всемирно известные имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.

После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.

Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.

Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.

В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.

В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.

image

Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.

Не пропустите:   Праздники в сентябре 2020 в России

В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.

Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.

Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2019 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.

Чего ожидать?

В рамках мероприятий особый акцент будет ставиться на российско-французских культурных контактах. Во Франции также будет чествоваться юбилей. Начало мероприятий датируется 21 октября 2015 года, когда в Гран Театре Бордо была проведена масштабная международная встреча «Из Бордо в Санкт-Петербург». Основной темой симпозиума было творчество Мариуса Петипа и его вклад в искусство.

  • Четвертая сессия будет проходить в России под названием «Мост Петипа», которое является символичным.
  • Мероприятие посещается взаимодействию двух стран, демонстрации общих хореографических традицией.

image

Среди запланированных мероприятий, также будут иметь место:

  • выступления специально приглашенных почетных гостей, что позволит насладиться незаурядным действом;
  • организация творческих вечеров;
  • мастер классы;
  • открытые лекции;
  • проведение увлекательных уроков в школьных учреждениях;

гала-концерт, где будут представлены многие постановки в оригинальной интерпретации.

Организаторы мероприятий планируют воссоздать выдающиеся произведения известного балейтместера. Это поможет гостям ощутить великолепие периода становления танца, как вида искусства. 2019 год русского балета станет наиболее ярким и запоминающимся за последние десятилетие. Организаторы надеются, что их задача по популяризации русского балета среди широких народных масс будет с успехом реализована, а мероприятия будут напоминать о величии русского культурного наследия.

Перечень запланированных мероприятий

image

Следствием правительственной инициативы стал целый ряд мероприятий, посвященных как балетному искусству, так и хореографу Петипа. Участниками действ и приглашенными гостями станут выдающиеся представители мировой и российской балетной школы. В числе мероприятий заявлены:

  • многочисленные постановки и творческие вечера. Например, на базе детских школ искусств будут организованы просветительские лекции-концерты и тематические вечера хореографии;
  • областные концерты учеников хореографических школ;
  • выставки тематического детского рисунка;
  • областные конкурсы детских балетных коллективов;
  • творческие лекции, сопровождающиеся просмотром фрагментов известнейших балетов;
  • книжно-иллюстративные выставки, приуроченные 200-летнему юбилею Петипа;
  • уроки и классные часы в общеобразовательных учреждениях, на которых школьникам расскажут о выдающихся достижениях русского балета и творчестве французского хореографа, который за свои успехи был удостоен подданства Российской империи;
  • петербургская выставка достижений балетной школы;
  • научная конференция, посвященная перспективам развития балетной хореографии, под названием«Мариус Петипа на мировой сцене»;
  • международная тематическая выставка «Петипа. Танцемания», которая будут проходить в Центральном выставочном зале «Манеж». Ее подготовят для поклонников балетной хореографии специалисты из Санкт-Петербургского государственного музея, проводящего экспозиции из жизни театрального и музыкального искусства;
  • гала-шоу, состоящее из балетных дивертисментов, заявленное на 2 июля в стенах Государственной академической капеллы Северной Пальмиры;
  • масштабный концерт-балет на базе театров Санкт-Петербурга, в котором будут принимать участие как российские, так и зарубежные хореографы и танцовщики.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий