Посты в августе: православный календарь

image

Успенский пост (14 – 27 августа)  — такой же строгий, как и Великая Четыредесятница, единственный из всех, посвящённый Божьей Матери, предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день (28 августа) православные христиане поминают светлую кончину Девы Марии.

«Успение» означает «засыпание», сам момент смерти Божьей Матери воспринимается как лёгкий уход из жизни земной в жизнь вечную в Царствии небесном. Её жизненный путь был исполнен святости и смирения, и до конца его она постилась и молилась о роде человеческом.

Поэтому и люди должны в это время поститься с благодарностью и прошением, чтобы Богородица в Царстве Христовом молилась о нас.

Оглавление:

Как следует питаться в Успенский пост

В это время предписано полное воздержание, отказ от пищи животного происхождения. Нельзя есть мясо и сало, продукты произведённые из молока, яйца. Исключением является великий праздник Преображения Господня, когда разрешено есть рыбу.

image

Питаться следует согласно следующим правилам:

  1. В понедельник, среду, пятницу должно есть растительную пищу, не подвергшуюся тепловой обработке. Меню составляют холодные супы и окрошки на воде, салаты из овощей и корнеплодов, соки, нектары, лимонады. Из ягод, фруктов, мёда и орехов получаются замечательные и полезные десерты.
  2. Во вторник и пятницу – горячие блюда без масла: каши, супы, блюда из бобовых культур. Традиционно готовят борщ, ботвинью, щи, супы-пюре из картофеля и фасоли с добавлением грибов, голубцы, вареники. Овощи и корнеплоды варят, готовят на пару или запекают в духовке. Ассортимент напитков расширяется компотами, морсами, травяными настоями.
  3. В субботу и воскресенье – еда, приготовленная на огне с добавлением растительного масла. В рацион можно ввести блинчики с разнообразными начинками, гренки, плов с грибами или сухофруктами. Овощи и корнеплоды можно обжаривать,
  4. В любой день можно есть семечки, орехи, мёд, постный хлеб, зелень, использовать пряности.

Начало Успенского поста

Начинается пост 14 августа малым праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста, который в обиходе называется Медовым или Маковым Спасом. В этот день совершается крестный ход с последующим освящением воды и мёда нового сбора.

По обычаю праздничный стол накрывают выпечкой с медом и маком – пирогами, блинами, булочками, из напитков готовят сбитень, фруктовые и ягодные морсы. Русская народная кухня изобилует рецептами вкусных постных блюд, позволяющих провести торжество радостно и не оскоромившись.

Успенский пост продолжается 2 недели, в течение которых нужно укрощать свой аппетит, есть умеренно и скромно, отказывать себе в получении наслаждения от еды.

Середина поста

19 августа христиане отмечают центральное событие Успенского поста – Преображение Господне. Согласно библейскому сказанию, в этот день Иисус Христос явил перед своими любимыми учениками – Петром, Иаковом и Иоанном свою Божественную сущность. Этот праздник  именуют ещё Яблочным Спасом.

Он приходится на время  жатвы и созревания яблок и винограда, поэтому сильна традиция освящать фрукты и хлебные колосья, принося благодарность Господу. До этого момента не полагается употреблять в пищу плодов нового урожая. В великий праздник Преображения Господня допускается некоторое послабление поста: разрешено есть рыбу и пить церковное вино в умеренном количестве.

Главное место на столе занимают яблоки – их запекают с изюмом, мёдом, корицей и имбирём, кладут в пироги, варят компоты, отжимают сок. Их же принято относить на кладбище, оставлять на могилах близких. Существует обычай загадывать желание на яблоко, считается, что оно обязательно исполнится.

Окончание Успенского поста

Последний день поста – 27 августа – день предпразднетства к последнему двунадесятому празднику православного года. Христиане идут в храм на всенощное бдение, раздают милостыню.

Венцом поста является Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Если Успение попадает на среду или пятницу, то можно есть рыбу, если же нет, то разрешены мясо, яйца и сыр.

Жатва окончена и в церквях освящают семена и зёрна, чтобы следующий урожай был изобильным, из последнего снопа делают оберег, который будет привлекать в дом достаток и богатство. Принято печь пироги, угощать ими гостей и кормить бедных.

Пост – это время смирения плоти ради очищения духа. Цель его – воздержание от мирских страстей и удовольствий, чтобы приблизиться к Богу, попытаться стать такими же чистыми, как Адам и Ева до грехопадения. Тогда они питались только плодами растений и слушали Слово Господа нашего.

В пост должно тратить меньше средств на удовольствия, оставляя больше на благотворительные цели.  Каждый сам должен выбирать способ поститься согласно состоянию здоровья  и тяжести физических нагрузок.

Возвращаться к скоромной пище нужно осторожно, понемногу включая в свой рацион продукты, в которых вы себе отказывали в течение двух недель.

Рубрики Это интересно 09:11, 14 августа 2019

Успенский пост установлен православной церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это единственный пост в церковном году, посвященный Деве Марии. Религиозный смысл Успенского поста – почитание и наследование Божьей Матери, которая, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась.

Согласно церковному и народному календарям, Успенский пост – не летний, а осенний пост. Именно этот пост завершает церковный год и открывает дорогу осени. В народе он известен еще как Богородичный, Спасо-Богородичный или просто Спасовка.

Дата начала и продолжительность Успенского поста

Длится Успенский пост всего две недели – он является самым коротким из четырех христианских многодневных постов. Начало и окончание этого поста имеют фиксированные даты. Читайте также Спас 2019: когда отмечают три Спаса в августе (календарь)

В 2019 году, как и обычно, Успенский пост начинается 14 августа. В этот день церковь чтит Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе же этот праздник называется Медовый Спас, или праздник Маковея, ведь верующие в этот день святят в храмах мед, маковые головки и фрукты, пекут пряники и пироги с медом и маком.

Заканчивается Успенский пост 27 августа. Уже 28 августа все ограничения в еде снимаются – в этот день верующие отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Что можно и нельзя есть

Во время этого поста разрешено:

Овощи и фрукты: вареные, тушеные, запеченные – должны стать основой вашего питания. Пусть на вашем столе будут все свежие овощи – помидоры, огурцы, перец, кабачки, свекла, морковь и тому подобное. Также и фрукты – абрикосы, черника, арбузы и тому подобное. Чем разнообразнее – тем лучше.

Каши: каши должны стать еще одной важной составляющей вашего рациона. Не забывайте, что готовить их следует только на воде и придется обойтись без добавления масла.

Вместо мяса, молока и яиц: если вы включите в свой рацион растительный белок – это ваш организм ничуть не пострадает от отсутствия мяса. Растительный белок содержится в баклажанах, арахисе, чечевице, сое и всех растениях семейства бобовых.

Запрещено употреблять:

Календарь питания Успенского поста

14 августа 2019, среда – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары. После утренней молитвы в церкви освящается свежий летний мед, а значит, и праздничная трапеза включает в себя множество блюд с этим продуктом.

15 августа 2019, четверг – сухоядение: в пищу употребляется невареным растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенные зерна, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

16 августа 2019, пятница – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

17 августа 2019, суббота – сухоядение: в пищу употребляется сырая растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенные зерна, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

18 августа 2019, воскресенье – горячая пища с растительным маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жареный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешены напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

19 августа 2019, понедельник, праздник Преображения Господня – горячая пища с растительным маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жареный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешены напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина. В этот день также разрешено употреблять рыбу и морепродукты. По традиции в этот день можно есть яблоки нового урожая, а в некоторых регионах яблоки заменяются виноградом. Поэтому к обычному меню добавляются яблочные блюда; особенно популярны яблоки в меду.

20 августа 2019, вторник – сухоядение: в пищу употребляется сырая растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенные зерна, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

21 августа 2019, среда – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

22 августа 2019, четверг – сухоядение: в пищу употребляется сырая растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенные зерна, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

23 августа 2019, пятница – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

24 августа 2019, суббота – сухоядение: в пищу употребляется сырая растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенные зерна, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

25 августа 2019, воскресенье – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жареный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешены напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

26 августа 2019, понедельник – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жареный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешены напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

27 августа 2019, вторник – сухоядение: в пищу употребляется сырая растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенные зерна, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

28 августа 2019, среда – конец поста, можно употреблять все блюда.

Напомним, что 14 августа, православные христиане в Украине отмечают Медовый Спас 2019 Об обычаях и запретах в этот день читайте в материале “Прямого”.

Также следите за “Прямым” в Facebook, Twitter, Telegram и Instagram.

Православные и церковные праздники и посты

Сегодня православный церковный праздник: * Мученика Иулиана Тарсийского (ок. 284-305). * Преподобного Максима Грека (обретение мощей 1996; 1556) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра: * Священномученика Евсевия, епископа Самосатского (380) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Ожидаются праздники: 06.07.2021 — *** Владимирской иконы Божией Матери, (в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). * Мученицы Агриппины (ок. 253-259). * Собор Владимирских святых и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… 07.07.2021 — *** Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… 08.07.2021 — * Преподобномученицы Февронии девы (ок. 304). ** Благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночесве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1228) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…

Все православные и церковные праздники и посты …

Православные Святые угодники Божии

Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.

Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.

Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.

Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.

Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.

В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники. далее>>

Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.

Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.

«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!»

Святые угодники: житие, память, страдание…

Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам

Все Иконы Божьей матери и Святых угодников

Молитва в христианской жизни. Что такое молитва. О молитве

Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом. О молитве …

Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, «есть разговор души с Богом». И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.

Молитва не требует определенного времени, места, обстоятельства или определенной формы. Она может быть многословной — длинной, и малословной — краткой. Молитву можно произносить в любое время дня или ночи, и в любом месте. Человек может молиться и при всяких обстоятельствах своей жизни: когда болен или здоров, когда он весел или печален, когда он имеет успех или терпит неудачу, когда он находится в обществе своих врагов или в кругу своих друзей, когда он покинут всеми, или когда он в среде своей любимей семьи. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

Каждый православный христианин должен молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).

Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.

Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.

Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово.

Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.

«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать». святитель Тихон Задонский.

И что бы ни случилось за день — все происходит по воле Божией; все без исключения — обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием. Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы — тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что иногда вам придется поворачиваться к Богу и говорить: «Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!» В другие моменты вы сможете сказать: «Господи, спасибо!»

В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский.

В Новом Завете молитва — это живая связь детей Божиих с их беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства есть «единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом». Таким образом молитвенная жизнь — это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения — это измерения любви Христовой.

«Молитва — это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва — это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами.» Архимандрит Рафаил (Карелин) (XX век).

Святые отцы о молитве

«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.

«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.

«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.

«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.

«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.

«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.

Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.

Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.

Что следует запомнить христианину

Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть.

1. Молитва Господня «Отче наш» (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). 2. Основные заповеди Ветхого Завета (Втор. 6, 5; Лев. 19,18). 3. Основные евангельские заповеди (Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34). 4.Символ Веры. 5.Утренние молитвы и вечерние молитвы по краткому молитвослову. 6. Число и значение таинств.

Таинства нельзя смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение) …

Виды молитв. Формы молитв

Виды и формы православных молитв: Молитвы Хвалебные, Молитвы просительные, Молитвы ходатайственные, Молитвы покаянные, Молитвы благодарственные, Молитвы тайносвершительные, Как молиться чтобы Господь услышал …

Что нужно знать верующему

Что нужно знать верующему. Первые шаги в храме: Что следует знать православному христианину, Как держать себя в храме, Правила о поклонах и крестном знамении, О святых иконах, Об исповеди, О причащении, Поминовение и просфоры, Панихида и молебен, Правила касающиеся отношения мирянина к своему духовнику, Важнейшие праздники года, Посты, Домашняя молитва и духовное чтение …

Какой сегодня церковный православный праздник …

Через месяц после Петрова Поста для верующих начинается Успенский Пост 2021, он, в отличии от Великого поста, наступает в одно и тоже время и длится две недели. Из нашей статьи вы узнаете какого числа начинается и заканчивается Успенский Пост, какие народные традиции и приметы, связанные с этим событием, существуют. А также смысл августовского поста и что в этот период можно и нельзя делать.

Успенский пост начинается 14 августа 2021 года и заканчивается 27 августа 2021 года. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери.

Это самый короткий многодневный пост на протяжении года. По своей строгости Успенский пост приравнивается к Страстной Седмице Великого Поста. Но, несмотря на это, он считается среди православных и самым легким: и короткий, и сладкий. Самый лёгкий — потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе.

Самый сладкий потому, что начинается этот Пост с освящения мёда, а потом — освящение плодов: чтобы через сладость, которую Господь даёт для тела, мы вкусили и увидели, как благ Господь.

Содержание

Какого числа Успенский пост в 2021 году

14 августа начинается Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели и заканчивается 27 августа.

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить.

Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Дни Успенского поста уже считаются осенними, и, действительно – они открывают врата нового времени года, а завершают церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?!

Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях.

Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

История возникновения Успенского поста

Известно, что Богородица после Вознесения Иисуса Христа проживала в доме святого апостола Иоанна Богослова. Однажды, когда Она гуляла по Гефсиманскому саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил, что через три дня Ей предстоит перейти в вечную жизнь.

По молитве Богоматери случилось так, что в Иерусалим ко времени Её Успения из дальних стран чудесным образом стали собираться апостолы. В день, когда должно было совершиться Успение Божией Матери, в третьем часу во время общей молитвы с Небес сошел сам Господь, окружаемый архангелами и ангелами. Без всякого страдания и с улыбкой на лице Богородица преставилась ко Господу.

Одр, на котором лежало тело, святые апостолы понесли через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией послышались звуки небесной музыки и возникло облако света. Первосвященник Афоний, чтобы остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень отсек его руки огненным мечом.

Афоний раскаялся, получил исцеление и начал исповедовать учение Христа. Вечером святые апостолы тело Пресвятой Богородицы положили в гроб, а вход в пещеру закрыли большим камнем.

По воле Божией, при погребении Богородицы не присутствовал апостол Фома. На третий день после Успения он пришел в Иерусалим и начал горько плакать возле гроба. Апостолы, видя его страдания, сжалились над ним и убрали камень от гроба, чтобы Фома получил возможность приложиться к святому телу.

И тут выяснилось, что тело Приснодевы исчезло, а в пещере находились только погребальные пелены. Тогда люди узнали, что Пречистая на небо была взята в теле.

Вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и сообщила: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Услышав это, апостолы подняли часть хлеба и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом событии в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Богоматери.

В осенний мясоед (период от завершения Успенского поста и до начала Рождественского) устав о пище такой же, как и в летний мясоед, т.е. по средам и пятницам разрешена рыба только в дни храмовых и двунадесятых праздников.

Пища с растительным маслом разрешена в среду и пятницу только в том случае, если в эти дни почитают великого святого с полиелейной службой накануне.

Успенский Пост 2021: что можно есть

Успенский пост: народные традиции

Начало Успенского поста означало для крестьян начало осени, страду, сбор урожая, жатву. В народной традиции праздник Всемилостивого Спаса 14 августа носит множество названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, мокрый Спас.

  • Медовый Спас — начало использования меда нового урожая.

В этот день в русских церквях совершалось освящение меда и благословение его употребления в пищу.

В первый день Успенского поста совершается малое освящение воды, именно поэтому его и называют Спасом на воде, мокрым Спасом. Купание в освященных водоемах символизировало очищение от грехов. После мокрого Спаса на Руси уже не купались.

К середине августа созревает мак, часто используемый в русской кухне. Может быть, поэтому день памяти мучеников Маккавеев трансформировался в народной традиции в праздник Макавей — день употребления в пищу выпечки с большим количеством мака. Только выпечка обязательно должна была быть постной, так как Макавей — первый день Успенского поста.

Самым вкусным и любимым угощением в Медовый Спас считалось маковое молоко — необычный соус в который макали блины и булочки.

Рецепт угощения прост: маковые зернышки заливали кипятком и оставляли на 3-4 часа, после чего растирали в кашицу и добавляли мед и воду так, чтобы маковое молоко оставалось густым.

  • 19 августа отмечается в народной традиции как Второй Спас, или Яблочный Спас.

С этого дня разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты нового урожая. Конец Успенского поста — праздник Успения Божией матери — один из самых любимых церковных праздников русского народа.

Также 14 августа в церквях совершается малое освящение воды, потому часто Медовый Спас называют Спасом на воде.

Верующие люди в этот день последний раз в году купались в реках и озерах, смывая таким образом с себя все грехи. Согласно традициям после начала Успенского поста уже не купались.

На второй Спас можно побаловать себя и своих близких простым яблочным десертом. Для этого вам понадобятся: яблоки, мед, изюм, корица и сахарная пудра. В яблоке нужно вырезать углубление, в которое добавить изюм, мед, и на кончике ножа корицу. После запечь яблоко в духовке в течение 10 минут. Сладкое лакомство можно посыпать сахарной пудрой. В рецепт можно добавить орехи или какао по вкусу.

  • Хлебный, или Ореховый Спас (29 (16) августа)

Вспоминается Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. В простонародье этот праздник именуется Хлебным Спасом: в этот день пекут хлеб из свежего урожая зерна.

Как провести Успенский пост

Любой пост — это время тишины, внешней и внутренней. Отказываясь от обычных развлечений, христиане стараются больше времени уделить молитве, посещению богослужений, вдумчивому размышлению о своей жизни, об отношениях с близкими.

Конечно, мир, который нас окружает, практически не позволяет ограничить количество информации, ежедневно проникающей в наше сознание. Этот постоянный информационный шум расстраивает нервы, рассеивает внимание.

Но пост может стать как раз тем периодом, когда человек оказывается способен с Божией помощью сосредоточиться на тишине.

В царской России во время поста люди переставали посещать театры и ярмарки, считая такое проведение досуга неуместным.

На сегодняшний день всё очень изменилось. На время поста мы пытаемся отказаться от гораздо более приземленных вещей, таких как просмотр телевизора, использование Интернета (если это не является необходимостью по работе) или хотя бы социальных сетей.

Как и в пище, в распорядке дня каждый должен определить свою меру на пост самостоятельно. Но каждая поставленная цель не может быть целью в себе самой. Освобождая время от суеты, нужно постараться посвятить его Вечности.

Поскольку Божия Матерь перед Успением постилась ради людей, то и христиане в дни Успенского поста не должны забывать о своих близких и родных, чтобы сохранить мир в семье, в рабочем коллективе, простить старые обиды и попросить прощения у других.

Можно ли играть свадьбу во время Успенского поста

Как известно, август — наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако если вы наметили свадьбу на август, обязательно играйте ее или до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.

Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста, никогда долго вместе не живут.

Видео: Успенский Пост

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий