Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви — Армянский праздник Вардавар

Армянский праздник Вардавар

курсовая работа

Армянская апостольская церковь — это одна из древнейших христианских церквей, которая имеет ряд существенных особенностей в обряде и догматике, которые отличают её как от православия, так и от католицизма. Армянская апостольская церковь относится к древневосточным православным церквям. В богослужении выполняется армянский обряд. Согласно церковному сказанию, о чём свидетельствует и ряд исторических источников на различных языках, христианство проповедовали в Армении святые апостолы Фадей и Варфоломей, которые были преданы мученической смерти во время правления царя Санатрука. Важным является тот факт, что Армения — это первая страна, принявшая христианство как государственную религию в 301 году. Значимое и важное место в этом величайшем для армян событии имели святой Григорий Просветитель, который стал первым католикосом всех армян. Рассмотрим историю армянского церковного календаря. Юлий Цезарь осуществил реформу календаря, приняв за основу солнечный год, а так же 365 дней и 6 часов. Каждые четыре года излишек в 6 часов составлял сутки, которые прибавлялись к февралю каждого четвертого года. Этот год состоял из 366 дней и являлся високосным. Но так как солнечный год состоял уже из 366 дней, день весеннего равноденствия приходил на 11 марта. Тогда Папа Григорий утвердил новый календарь и в четверг 4 октября 1582 г были исключены десять дней, которые накопились с 325 года. Впоследствии, день весеннего равноденствия вновь попадал на 21 марта. Для того, чтобы избежать аналогичной ошибки в будущем, Папа Григорий утвердил считать високосными только те из годов, которые делятся на 400 без остатка. Посчитав, что Юлианский календарь устаревший, его называли старым стилем, а Григорианский — новым стилем. Армянская Церковь вплоть до 1924 г. за основу отсчета праздников брала старый стиль. Переход на новый стиль был осуществлен в период правления католикоса Геворга V с 23 ноября 1923 г. Согласно этому утверждению, календарные расчеты Армянской Апостольской Церкви должны были происходить на основе нового стиля. Годичный цикл Армянской Апостольской Церкви включает переходящие и не переходящие посты и праздники. Неподвижные праздники всегда отмечаются в конкретно установленные дни, вне зависимости от даты Пасхи, а дни подвижных праздников меняются вместе с Пасхой, даты празднования которых определяются по лунному календарю, и приходятся на весенний сезон.

К неподвижным праздникам относятся следующие: Рождество Господне — 6 января, Крещение — 5 января, Благовещение Господне — 7 апреля, Сретение — 14 февраля.

В жизни армянского общества обрядовая праздничная культура связана с циклом сельскохозяйственных работ. Самым важным является обеспечить хороший урожай хлебов и других полевых культур, удачу во всех делах. Поэтому большинство праздничных обычаев распадаются на два срока: подготовка к получению хорошего урожая и его сбор. Именно на этой, так называемой, «производственной основе» векового народного хозяйства зарождались многие обычаи, обряды, верования, праздники и т.д. В процессе своего развития они менялись, развивались, и сегодня приняли разные формы проявления, хотя во многих случаях их типология едина.

Основой для календарного цикла Армянской Церкви послужила Пасха — переходящий праздник, отмечающийся в разные годы в период с 22 марта по 25 апреля. Именно от Пасхи идет отсчет всех остальных армянских праздников. Пасха начиналась с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пятидесятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Единицей исчисления является недельный цикл. Например, за 10 недель до Пасхи начинается Передовой пост, длиною в одну неделю. В течение следующих двух недель празднуются дни памяти святых, а потом начинается семинедельный Великий пост: память святых отмечается лишь по субботам. Двадцать четыре недели или 171 день с Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл, повторяющийся каждый год. Во все воскресенья отмечаются Господние праздники или воспоминания Воскресения Христова.

Все среды и пятницы — это постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу — в память о смерти Иисуса Христа. Если Господний праздник и пост совпадают, то отмечается праздник.

Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.

Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы:

а) Господние праздники — 136 дней,

б) дни памяти святых — 112 дней,

в) постные дни — 117 дней.

В умеренных широтах, где складывались армянские обычаи, наиболее типично деление года на четыре сезона:

* Зимние праздники: Рождество Христово, Крещение Господне.

* Весенние праздники: Сретение Господне, Праздник Святого Саркиса, Великий Пост: Средокрестие, Вербное воскресенье, Страстная неделя; Пасха, Праздник Святого Георгия, Вознесение Господне.

* Летне-осенние праздники: Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня.

Делись добром 😉

Армянская апостольская церковь — это одна из древнейших христианских церквей, которая имеет ряд существенных особенностей в обряде и догматике, которые отличают её как от православия, так и от католицизма. Армянская апостольская церковь относится к древневосточным православным церквям. В богослужении выполняется армянский обряд. Согласно церковному сказанию, о чём свидетельствует и ряд исторических источников на различных языках, христианство проповедовали в Армении святые апостолы Фадей и Варфоломей, которые были преданы мученической смерти во время правления царя Санатрука. Важным является тот факт, что Армения — это первая страна, принявшая христианство как государственную религию в 301 году. Значимое и важное место в этом величайшем для армян событии имели святой Григорий Просветитель, который стал первым католикосом всех армян. Рассмотрим историю армянского церковного календаря. Юлий Цезарь осуществил реформу календаря, приняв за основу солнечный год, а так же 365 дней и 6 часов. Каждые четыре года излишек в 6 часов составлял сутки, которые прибавлялись к февралю каждого четвертого года. Этот год состоял из 366 дней и являлся високосным. Но так как солнечный год состоял уже из 366 дней, день весеннего равноденствия приходил на 11 марта. Тогда Папа Григорий утвердил новый календарь и в четверг 4 октября 1582 г были исключены десять дней, которые накопились с 325 года. Впоследствии, день весеннего равноденствия вновь попадал на 21 марта. Для того, чтобы избежать аналогичной ошибки в будущем, Папа Григорий утвердил считать високосными только те из годов, которые делятся на 400 без остатка. Посчитав, что Юлианский календарь устаревший, его называли старым стилем, а Григорианский — новым стилем. Армянская Церковь вплоть до 1924 г. за основу отсчета праздников брала старый стиль. Переход на новый стиль был осуществлен в период правления католикоса Геворга V с 23 ноября 1923 г. Согласно этому утверждению, календарные расчеты Армянской Апостольской Церкви должны были происходить на основе нового стиля. Годичный цикл Армянской Апостольской Церкви включает переходящие и не переходящие посты и праздники. Неподвижные праздники всегда отмечаются в конкретно установленные дни, вне зависимости от даты Пасхи, а дни подвижных праздников меняются вместе с Пасхой, даты празднования которых определяются по лунному календарю, и приходятся на весенний сезон.

К неподвижным праздникам относятся следующие: Рождество Господне — 6 января, Крещение — 5 января, Благовещение Господне — 7 апреля, Сретение — 14 февраля.

В жизни армянского общества обрядовая праздничная культура связана с циклом сельскохозяйственных работ. Самым важным является обеспечить хороший урожай хлебов и других полевых культур, удачу во всех делах. Поэтому большинство праздничных обычаев распадаются на два срока: подготовка к получению хорошего урожая и его сбор. Именно на этой, так называемой, «производственной основе» векового народного хозяйства зарождались многие обычаи, обряды, верования, праздники и т.д. В процессе своего развития они менялись, развивались, и сегодня приняли разные формы проявления, хотя во многих случаях их типология едина.

Основой для календарного цикла Армянской Церкви послужила Пасха — переходящий праздник, отмечающийся в разные годы в период с 22 марта по 25 апреля. Именно от Пасхи идет отсчет всех остальных армянских праздников. Пасха начиналась с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пятидесятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Единицей исчисления является недельный цикл. Например, за 10 недель до Пасхи начинается Передовой пост, длиною в одну неделю. В течение следующих двух недель празднуются дни памяти святых, а потом начинается семинедельный Великий пост: память святых отмечается лишь по субботам. Двадцать четыре недели или 171 день с Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл, повторяющийся каждый год. Во все воскресенья отмечаются Господние праздники или воспоминания Воскресения Христова.

Все среды и пятницы — это постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу — в память о смерти Иисуса Христа. Если Господний праздник и пост совпадают, то отмечается праздник.

Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.

Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы:

  • а) Господние праздники — 136 дней,
  • б) дни памяти святых — 112 дней,
  • в) постные дни — 117 дней.

В умеренных широтах, где складывались армянские обычаи, наиболее типично деление года на четыре сезона:

Зимние праздники: Рождество Христово, Крещение Господне.

Весенние праздники: Сретение Господне, Праздник Святого Саркиса, Великий Пост: Средокрестие, Вербное воскресенье, Страстная неделя; Пасха, Праздник Святого Георгия, Вознесение Господне.

Летне-осенние праздники: Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня.

image

Один из самых любимых у детей и взрослых летних событий 2021 года в Армении – праздник Вардавар – будет отмечаться 11 июля, через 98 дней после празднования Пасхи.

Он появился еще в языческие времена, а после принятия христианства был приурочен к празднику Преображения Господня. Еще одно название этой даты в Армении – День обливания водой.

Традиции празднования Вардавара в Армении

В древности армянский праздник Вардавар был связан с культом богини любви, водной стихии и плодородия Астхик и богини-матери Анаит. Об этом свидетельствует его название, которое произошло от слов «вард (уард)» – «вода» и «вар» – «мыть, поливать», «опрыскивать водой».

По другой версии, название праздника произошло от слов «вард» (роза) и «вар» (яркий), так как в этот день украшали розами золотой бюст богини Астхик. А некоторые исследователи полагают, что слово «вардавар» имеет зороастрийский корень и восходит к авестийскому «actra» и армянскому «var», что означает «горение» и связано с поклонением огню.

Конечно, сейчас уже невозможно установить доподлинно, как и в связи с чем в Армении появился праздник Вардавар. О его происхождении можно судить лишь на основании старинных легенд, о которых пойдет речь далее.

По одной из гипотез он связан со сказанием о Великом потопе. Как гласит предание, старец Ной, остановившись на горе Арарат, велел своим сыновьям обливать друг друга водой в память об этом событии.

Когда армяне празднуют Вардавар?

Как уже говорилось выше, после принятия христианства Вардавар был приурочен к празднику Преображения Господня. Григорий Просветитель постановил отмечать его в первый день армянского календаря – в первый день месяца Навасард (11 августа).

Однако в VI веке католикос Мовсес II (574-604 гг.) включил праздник Преображения в пасхальный цикл, после чего его стали отмечать в седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Теперь его дата приходится на 98-й день после Пасхи, в период с 28 июня до 1 августа.

В субботу перед Вардаваром, когда Армянская Церковь вспоминает Ветхозаветный Кивот, отмечается праздник Новой Святой Церкви.

В день Вардавар – одного из пяти великих праздников Армянской Апостольской церкви – в храмах проходят торжественные богослужения.

Верующие вспоминают о том, как Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, который возвестил: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус запретил своим ученикам рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Как писал Иоанн Златоуст, Иисус таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Преображение Господне считается временем духовного преображения, поэтому в этот день верующим нужно простить окружающим все обиды и попросить прощения самим.

Как проходит День обливания водой в Армении?

Одна из традиций Вардавара в Армении – обливать водой всех подряд – не только знакомых, но и прохожих на улицах, в магазинах, кафе, в транспорте. Для этого используются самые разные приспособления, в том числе водные пистолеты и поливные шланги.

Многие люди поливают из окон и с балконов своих домов тех, кто проходит под окнами. Так что хотите вы этого или нет, но будете облиты с ног до головы. Обижаться на это не принято, ведь считается, что вода очищает людей от негатива, приносит благополучие и успех. Особенно нравится такая игра детям.

Об этом обычае рассказывает одна из легенд, согласно которой живший в давние времена злой богач требовал отдавать ему в рабство девушек в обмен на пользование принадлежащей ему водой. Смелый юноша Вардан, который победил злодея, освободил красавиц, после чего водой могли пользоваться все люди без каких-либо ограничений.

Подобные праздники существуют и в других странах мира. Так, в России отмечается День Ивана Купалы, в Финляндии – Юханнус или Иванов день, многие традиции которого связаны с водой. В Дагестане на 40-й день после весеннего равноденствия устраивается Праздник воды.

А на Кипре такое торжество называется Катаклизмос и отмечается через 50 дней после Пасхального Воскресенья. Водяные фестивали проводятся в Камбодже, Бирме, Таиланде и других государствах.

Еще одна традиция армянского праздника Вардавар – размещать букеты из алых или оранжевых цветов перед домами или на крышах, дарить эти цветы друзьям и любимым.

Как гласит старинная легенда, в прежние времена цветы посвящались богине любви и красоты Астхик, возлюбленной бога грозы и молнии Ваагна. Однажды повелитель подземного царства Яхван, который был изгнан с небес за клевету на Ваагна, решил ему отомстить. Он похитил прекрасную возлюбленную Ваагна и заточил под землей.

Тогда любовь покинула сердца людей и повсюду воцарилась тьма. Однако бесстрашный Ваагн отыскал логово Яхвана и, сразив его, освободил любимую. Вернувшись на землю, Астхик стала дарить людям розы и окроплять их розовой водой, благодаря чему на земле снова возродилась любовь, а бог Ваагн, который боролся со злом, защищал это прекрасное чувство.

С тех пор каждое лето, когда расцветали розы, армяне приносили их в храм Астхик и обливали друг друга водой.

Существует еще одно сказание, согласно которому Астхик, узнав о том, что ее любимый ранен, так спешила к нему, что пустилась в путь босиком. Она поранила ноги о кусты роз и, окрасившись ее кровью, цветы стали красными.

В старину на праздник Вардавар в Армении влюбленные юноши запускали в небо голубей. Считалось, что если птица три раза покружится вокруг дома избранницы, то это хороший знак, и уже осенью можно было справлять свадьбу.

Элементы языческого праздника сохранились в обрядах народного празднования Преображения Господня по сей день. Он сопровождается песнями, танцами, играми.

С 2014 года у стен церковных комплексов Гарни и Гегард – знаменитых архитектурных памятников Армении – проводится Международный фестиваль «Вардавар».

Его гости имеют возможность познакомиться с наследием древней армянской культуры. На фестивале выступают театральные, музыкальные, танцевальные коллективы, устраиваются народные игры и забавы.

А уже в понедельник после Вардавара отмечается день поминовения усопших. В храмах проходят литургии и заупокойные службы, люди приводят в порядок могилы почивших родственников и поминают их.

fiftyfifty Jul 2020-11-30

image

В 

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей.

Праздник, отмечаемый как день, когда Св. Дух сошел на апостолов. Св. Дух является одним из трех ипостасей Святой Троицы, единосущный и равный Отцу и Сыну. Христос в Своей земной жизни неоднократно говорил со святыми апостолами о Св. Духе: “Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан. 14:26).

Сошествие Св. Духа описывается в Деяниях Св. Апостолов: “При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” (Деян. 2:1-4).

В этой главе Библии приведены названия стран, откуда прибыли люди. Они были удивлены, услышав свой родной язык. Месопотамия, Иудея и Каппадокия также стоят в ряду этих стран (Деян. 2:9). Святые отцы Церкви Августин и Тертулиан утверждают, что было бы правильнее слово “Иудея” заменить словом “Армения”: упоминание Армении в ряду этих стран было бы более логичным. Помимо этого, с географической точки зрения именно Армения находится между Месопотамией и Каппадокией. Следовательно, армяне также были свидетелями этого знаменательного события.

Исполняемыми во время заутрени шараканы (духовные песнопения) “Голубь-посланец” (Св. Дух в образе голубя снизошел во время крещения Иисуса Христа) и “Троица неразделимая” посвящены Пятидесятнице. А во время вечернего богослужения совершается обряд освящения четырех сторон света и зачитывается молитва, написанная по этому поводу Отцом Церкви 12-го века Нерсесом Ламбронаци.

В Христианской Церкви учение о Божественном даре связано со Св. Духом. Согласно этому учению, каждая из добродетелей является Божиим даром, которым Св. Дух наделяет верующего, и любое приписывание добродетели собственной личности (а не Богу) является большим грехом, ведущим к гордыне. Следовательно, празднование Пятидесятницы призывает верующих избегать гордыни и с помощью дара Божия совершать только добрые дела.

Сразу после праздника, в понедельник, начинается Ильинский пост. Это постная неделя начала лета — одна из четырех сезонных постных недель, учрежденных Армянской Апостольской церковью. Как и другие сезонные посты, Ильинский пост также не является приготовлением к какому-либо церковному празднику. Традиционно он называется Ильинским только потому, что предшествует воскресенью после постной недели – дню памяти пророка Илии. В зависимости от дня празднования Св. Пасхи, начало поста может меняться в период с 11-го мая по 14-го июня. Этот пост, как и другие сезонные посты, продолжается 5 дней – с понедельника по пятницу.В 

В 

В 

Источник:В Panorama.am

Похожие новости

Армянская Апостольская Церковь празднует Светлое Христово ВоскресениеАрмянская Апостольская Церковь отмечает Лазареву СубботуАрмянская Апостольская церковь отмечает Пасхальный Сочельник13 февраля ААЦ отмечает Сретение Господне — Тъярнэндарач26 июня в Армении отметят День Святого Эчмиадзина

Комментарии

Социум

Армянская Церковь 13 сентября отметит праздник Хачверац

05.09.201504.09.2015Армянская церковь

image

Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) 13 сентября отметит праздник Хачверац — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это последний из главных праздников церковного календаря, который знаменует также начало осени. Как сообщает Арменпресс, иерей Петрос Малян сообщил журналистам, что перед праздником начинается недельный пост, а 6 сентября отмечается Масленица Воздвиженского поста.

Петрос Малян отметил, что Крест в древности был орудием мучения, однако после распятия Христа он прекратил означать мучение и стал символом спасения, выражением любви Христа, так как любить – значит также жертвовать, нести лишения. По словам иерея, раньше в праздник Хачверац организовывали паломничества в святыни.

«Это веселый праздник для христиан, в праздничную субботу и воскресенье нужно радоваться, собираться с родственниками вокруг праздничного стола и отмечать», — сказал иерей.

Он отметил, что, к сожалению, в наши дни люди превратили этот праздник в траурный день. «Этот праздник связан с трауром постольку, поскольку после него идет День поминовения усопших. 14 сентября во всех церквях ААЦ проходят молебны за упокой душ всех усопших», — отметил Петрос Малян.

Хачверац отмечается в память о возвращении и прославлении Животворящего Креста Господня. Армянская Церковь отмечает его в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября. Понедельник после праздника – День поминовение усопших. Согласно преданию, первый епископ Иерусалима Иаков, брат Господа, найдя частицу Древа Креста Христова, высоко воздвиг ее, явив верующим под пение шаракана «Кресту Твоему, о Христос, поклоняемся». Другое предание гласит, что найденный царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) Св. Крест был воздвигнут иерусалимским патриархом Макарием над собравшимися, чтобы они узрели и поклонились ему (326 г.).

В 335 г. император Константин построил на месте погребения Христа храм Св. Воскресения (Сурб Арутюн). Храм был освящен 13 сентября, после чего каждый год стал отмечаться праздник освящения храма, длящийся восемь дней. 14 сентября собирались на Голгофе, где на виду у всех верующих Животворящий Крест воздвигался для поклонения молящихся.

Праздник Воздвижения Креста приобрел еще большее значение после возвращения Св. Креста из персидского плена в первой половине VII века. В 610 году персидский царь Хосров с многочисленным войском напал на Византийскую империю. Воодушевленные первыми победами персы овладели Иерусалимом и захватили Крестное Древо Христа (614 г.). Многие предались огню и мечу или были уведены в плен. Среди них был также патриарх Иерусалима Захария.

После долгих лет войны византийцы, под предводительством императора Ираклия, одержали победу над персами и освободили Св. Крест (628г.). В этих событиях принимали участие и армянские отряды во главе с правителем Византийской Армении Мжежем Гнуни. Освобожденное Древо Креста было торжественно, в сопровождении процессий и служб в церквах, пронесено через Армению в Константинополь, а затем в Иерусалим.

Крест для христиан является гордостью и символом могущества Бога, на котором была пролита невинная кровь Христа. Иисус на Кресте показал Свою безграничную любовь к людям, и Крест для христиан стал залогом надежды, любви и спасения.

Источник: Armenpress

AnalitikaUA.net

Теги:Армянская церковь share on Facebook

Похожие статьи

image ВажноеСоциум

Армянская Апостольская Церковь отмечает Второе Вербное Воскресенье

16.05.202115.05.2021 В воскресенье после праздника Вознесения Господня Армянская Апостольская Церковь отмечает Второе Вербное Воскресенье, напоминает qahana.am. Название праздника произошло от названия…

image ВажноеСоциум

Колокола всех церквей Армении зазвонят в память о жертвах Геноцида армян

23.04.202123.04.2021 Колокола зазвонят во всех церквях страны 23 апреля в 23:00 по ереванскому времени в память о жертвах Геноцида армян. Об…

image ВажноеПолитика

Азербайджан, оскверняя армянские святыни, демонстрирует свои национальные комплексы

08.04.202106.04.2021 Первопрестольный Святой Эчмиадзин в международных организациях поднял вопрос осквернения армянских церквей на территориях Арцаха, перешедших под контроль Азербайджана. Как передает…

image ВажноеСоциум

Началась Страстная неделя: Армянская Апостольская церковь отметила Цахказард – Вербное воскресенье

28.03.202128.03.2021 В Первопрестольном Святом Эчмиадзине под председательством Первоиерарха Армянской Апостольской церкви, Католикоса Всех Армян Гарегина II отметили Цахказард. Как передает Арменпресс,…

image ВажноеСоциум

Армянская Апостольская церковь отмечает Вербное воскресенье (Цахказард)

28.03.202127.03.2021 28 марта Армянская Апостольская церковь празднует Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье или по-армянски Цахказард). Праздник, отмечаемый в последнее воскресенье…

image Политика

Омбудсмен: Разрушение церкви после завершения войны доказывает геноцидальную политики Баку

26.03.202126.03.2021 Разрушение церкви Зоравор Сурб Аствацацин близ города Мехакаван (Джебраил), осуществленное после перехода данного района под контроль Азербайджана, — это еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий