Осенние Деды в Беларуси (Дзяды): День памяти

Осенние Деды — это относительно молодой праздник, который впервые был проведен 28 октября 2009 года по инициативе Цветочного бюро Голландии. Идея заключалась в том, чтобы молодое поколение купило комнатные цветы в кашпо и поздравило своих бабушек и дедушек. Она настолько сильно всем понравилась, что всего за несколько лет распространилась по миру, и теперь этот праздник каждый год отмечают во многих странах, в том числе и в России.

Подобные традиции действительно очень важны, ведь многие люди забывают о пожилом поколении, практически не уделяя ему никакого внимания. Как отпраздновать Осенние Деды, будет рассказано далее.

Зарождение традиции в России

image Изобретено новое устройство, которое будет снижать храп за счет импульсовimage Пошаговый рецепт приготовления шоколадного чизкейка с нежной текстурой: вкусно 100 тысяч в месяц на косметологов: секрет красоты Лады Дэнс

В этом году данный праздник выпадает с 24 по 31 октября. На Осенние Деды принято собираться за большим столом всей семьей и почитать память ушедших предков. Хорошая традиция доставать старые альбомы и смотреть фотографии бабушек и дедушек, вспоминая о них только хорошее.

Что нужно делать?

Каждый человек, у которого есть бабушка и дедушка, должен на неделе с 24 по 31 октября выделить хотя бы немного времени перед или после работы, чтобы купить комнатные цветы в кашпо и заехать к ним в гости. Пусть это будет даже мимолетная встреча, но пожилым людям будет очень приятно, что их помнят и ценят. Например, отличным подарком станет гибискус, который символизирует долголетие, или герань, олицетворяющая финансовое благополучие. Также традиционно сложилось так, что на Осенние Деды принято собираться всей семьей за одним столом и пить чай с тортом, вспоминая забавные истории из прошлого.

Заключение

К сожалению, жизнь современного человека слишком динамична и перенасыщена различными событиями, из-за чего мы нередко забываем о тех, кто отдал нам лучшие годы своей жизни. Поэтому Осенние Деды — это лучший повод для того, чтобы сказать им спасибо и продемонстрировать свое небезразличие.

Дата в текущем году: 2 ноября 2021

Осенние Деды в Беларуси или, как еще говорят, Дзяды — это праздник, который отмечается ежегодно 2 ноября. В Беларуси данный праздник считается государственным Днем памяти. На Осенние Деды в Беларуси принято устраивать домашний семейный обед или ужин, на который, как верят белорусы, к ним в гости придут предки.

Традиция почитать предков на Осенние Деды (Восеньскія Дзяды) существует в Беларуси уже давно. Издавна к этому празднику было принято готовиться с особой тщательностью: убирать в доме, мыться в бане. Примечательно, что обязательно после посещения бани оставляли к празднику ведро чистой воды и свежий веник для душ предков.

Женщины на Осенние Деды в Беларуси обычно готовят праздничные блюда, а хозяину дома полагается перед ужином зажечь свечу и прочесть молитву, а также пригласить души предков к столу. При этом все двери в доме остаются открытыми, чтобы предки могли войти и сесть за стол.

Современное празднование Осенних Дедов в Беларуси уже редко проводится с тщательным соблюдением всех обрядов. Но все равно, во многих селах и даже городах страны находится немало семей, которые отмечают данный праздник так, как раньше.

Previous Entry | Next Entry

ДЗЯДЫ ( С праздником Дедов iii)

Нынче, в ночь с 31-го  Жёлтеня (октября) на 1-го Листопада (ноября) — великое Славянское празднество i Осенние Деды (Дзяды) — это день поминовения Родных Предков… С праздником, Руськие Славяне i Блага вашим родам, вашим пращурам в Сварге, счастья вашим семьям i Слава Родным Богам i Слава Родным предкам i        Откройте православный или католический календарь. В каждом из них начало ноября отмечено праздником — Днем поминовения. Даты в этих календарях разные, но суть праздника одна — поминовение святых, имена которых почитаются православными и католиками. Однако сам праздник имеет еще дохристианские корни — праздновали его и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Но именно в Беларуси сохранились те, еще дохристианские, обычаи празднования этого дня по народному календарю. В традиции белорусов до сих пор «Дзяды» — это в первую очередь не общечеловеческий праздник, а семейный. И поминают в этот день своих родных… : — Культ предков — это одна из характернейших черт нашей культуры. Представлен он практически во всех ритуально-обрядовых комплексах всего годового круга. Поминальные дни у нас есть и весной, и летом, и осенью, и зимой. Однако основные — это весенняя «Рада›нiца» и осенние «Дзяды». Весной на «Рада›нiцу» мы всей семьей идем на кладбище, чтобы навести порядок на могилах предков и получить их благословение на начало сельскохозяйственного цикла работ, а осенью приглашаем их к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство. Подчеркиваю: у белорусов «Восеньскiя Дзяды» — праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Когда отмечать «Восеньскiя Дзяды» В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении «Восеньскiх Дзядо›», когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции — православную и католическую. Но народная традиция, опирающаяся на народный белорусский календарь, несколько иная — она конкретно связана с культом предков. В основу ее заложен ритм, в котором мы до сих пор накрываем поминальные столы: 0-3-9-40. Этот же ритм заложен и в философию, структуру всего народного календаря. День празднования «Восеньскiх Дзядо›» определяется в соответствии с постоянным днем празднования «Пакраво›». Третья суббота после «Пакраво›» и является днем празднования «Дзядо›». Как праздновали Космос крестьянской хаты делился двумя потолочными балками на три части, которые символизировали не что иное, как связь между поколениями. Первая балка, что ближе к двери, отделяла пространство для гостей. Вторая же являлась своеобразной семейной книгой памяти — на ней вырезались имена умерших членов семьи. Если в другие праздники столы ставились вдоль хаты от красного угла к порогу, то поминальный стол — вдоль поминальной балки. Во главе стола было место хозяина — отца или деда, после которого все по очереди садились по старшинству. Принцип этот соблюдался неукоснительно, потому что считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Мужчины рассаживались с правой стороны стола (от порога), женщины — с левой. Жены — напротив мужей. Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол. Как правило, празднование «Дзядо›», как и «Каляда›», начиналось после появления на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал ее всем по кругу вокруг стола. Каждый должен был подержать эту свечу в руках. Потом читали «Отче наш…», перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена. Перед самой трапезой хозяин обязательно приглашал за стол души предков: «Святыя дзяды, зав„м вас! Хадзiце да нас! ‚сць тут ус„, што Бог да›, чым толькi хата багата. Просiм вас — ляцiце да нас!» Потом вставала мать, брала стос блинов и, деля их крест-накрест на 4 части, раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник — для «дзядо›». Только после этого начинали есть сами. Что и как ели Как уже говорилось, за поминальным столом назывались имена предков вплоть до седьмого колена. Поэтому и блюд должно было быть семь. Кутья и блины — обязательно. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. К сожалению, об этом еще никто не писал, а ведь у славян символика четных и нечетных чисел — это деление всего мира на мир живых и мир умерших. Поэтому, когда мы накрываем любой стол, каждое блюдо надо подавать на двух тарелках, а хлеб предлагать двумя кусочками (один кусочек кладется только на «Рада›нiцу» у могилы умершего). В XIX столетии появился обычай на край стола, который ближе к красному углу, ставить отдельную тарелку с кусочками от всех блюд, вином и ломтиком хлеба для «дзядо›». Еще один из законов этого поминального стола — ничего с него не убирать до завтрашнего дня: верили, что души предков приходят ночью. Заканчивалась ритуальная трапеза общей молитвой. Cвечу гасили кусочком хлеба. При этом смотрели, в какую сторону шел дым, — если дым уходил в сторону двери, то считалось, что в семье в течение года кто-то умрет. Обязательно после трапезы хозяин вставал и говорил: «Все, дорогие предки: погостевали у нас, попировали с нами, а теперь уходите!» Для перестраховки, чтобы духи не вернулись в мир живых, ставили остриями в сторону порога борону. Что и сколько пить Спиртное на наших поминальных столах было всегда: чарка медовухи — это ведь в первую очередь средство для снятия психологической нагрузки, всегда связанной с поминовением. Однако золотое правило народной культуры гласит: «Первая ложка кутьи, первый блин комом, первый глоток спиртного — предкам». Хозяин брал стограммовую чарку спиртного и треть содержимого отливал умершим. Вторую треть выпивал сам. Оставшуюся часть оставлял в рюмке. Это было законом. Все остальные также не допивали. Я всегда подчеркиваю: между поминальными столами и другими застольями — например, свадебными — принципиальная разница. Тем более в употреблении спиртного. Кстати, вино «дзядам» всегда наливается «от себя». Никогда не наливайте так живому человеку. И «пей до дна!» — это не для поминального стола. Выпивали, таким образом, доливая, но не допивая, по три чарки. В целом получалось около ста граммов. Думаю, что отцу вместе со взрослыми сыновьями выпить за вечер сто граммов спиртного — это допустимо. Кутья Кутья — это обычная перловка, сваренная на молоке или воде с сахаром. В довоенное время использовали для кутьи неочищенное, необработанное зерно. Пробовать кутью на вкус во время ее приготовления нельзя — как вы уже знаете, первыми ее попробовать должны предки. P.S. В этом году «Восеньскiя Дзяды» совпадают с православным Днем поминовения и отмечаются 1 ноября. Государственный День памяти — 2 ноября. Поскольку «Восеньскiя Дзяды» по народному календарю — это одна из дат в целой веренице поминальных осенних праздников, продолжающихся вплоть до Коляд, то и День памяти не противоречит устоявшимся традициям.       

Автор публикации: Олег КАРПОВИЧ

 

Profile

Радославъ Индринъ
Website

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

View All Archives

Метки

View my Tags page

Page Summary

  • : (без темы) [+7]
  • : (без темы) [+0]
  • : (без темы) [+1]
  • : (без темы) [+1]
  • : (без темы) [+1]
  • : (без темы) [+0]

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com

Previous Entry | Next Entry

Вешние Деды — помин предков у родноверов (язычников)

30 апреля — Весенние (Вешние) Деды, важный день для родноверов (язычников).

40 дней прошло от Весеннего равноденствия.

Мы вспоминаем предков и всех родственников, ушедших в навь, но наблюдающих оттуда за нами, живыми и неугомонными.

Названий у дня поминовения усопших много:  Радуница, Родоница, Радоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Могилки, Гробки, Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки, Деды радостные. 

День весеннего поминовения усопших существовал и существует не только на Руси, но также на Украине, в Белоруссии, Польше, Молдове, Осетии и др.

Христиане полностью скопировали тему и суть этого праздника — помин умерших. Но, как всегда, у нас путаница с датами. У христиан Радоница зависит от пасхи, а пасха от еврейских приключений. У людей, верящих в родных богов, помин всегда 30 апреля.

Данная древняя языческая дата широко известна исторически во всём мире. Та самая ночь, которую так боятся попы и священники повсеместно. Древний праздник Бельтайн у кельтов. А также Ночь костров (Вальпу́ргиева) ночь по всей Европе. У финнов Vappu, у немцев Hexenbrennen, у чехов Pálení čarodějnic, во франции Nuit des Sorcières — Ночь ведьм, у русских (белорусов) Вешние Деды (Дзяды).

Христианская подмена святой Вальбургой языческого праздника, это такая же замена на европейской территории, как и у нас, в силу того, что древний праздник искоренить просто невозможно. Если вы прочитаете истоки и традиции этих праздников, найдёте очень много общего. Это прежде всего смерть, предки, страшная ночь, перерождающаяся на утро в жизнь, весну, радость.

У родноверов России 1 мая — день богини Живы. Только ночь разделяет два праздника (Вешние Деды и Жива), сплетенных вместе. Ночь мёртвых и за ней сразу день живых. Почему? Чтобы дать нам, живущим, ещё одну подсказку. Мир Нави (мертвых) и мир Яви (живых) неразрывно связаны вместе. После смерти всегда следует возрождение у всех душ, а не у избранных. Это закон природы. Но вместе с этим, живые никогда не должны забывать мертвых.

Вы понимаете, как всё тонко, по-хитрому в природе связано, и одновременно просто? И прошу вас, не включайте глупый патриотизм там, где не следует. Не говорите, что вот это европейские праздники (не наши), а наши совсем другие, ведь мы не Европа и упаси боже, не Америга. Нет, здесь это не к чему. 

Запомните, древнее язычество — мировое знание, не делящееся на современные страны, но зависящее от истоков индоевропейской культуры. У праздников могут отличаться названия, но умоляю, зрите всегда в суть, а суть главных праздников одинакова во всем мире. Если что-то совсем затёрто и уничтожено у нас, можно поискать в схожих праздниках других стран. А совесть подскажет, что коммерчески придумано и введено недавно, а что действительно тянется из древности вместе с великой мудростью предков.

Не забываем Советское прошлое — день 1 мая, как Весны и Труда был выбран не на пустом месте. Но о Живином дне я напишу отдельно.

Итак, 30 апреля — помин предков (Мёртвый день).

Все умершие ждут своих родственников и незримо присутствуют рядом, независимо от того, знаете вы это или нет. Зеркальная дата этого праздника осенью — 31 октября — Осенние Деды. Но об этом подробнее в октябре. Граница между миром мёртвых и миром живых становится очень тонкой. Вместе с духами наших родных, в явный мир проникают враждебные навьи силы. Зная это, люди жгут костры, надевают маски, собираются вместе, водят хороводы. Наблюдая за обрядами, ничего не понимая в сути вещей, священники причисляли действия людей к бесовским танцам и придумали, что последняя ночь апреля — это ночь ведьм.

Люди трижды обходят костёр на пригорке (на лысой горе), зажигают от костра факелы и обносят дома, чтобы очистить их от всего дурного. В противоположность щедрому Самайну (Осенние Деды 31 октября) на Белтейн, (Весенние Деды 30 апреля) напротив, не полагается делиться ничем: ни водой из дома, ни мукой, ни углём, ни молоком. Считается, что вместе с даром из дома дающего уходят удача и достаток. На могилы своим родным приносят крашеные яйца, хлеб. Яйцо можно раскрошить и втереть в землю.

На сайте «Славянский Кремль» Виталия Сундакова написано так:

Добавлю от себя, так как сейчас почти у всех родственники похоронены на кладбищах. По возвращению, хорошо умойтесь не только водой, но и огнём. Для этого зажгите свечу, загребайте огонь сверху ладонями, где горячо, но руки терпят и умывайтесь три раза. Это необходимо для того, чтобы не прицепилась навья нечисть, которая может увязаться с кладбища. Почистите одежду и обувь.

Важно ! С кладбища ничего нельзя брать и приносить домой.

Поговорки о Радунице В. Даля : «На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером скачут (пляшут)», «Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице», «Веселая масленица — бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница».

Н. Гальковский пишет: «Языческий характер Радуницы не подлежит сомнению. Накануне Радуницы, с вечера или рано утром на кладбище разводится костер, это называется «подогревать покойников». В Смоленской губернии крестьяне идут на кладбище, предварительно до обеда вымывшись в бане, на могилах пируют, потом всё заканчивается песнями и плясками, нередко бывают и драки. «

Стоит заметить, что после прихода христианства особо распространены стали кладбища. Но мы знаем, что до этого практиковалась чаще кремация (сожжение) усопших. Так куда идти на Радуницу, если тела сожжены? Ведь только осенью души предков прилетают к нам в дом. Я делаю вывод, что для этого и зажигались костры на высоких пригорках (лысых горах). Чтобы позвать души предков на огонёк, если можно так выразиться.

Как видите, в современных языческих обрядах нет ничего опасного, страшного и, тем более, противозаконного. Всё направлено на созидание и веру в лучшее.

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Profile

marena99
КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Latest Month

July 2021
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

View All Archives

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner image —> —> image —>

Комментарии (54)

  • ort →
    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
  • ort →
    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
  • ort →
    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
  • ort →
    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.
  • ort →
    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

—> image

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий