Перунов день считается языческим праздником и в 2018 году отмечается 21 июля

image

21 июля – Перунов день. Вообще дней, когда наши предки чтили грозного Бога земных и небесных дружин, в году несколько. Перун незримо постоянно присутствовал в жизни древних людей. Куда без него? Мужчинам постоянно приходилось в бою отстаивать своё право на жизнь, на землю, защищать своих женщин, детей. За помощью они обращались к своему небесному отцу – Перуну. Поэтому культ Перуна у славян был весьма высок.

Православные в этот день отмечают явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году. В народе этот праздник называют «Казанская Грозная». И вовсе не потому, что икона эта сердитая или кому-то грозит. Просто в этот и ближайшие к нему дни очень часто бывают ливневые дожди с сильными грозами. Вот и в нынешнем 2019 году в этот день после обеда был хороший, плотный дождь с грозой и красивой радугой через всю Оку.

image

Радуга над Окой. (Фото Светланы Кудиновой).

А вот таким на Перунов день я увидел село Горы с Ростиславльской кручи, когда сквозь тучи пробилось солнце.

В Болотове и в Комарёве уже давно и традиционно в этот день стараются никаких серьёзных дел не делать. Здесь на памяти у людей случай, когда во время войны Комарёвские и Болотовские  женщины  пошли на луг, что около Оки, в Подлужьях сгребать высушенное сено и метать стога. Работали дружно и к вечеру много стогов на лугу поставили.

Только присели отдохнуть, как средь белого, ясного дня на луг надвинулась огромная, тяжёлая туча. Пошёл дождь, перешедший в ливень, началась гроза. Молнии били одна за другой и расщепили пару сильных дубов на опушке леса. Сильный порывистый ветер гнул и ломал деревья в Подлужьях, а потом поднял с луга все стога, бросил сено в Оку и сразу стих. Из людей никто не пострадал, только промокли все до нитки. И сразу снова выглянуло солнышко, стало тихо, тепло. Как будто и не было ливня, молний, шквального ветра. Только сено плыло по Оке в сторону клишинского моста, а на лугу ни одного стога не осталось!

Испуганные женщины сразу решили, что это Казанская Грозная гневается на них за то, что они не пошли в этот день в церковь, а вышли работать на луг. Об этом случае у нас рассказывают из поколения в поколение.

В нынешнем году группа наших, озёрских парней, моих друзей, единомышленников и постоянных попутчиков в дальних походах, поехала на праздник Перуна в славянский центр «Красотынка» Калужской области. Дорога неблизкая, но парни захотели пообщаться с единомышленниками, поучаствовать в обрядах, да и просто отдохнуть на природе, на свежем воздухе, сменить привычную обстановку (нужно иногда).

Озёрские богатыри в дозоре.

Всё им в Красотынке понравилось. Дружелюбное общение,  давние и новые знакомые, весёлые спортивные поединки, состязания в метании ножей, лёгких копий-сулиц. (Тут наши отличились, не ударили в грязь лицом). Ну и участие в обрядах, приобщение к традициям Предков, прикосновение к их славной Истории.

Юра в Красотынке впервые.

Друзья отдыхают.

Александр кидает сулицу

Славянский обряд на капище.

Теперь можно и отдохнуть.

Спокойный отдых на природе.

Домой ехали весёлые, отдохнувшие, с массой новых впечатлений и новых идей. Хорошая поездка, хорошая компания, хороший отдых и дань Традициям.

Слава Перуну!

Сергей Рогов                             22 июля 2019 г.

Метки: встречи, друзья, Озёры, славяне, туризм

Для этого праздника нет описания…

Категории праздника: Славянские

Праздники по теме

Водопол (День Водяного) 3 Апреля Водяной после долгой зимней спячки с приходом весны просыпается. Ему пора оглядеть свое водяное царство, да только за зиму он ослаб, и ему неплохо было бы теперь чем-нибудь поживиться. Поэтому рыболовы старались по весне чем-нибудь задобрить водяног…  Лельник 22 Апреля Ярило Вешний 23 Апреля Праздник Ярилы – солнца – праздник весны и пробуждения, древний языческий обычай. Главный обычай этого дня – Отпирание, или Отмыкание, Земли, Зарод. Древние верили в то, что в этот день Ярила оплодотворял Землю, из-за чего и начинали необычайно ско…  Родоница 30 Апреля Живин День 1 Мая Языческий праздник Живин День отмечался 1 мая в полночь. Жива — сокращение от имени Живена. Само имя богини означает «Та, что даёт жизнь». Жива ко всему прочему дарила плодородие – недаром возникло и славянское слово жито – зерно, жизнь. Иногда Жив…  День Дажьбога (Овсень большой) 6 Мая День Дажьбога – языческий праздник древних славян. Это божество имеет ещё несколько наименований – Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварович. У древних славян он почитался как создатель всего живого, солнечной энергии. Согласно Слову о Полку Игореве, славян…  Вешнее Макошье (День Земли) 10 Мая Языческий праздник древних славян посвящен Макоши, богине плодородия, отвечающей за пробуждение земли. В этот день древние славяне не обрабатывали землю и давали ей отдохнуть. Суеверно избегали они попадания в землю острых предметов. В этот праздник…  Ярило Мокрый, Троян 22 Мая Языческий праздник древних славян, знаменовал переход к новому сезону, лету. Славили Трояна, по-другому праздник назывался Трибогов День. Ярила-Весень, хозяин весны, уступал место Дажьбогу. Считалось, что в этот день Троян победил Черного Змея. Такж…  Зеленые святки 15 Июня Русалии 19 Июня Рождение Вышня-Перуна 21 Июня День Скипера Змея (Змеиный день) 22 Июня Аграфена Купальница 23 Июня Купала 24 Июня День Снопа-Велеса 12 Июля

20 июля приходило время самого воинственного из славянских богов. На землю являлся Перун — Громовержец, чтоб принять жертвы, порадоваться воинскому духу и наказать врагов языческой славянской веры. Этот день был «проф праздничком» всех воинов — защитников родины, готовых встать за Русскую землю против хоть какого неприятеля.

По легенде, павшие на поле боя славяне попадали в небесный Перунов полк и вечно хранили всех добросовестных людей от зла. Мужчины в этот день приходили к капищу вооруженными: кто ножиком, кто топором, а обученные вояки — с клинками в руках. Славление начиналось с праздничного шествия с песней — таковой вид в те дальние времена имели воинские парады. Опосля шествия происходил праздничный ритуал освящения доспеха. На щитах около капища раскладывались ножики, копья, клинки, топоры…

Перед Перуновым кумиром совершались жертвы: проливалась кровь мощных пленников, а за неимением человеческой жертвы, Перуну приносили быка либо петушка (обязательно одноцветного, идеальнее всего — красноватого). На свежайшей жертвенной крови волхвы заговаривали орудие и мазали ею лоб всякого вояки — опосля этого он становился неуязвимым для врагов. Рядом с капищем разжигалось восемь костров, а девятый горел в центре. В этом пламенном кругу вояки сражались меж собой на кулаках либо клинках, демонстрируя перед Громовержцем свою силу, мужество и ратное умение. Тот, кто не решался в Перунов день выйти биться в круг, рисковал подвергнуться всеобщим издевкам и презрению.

Для юношей в день праздничка проходило посвящение в вояки. Жрецы совершали над ними ритуал вхождения в мир мертвых: отроков вроде бы убивали, потом укладывали на землю навзничь с закрытыми очами. Отныне никто не считая волхвов не был должен с ними говорить — как мальчишки, они числились погибшими для мира людей, и опосля удачного прохождения испытаний должны были возродиться мужиками и вояками. В обряд посвящения входило четыре тесты. 1-ое из их составлял переход через «пламенную реку» — площадку жарких угольев шириной в пару шажков. Юноши должны были погрузиться в состояние отрешенности, чтоб преодолеть препятствие и не обжечься.

2-ое испытание включало путь с завязанными очами к родовому столбу либо определенному дереву на расстояние 30-40 шагов. Трудность была в том, чтоб уяснить путь и пройти его потом «по памяти», используя слух и осязание для выбора направления. На 3-ем шаге испытуемые должны были избрать посреди предметов самый подходящий вояке и за три пробы отгадать несколько загадок. На четвертой ступени тесты молодежь делалась объектом истинной охоты. В их задачку входило за определенное время уйти от облавы, спрятаться в лесу либо в травке, а потом проскользнуть мимо стражей к священному дереву и коснуться рукою листьев. Опосля этого жрецы «возвращали к жизни» всех прошедших испытание, объявляли их полноправными вояками, и славянская община приступала к пиру.

На столы в Перунов день выставлялось в главном мясо, дополняли «мужскую пищу» каши и пироги, также напитки — хмельной мед, пиво и квас. В день, посвященный воинской славе, волхвы рекомендовали не забывать и о любовных делах, где тоже проявлялась мужская доблесть. Опосля праздничка воякам полагалось провести ночь с дамой, чтоб подтвердить свое умение и в любовных битвах.

© vedmochka.net

Поделиться :

Перун считается главным в пантеоне славянских богов. Он является богом грозы, грома и молний, старшим сыном Сварога. Перун обычно изображается в виде мужчины средних лет, с рыжей бородой, черными волосами с проседью и топором (позже секирой). Знак Перуна — колесо с шестью спицами, цветок — голубой ирис, камень — сапфир, металл — олово, животное — бык, дерево — дуб. Перун считается покровителем воинов и отвечает за мужскую силу по всех ее проявлениях, является защитником Прави (небесного царства) и Яви (тех, кто живет в настоящее время) от Нави (царства мертвых). Поэт Константин Бальмонт так описывал Перуна:

В древние времена в день Перуна происходило посвящение в воины. Необходимо было пройти четыре испытания: босиком пересечь полосу, покрытую пылающими углями; с завязанными глазами найти дорогу к определенному дереву (дубу); найти нужный предмет среди нескольких и отгадать три загадки (при невыполнении этого испытания претендент закапывался в землю и лежал там, пока его не выручал другой претендент, прошедший испытание); избежать погони и пробраться к заговоренной яблоне (или дубу) за определенное время. Только прошедший все эти испытания считался настоящим воином.

Кроме того, жгли костры из дубовых поленьев, на которые складывали дары, принесенные мужчинами. Существует несколько поверий, связанных с днем Перуна. Например, в этот день нельзя было работать и выгонять скот за околицу, так как считалось, что в лесу в этот день слишком много волков и ядовитых змей. Если охотникам удавалось добыть в этот день волка, то охотничий сезон должен был быть удачным. Дождь на Перунов день смывал чары и оговоры. Позднее, с приходом на Русь христианства, Перун превратился в Илью-Пророка, и день Перуна стал праздноваться как Ильин день.

Руководство к действию

Как же полагается отмечать этот день? Прежде всего, праздник это мужской. Мужчины являются на празднование с оружием (у кого какое есть). Старейшина (хозяин дома, где происходит празднование) приносит в жертву быка, за неимением оного можно употребить петуха, желательно красного. Кровь животного используется для заговаривания оружия и воинов путем помазания оных кровью жертвенного животного. Если никак невозможно жертвоприношение, то разрешается заменить животное покупным говяжьим сердцем, которое полагается разрубить на колоде или столе, или, на худой конец, красным вином. После обряда освящения воинов и их оружия необходимо провести традиционный поединок между двумя воинами, олицетворяющими Перуна и Велеса. Выбор оружия — за участниками сражения. Не запрещается, например, сражение в шахматы, домино или шашки. Желательно, чтобы победил Перун…

Естественно, что никакой праздник не обходится без еды и выпивки. На день Перуна полагается есть говядину, дичь (зайчатину), курятину, каши. Из напитков: мед, красное вино, пиво и квас (никаких коки и пепси). Традиционно день должен быть посвящен мужским, преимущественно воинским, утехам и соревнованиям, например, перетягиванию каната или игре в дартс. Однако настоящий воин славен победами не только на поле битвы, поэтому ночь нужно провести в утехах любовных. Таким образом, роль женщин в этот день сводится к приготовлению трапезы и соблазнению мужчин.

Статья опубликована в выпуске 21.07.2009 Обновлено 22.07.2020

Собирались в этом году славяне 20 липеня – июля, обливали водой специально выбранную женщину, обращали свои искренние слова к Перуну, Великому Защитнику Народа Русскому. Но путаница ужасная с новым и старым стилем опять подводит нас! Ведь опять собираются мужчины с оружием 2 августа! В чем причина такого прискорбного несогласия? Только ли в календаре, который как раз дает разницу в 14 дней между этими датами?

Как многое мы забыли! Как многое еще придется вспомнить! Наши традиции стерлись, как маленькие следы детских ног на зыбучем песке, лопнула с тонким резким звуком, как перетершаяся струна скрипки, наша связь с Матерью Природой! Мы бредем наощупь, держась друг за друга, благо все-таки есть друзья, и сегодня даже не уверены в том, в какой день славить Великого Перуна.

image Спорят славные потомки о дате Перунова дня, но не о том, что произошло тогда в далекие времена. Говорят, что в день праздника Купала, в самый светлый день середины лета, истончаются границы миров и Навь просачивается к нам самыми злобными испарениями. В тот раз проник в Явь один из самых из ужасных —Скипер-змей, «велик и страшен, как бежал Кара-Скипер, лютый зверь — Мать- Земля колыхалась, в море синем вода взбалмучивалась, а крутые берега шатались». Навья сила нарастает в течении сорока дней после светлого праздника и приближается к зениту. Считали предки наши, что выезжает в этот день Перун на свою ежегодную битву с порождениями Нави. И было вот что, по словам северной сказки «Легенда о горе Карасовой» (книга «Боги и люди»): Пришел Перун к злобному Скипер-змею: — Это я, смерть твоя! Перун, сын Сварога и Лады-матушки! Но не поверил ему Скипер, храбрится: — Только я плюну, как станешь ты утопленником, только дуну – тебя за сто верст отнесет, на ладонь положу и прихлопну, останется от тебя мокрый след. А Перун между тем ударил копьем и пригвоздил Скипер-змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом – кладенцом. Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер- зверя заговоренным железом. Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и черную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а еще быстрее, впереди них бежала молва, о том, что пленен мучитель и враг людской. Слуги Скипер- зверя разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от черного колдовства, начала цвести и плодоносить… Великая битва продолжается каждый год! Одна из битв – между славянами, желающими возродить обычаю предков. Разные есть аргументы и у той стороны, что почитает день Перуновой победы 20 июля, и у тех, кто празднует его 2 августа. Приводятся разные доказательства, например, что путались еще в восемнадцатом веке исследователи обычаев народных, и мешали оба летоисчисления безбожно. Или, например, что 2 августа более правильно, потому – что от праздника Купалы (что в день солнцестояния 22 июня по новому стилю) отсчитать сорок дней выйдет как раз 2 августа по новому стилю. А сорок дней, как верили предки наши, занимает путь из нашего мира в загробный мир Нави – поэтому и отмечаем сорок дней по умершему, закончившему свой путь. Поэтому и приход Скипер-змея правильнее ожидать 2 августа. Но другая битва, объединяющая всех спорящих, происходит в этот день каждый год между светлой и темной стороной мира. Живой Перун каждый год, вооруженный своими молниями, выезжает на небо, чтобы поразить своим светлым гневом навий темного мира, и, спасаясь от грома и молний, которые в этот день бороздят небо, пытаются скрыться под видом животных в домах людей! Наши предки, зная об этом, запрещали детям купаться, не выгоняли скот на пастбище и не пускали в дом животных, в которых могла вселиться нечистая навь – даже кошек! И столь велик гнев Перуна, что лето, испугавшись его молний, скрывается в этот день за крыльями подступившей осени. Заключение Не потому ли разгораются жаркие споры между мужественными славянами, что приходится на этот период воинственное время, боевой настрой, наследственная память о жаркой битве? И все же — как хочется знать побольше историй о великих битвах, о славных победах, о красивой любви, о древнем славянском народе! Мы можем только читать, думать – и договариваться друг с другом о важных вещах, складывая мозаику из разноцветных кусочков легенд, сказок, историй. Мира славянскому дому! Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная Сказка». Больше подробностей о битве Перуна и Скипер-змея читайте в сказке «Легенда о горе Карасовой» (книга «Боги и люди»)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий