Мистический Касьянов день: Приметы праздника, что нельзя делать в эту дату

Перейти к навигации Перейти к поиску

Касьянов День (Касьян Немилостливый, Касьян Завистник, Кривой Касьян) — народное название дня памяти Святого Кассиана Римлянина, который отмечали в високосный год — 29 февраля.

История празндика[править]

image

Святой Кассиан, живший в V в., прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Он организовал женский и мужской монастыри в г. Массилия (ныне Марсель), написал 12 книг о жизни палестинских и египетских монахов и 24 «Собеседования» о нравственных основах христианского вероучения. В русских преданиях, легендах, поверьях образ Святого Касьяна, несмотря на всю праведность его жизни, рисуется как отрицательный. В некоторых селах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывали с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении. В одной из легенд говорилось, что Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. Совершив предательство, Касьян раскаялся, Бог пожалел грешника и дал ему сравнительно легкое наказание. Он приставил к нему ангела, который бил Касьяна по лбу молотом подряд три года, а на четвертый год давал ему отдых.

Другая легенда рассказывает, что Касьян стоял на страже у ворот ада и только раз в году имел право оставить их и явиться на землю. По народным представлениям, Святой Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Русские люди верили, что «Касьян на что ни взглянет, все вянет», «Касьян все косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет». В Сибири считали, что Касьян любит «заворачивать» головы цыплят, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей — будет мор, на скот — падеж, на поля — неурожай. Кроме того, считалось, что Касьяну подвластны все ветры. Некоторые легенды объясняли зловредность Касьяна тем, что он в младенчестве был похищен у благочестивых родителей бесами, которые и воспитали его в своем доме. Кроме того, в них рассказывалось, что Святой Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал обладать способностью сжигать приближающихся к нему демонов. Однако все это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. День памяти Святой Касьяна отмечали один раз в четыре года.

Русские люди объясняли это тем, что Бог лишил его ежегодных именин за недоброжелательность к бедным людям. Легенда рассказывает, как однажды Святой Касьян и Николай Угодник шли по дороге и увидели мужика, пытавшегося вытащить воз из грязи. Мужик обратился к ним за помощью, но Касьян отказался, сказав: «Не могу, еще испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться?» Николай же Угодник, засучив рукава, молча поднял воз и поставил его на сухое место. Пришли Николай Угодник и Касьян в рай. Бог увидел, что риза Николая Угодника испачкана, и спрашивает: «Где это ты, Микола, так выпачкался?» — «Я, — говорит Николай, — мужику воз помогал из грязи вытаскивать». — «А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шел?» — спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу испачкать». Такой ответ Богу не понравился, и он разрешил Касьяну праздновать именины один раз в четыре года, а Николаю — два раза в год. День памяти Святой Касьяна считался одним из самых плохих, опасных, демонических дней народного календаря. Крестьяне верили, что все каким-либо образом причастное к этому дню обречено на неудачу. Если человек в этот день выйдет на улицу, то он рискует заболеть или умереть, если захочет поработать, то работа не будет спориться — все будет валиться из рук. Человека, родившегося в этот день, ждет печальная судьба: он будет всю жизнь несчастен, его ждет ранняя смерть, тяжелая болезнь или увечье. Святой Касьян распространяет свою зловредность и на весь год: «Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать». Високосный год у русских считался опасным годом. По поверьям, в этот год все «уродливо и неспоро». У коров пропадает молоко; домашний скот не дает приплода, а если и дает, то нежизнеспособный: «Худ приплод в високосный год»; урожаи обычно низкие; брак, заключенный в этот год, всегда неудачен. Верили, что в Касьянов год женщины чаще, чем обычно, умирают от родов, а мужики от запоя. Считалось, что молебен перед образом Касьяна в день памяти святого поможет защититься от его козней. Кроме того, чтобы благополучно провести этот страшный день и «не попасть на глаз Касьяну», рекомендовалось не выходить на улицу, не выпускать со двора скот и птицу и отказаться от всех работ. Такой отрицательный образ Святой Касьяна и дня его памяти сформировался под влиянием дохристианских представлений о «плохом» и «хорошем» времени. «Хорошим» временем считалось такое, когда мир устойчив, упорядочен. «Плохое» — это время перехода от одной реальности к другой (от зимы к лету, от старого года к новому), время деструкции и хаоса (весна и осень, рубеж старого и нового годов). День Святой Касьяна приходился на самый страшный с мифологической точки зрения момент времени: последний день зимы и последний день старого года (в древности год начинался 1 марта.

См. также[править]

imageКалендарь праздников, приметы, даты и события на каждый день года – народный календарь, православный календарь, церковный календарь, восточный календарь, астрологический календарь, лунный календарь, производственный календарь, государственные и профессиональные праздники, включая значимые Всемирные и Международные праздники и праздничные дни, народные праздники и приметы, и иные не менее интересные и необычные праздники, даты и события года, знаки зодиака, сонники и многое др.

Календарь – система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.

Календарь – (от лат. Calendarium – долговая книга) система счета больших промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных тел. Циклическое движение таких астрономических объектов как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения и понимания календарей. Само слово «календарь» происходит от латинских caleo (провозглашать), calendae (первый день месяца) и собственно, calendarium (долговая книга). Календарем принято называть основывающуюся на периодичности явлений природы систему счисления продолжительных промежутков времени с разбиением их на более краткие периоды: тысячелетия, века, годы, месяцы, недели и дни.

Календарь – (от лат. calendae или kalendae, «календы» — название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.

Первый календарь возник очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. В Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно и Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.

Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря — определение моментов церковных событий, переходящих и непереходящих праздников (например, Пасхи).

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

1. Лунный календарь, в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток. Возник свыше 30000 лет назад. Лунный год календаря содержит 354 (355) суток (на 11,25 суток короче солнечного) и делится на 12 месяцев по 30 (нечетные) и 29 (четные) суток в каждом (мусульманский, турецкий и т.д). Лунный календарь принят в качестве религиозного и государственного в мусульманских государствах Афганистане, Ираке, Иране, Пакистане, ОАР и других. Для планирования и регулирования хозяйственной деятельности параллельно применяются солнечный и лунно-солнечный календари.

2. Солнечный календарь, в основу которого положен тропический год. Возник свыше 6000 лет назад. В настоящее время принят в качестве мирового календаря. Например Юлианский солнечный календарь «старого стиля» содержит 365,25 суток. Разработан александрийским астрономом Созигеном, введен императором Юлием Цезарем в Древнем Риме в 46 г. до НЭ и распространился затем по всему миру. На Руси был принят в 988 г. НЭ. В юлианском календаре продолжительность года определяется в 365,25 суток; три «простых» года насчитывают по 365 суток, один високосный — 366 суток. В году 12 месяцев по 30 и 31 день каждый (кроме февраля). Юлианский год отстает от тропического на 11 минут 13,9 секунды в год. Ошибка в сутки накапливалась за 128,2 лет. За 1500 лет его применения накопилась ошибка в 10 суток.

В григорианском солнечном календаре «нового стиля» продолжительность года составляет 365, 242500 суток (на 26 с превышает тропический год). В 1582 году юлианский календарь по указу Папы Римского Григория XIII был реформирован в соответствие с проектом итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576). Счет дней передвинули на 10 суток вперед и условились каждое столетие, не делящееся на 4 без остатка: 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. не считать високосным. Тем самым исправляется ошибка в 3 суток за каждые 400 лет. Ошибка в 1 сутки «набегает» за 3323 лет. Новые столетия и тысячелетия начинаются с 1 января «первого» года данного столетия и тысячелетия: так, XXI век и III тысячелетие нашей эры (н.э.) начался 1 января 2001 года по григорианскому календарю.

В нашей стране до революции применялся юлианский календарь «старого стиля», ошибка которого к 1917 году составляла 13 суток. 14 февраля 1918 году в стране был введен принятый во всем мире григорианский календарь «нового стиля» и все даты сдвинулись на 13 суток вперед. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 веке 11 суток, в 19 веке 12 суток и в 20 веке 13 суток — сохраниться до 2100 г.

Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты — два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года. Лунно-солнечный календарь — это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты.

3. Лунно-солнечный календарь, в котором движение Луны согласовывается с годичным движением Солнца. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и по 30 суток в каждом, к которым для учета движения Солнца периодически добавляются «високосные» годы, содержащие дополнительный 13-й месяц. В результате «простые» годы продолжаются 353, 354, 355 суток, а «високосные» — 383, 384 или 385 суток. Возник в начале I тысячелетия до НЭ, применялся в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, Иудее, Греции, Риме. В настоящее время принят в Израиле (начало года приходится на разные дни между 6 сентября и 5 октября) и применяется, наряду с государственным, в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнаме, Китае и т.д).

Далее: История календарей …

Календарь праздников, даты и события на каждый день года

Все государственные и профессиональные праздники России, включая значимые Всемирные и Международные праздники, и иные не менее интересные праздники, даты и события года… Календарь праздников

Какой сегодня и завтра праздник, даты и события…

Церковный календарь на каждый день

Церковный календарь — система счета времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера. Календарь Церковный содержит два годичных круга событий… Церковный календарь

Календарь русских народных примет на каждый день

Время года: Зима — декабрь, январь, февраль.

Время года: Весна — март, апрель, май.

Время года: Лето — июнь, июль, август.

Время года: Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь.

Православные молитвы на каждый день

Братья и сестры! В разделе Православные молитвы на каждый день вы найдете основные молитвы, каноны и акафисты, которые должен знать каждый православный христианин. А так же Молитвы на всякую потребу, Молитвы при различных заболеваниях и другие молитвы на разные случаи… Православные молитвы на каждый день

День города. Список городов России по алфавиту. Федеральные округа России

День города – ежегодный праздник всех городов России, а также многих городов мира. Многие города отмечают этот праздник в день основания города, а некоторые города приурочили свои Дни города к государственным и профессиональным праздникам, или перенесли на субботу или воскресенье. Особенно широкомасштабно празднуются юбилеи городов. День города всегда большой праздник … далее: Список городов России и дней города …; Федеральные округа России …

Общество / Выбор редакции

Сегодня православные граждане отмечают Касьянов день, который считается мистическим. Это событие выпало на 29 февраля, поэтому проходит раз в четыре года, однако с датой связаны свои приметы и запреты. Солист группы «На-На» Владимир Политов женился на 26-летней… Петросян после инцидента с британским эсминцем вспомнил старую шутку о НАТО: «Дураки… Менеджер Жени Огурцовой объяснила, зачем «ранетка» раскрыла в книге инцидент с… У Ивана Янковского и Дианы Пожарской родился… Собчак пришла в ужас от нарядов звезд на фестивале… Клава Кока появилась на фестивале «Жара» в боа из долларовых… Актёр Владимир Стержаков едва не подрался с супругом Макеевой: «Ты никто! Ты… «Исчезнувшая» звезда шоу «Голос» Гарипова выступила в программе «Привет,… Вдова Спартака Мишулина упала в обморок после второй вакцины от… Бузова, Милохин и не только: Михалков рассказал, за кого в России должно быть… Татьяна Доронина обратилась к Путину с просьбой «изгнать торгашей» из… Марк Варшавер назвал заявления Людмилы Поргиной «откровенной ложью и… Супругу Игоря Николаева разгневал вопрос фаната о Наташе Королевой: «Не призываю к ее… Изменившийся внешний вид Татьяны Догилевой огорчил… Анастасии Макеевой мстит богатый поклонник из прошлого: «Теперь он стал другом Светы… Михалков о «свадьбе» Манукяна и Киркорова на МУЗ-ТВ: «Агрессивная пропаганда… —>

«Лечил так, как сейчас умеют только бабки брать», — так говорят бывшие пациенты основоположника мануальной терапии, легендарного врача Николая Андреевича Касьяна. Он умер 28 октября на 73-м году жизни и похоронен в городе Кобеляки Полтавской области, где многие годы жил и исцелял людей.

«Очередь к нему надо было занимать в час ночи. И в листах, где записывали, кто за кем стоит, порой было больше ста фамилий.

Понятно, что такое количество человек не может вместить помещение, тем более что принимал врач в небольшом флигеле, который стоял рядом с его одноэтажным домом. Стояли на улице до четырех, шести утра, но никто не жаловался. Сюда ехали с надеждой на исцеление и знали, что, кроме Касьяна, мало кто поможет», — говорит бывшая пациентка дончанка Юля.

«Еще мальчишкой отец всегда брал меня с собой, – вспоминал академик. – Помню, зашли на колхозный двор, а там мужики над сломавшей ногу лошадью вздыхают. Хотели ее пристрелить, а отец не дал. По крупицам сложил кость, наложил шины, и лошадь вскоре поправилась. Он и меня с детства начал обучать костоправству.

Отец всем помогал, как и мой дед, которому еще при царском режиме земская управа выделила специальную комнату в больнице для приема посетителей. Я шел по стопам отца. Прислушивался, присматривался, изучал анатомию человека. Под отцовским присмотром и сам пробовал исцелять…»

Отец Николая Андреевича пережил тяжелые времена – над ним глумились, таскали по камерам предварительного заключения, сколько раз прокуратура требовала у него расписку о том, что он больше не будет помогать больным людям. Но он не сдавался, и, несмотря на то, что был неграмотный (окончил один класс церковно-приходской школы), к нему шли и шли больные, и он их лечил. Николай Андреевич рассказывал, что отец держал на чердаке несколько скелетов. Показывал сыну кости и требовал, чтобы тот называл их — так учил.

Судьбу отца пришлось повторить и самому Касьяну. Легендарный врач не любил вспоминать о своих мытарствах в годы, когда мануальная терапия была в загоне, как его обзывали невеждой, шарлатаном, как насылали прокурорские, милицейские и другие проверки…  «Методику Касьяна не признавали потому, что в советское время в медицине существовала суровая дисциплина, – объясняет сын врача Ян. – Можно было лечить больных лишь официальными, утвержденными Минздравом методами. Это хорошо и плохо одновременно. Такой подход к лечению нередко отсекал от медицины пройдох. Но часто не давал развиваться новым методам врачевания, в частности, мануальной терапии. Отца постоянно преследовали за то, что пропагандировал мануальную терапию. Признали лишь при Горбачеве».

Из-за этих постоянных преследований Николай Андреевич даже пытался покончить с собой. «Отец такие знавал времена… Проверка шла за проверкой: только в 1980 году 22 комиссии у него побывали! Причем не кобеляцкие, а киевские и московские, – говорит сын. – Кем только он для них не был — шарлатаном, аферистом, невеждой, но более всего они хотели, чтобы отец перешел под крыло здравоохранения, а он работал тогда в соцобеспечении — в Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Там его называли Батя».

Вот, например, только один из случаев того времени. «Отец вспоминал историю с его монографией “Мануальная терапия при остеохондрозе позвоночника”. Он написал ее в Киеве, когда повышал квалификацию в Институте травматологии и ортопедии, – рассказывает Ян. – Это была первая в СССР монография на тему мануальной терапии. Все рецензии отличные, все замечательно. Он хотел, чтобы ее в издательстве “Здоровье” напечатали. Проходит время, Касьяна вызывают в Министерство здравоохранения Украины. “Николай Андреевич, — говорят, — вы знаете, оно вам сейчас не нужно. Давайте, вы будете соавтором, а автор у нас есть — замминистра Зелинский”. В ответ Касьян просто покрыл этого Зелинского матом».

«Какая обычно обстановка в больнице? Все сидят с унылыми лицами, а у Касьяна все было по-другому, — рассказывает житель Кобеляк, друг Касьяна Константин Бобрищев. — Он каждого принимал с улыбкой, был большой балагур, любил потравить анекдоты. Уже выйдя из его кабинета, люди пересказывали их тем, кто ждал свой очереди. Говорят, что однажды к Николаю Андреевичу приехал Кобзон и неодобрительно посмотрел на немалых размеров живот Касьяна. А врач лишь расхохотался: “Это курган над могилой неизвестного героя”. Перу Касьяна принадлежит не только несколько книг, но и иронические стихи, например: “Б’ють по спинам, б’ють по с***ках — так лікують в Кобеляках”».

Как объясняют коллеги врача, ранние приемы были обусловлены тем, что полусонный организм больного более расслаблен, а Касьян говорил, что утром его пальцы более чувствительные. Несколько лет назад был построен центр мануальной медицины, и условия для больных стали более комфортными. Попав к врачу, не надо было рассказывать историю своей болезни. Касьян, проводя пальцами по позвоночнику, мог поставить диагноз. Причем тех, кто все же настаивал на просмотре старых снимков, мог грубо одернуть: «Засунь эти карточки сам знаешь куда…»

Тех, кто заводил долгий рассказ о своих болячках, прерывал: «Не гавкай, ложись, я сам все посмотрю». Ведь ему за день надо было принять несколько десятков больных, и каждая секунда была на счету.

Собственно работал он с одним больным до пяти минут. Каких-то тарифов у Николая Андреевича не было, каждый платил ему столько, сколько мог, сколько считал нужным (так поступал и отец Николая Андреевича, так сейчас работает и его сын). Причем еще в очереди больные перешептывались о том, что Касьян деньги в руки не берет, и их надо класть или на стол, или на стоявший рядом стул.Те, кто лечился у Касьяна, признавались, что даже в 73 года его руки были достаточно крепкими. Горожане рассказывают, что врач ростом под 1,90 и весом за 100 кг мог легко подтянуться на турнике два десятка раз. Московская комиссия как-то посчитала, что за один день он поднимал около 30 тонн и делал 75 тысяч ударов. Но в последние годы жизни Николай Андреевич ослабел и работал только с детьми. Вот как сам Касьян рассказывал о своей работе: «Я веду прием малышей, не надевая белого халата, потому что они его боятся. Обязательно угощаю конфетами, отвлекаю от боли шутками. Привезли ко мне мальчика из Днепродзержинска, лет пяти-шести. “Як звуть тебе?” — спрашиваю с улыбкой. “Дмитрик”, — отвечает, наклоняя голову влево. Я прощупываю пальцами его шейку и нахожу подвывих четвертого шейного позвонка. Знаю, что ему больно, снова спрашиваю: “А скажи, Дмитрику, ты женат?” — “Не, — улыбается он. — Я еще маленький”. — “И не надо, — говорю. — Вот я, дурак, женился, а теперь мучаюсь”. И в этот момент неожиданно для Дмитрика ставлю позвонок на его место. Он слегка скривился, а потом засмеялся и стал с удивлением вертеть головой влево и вправо».

Несмотря на огромное количество пациентов, Касьян жил скромно в одноэтажном домике, где было четыре комнаты. Стены украшало множество сувениров, которые везли больные из всех уголков СНГ, да и Европы. Как говорят в Кобеляках, Касьян никогда не отказывал тем, кто просил о помощи, перечислял деньги тем, кто нуждался в операции, выделил 200 тысяч гривен на строительство церкви. «Эта капличка во имя примирения всех конфессий. Бог один», — говорил доктор. Кстати, каждый прием он начинал словами: «Боже, помоги и исцели, во славу Твою!» «То, что он делал, было чудом. Поставить на ноги одного-двух человек — уже подвиг, а он подарил здоровье гораздо большему числу людей», — говорит мануальный терапевт и священник отец Петр Таранюк.

По словам космонавта Владимира Ляхова, Касьян не только лечил астронавтов, но и придумал упражнение, которое помогало тренировать спину в невесомости. С помощью эспандера, как из рогатки, они выстреливали себя и, ударяясь ногами о стену, давали нагрузку позвонкам. «Многих моих друзей Николай избавил от боли, а я его спасал от пациентов, — вспоминает Ляхов. — Мы познакомились в санатории в Крыму, но и там врача донимали просьбами о помощи. Мы с ним убегали на рыбалку, и там он мог расслабиться, вытянуть ставридку. С первой встречи мы стали друзьями, бывало, что и выпивали, но пьяным я его никогда не видел».

Кстати, экс-министру внутренних дел Юрию Кравченко Касьян вправил позвоночник прямо на фуршете. «Касьяна пригласили на мероприятие к тогдашнему президенту Кучме, — рассказывает друг врача Константин Бобрищев. — Николай Андреевич увидел там скрюченного министра. Поставил бокал на стол и позвал Кравченко в соседнюю комнату. Через минуту оттуда донесся короткий крик, а вскоре появился стройный министр». Николай Андреевич последние три года жаловался на боль в желудке, поджелудочной, сердце, проблемы с печенью и зрением. Ходил с палочкой. Он умер в своем Центре мануальной терапии от внутреннего кровотечения из-за обострения болезни поджелудочной. В последний путь легендарного врача пришли проводить три тысячи человек, а отпевали его три десятка священников.«Уже третьего отца хороню, — сказал Андрей Слинько, крестник Касьяна и Иосифа Кобзона. — Одного родного и двух крещенных. Почему так несправедливо?» «Андрей, наверно, у Бога спина заболела», — ответили ему…

Сейчас дело Касьяна продолжает его приемный сын Ян. Николай Андреевич был женат дважды, с первой женой развелся, как сам признавался журналистам, из-за ее измен. От первого брака осталось три дочери. По стопам отца они не пошли, лишь одна из них — медик, но не целитель: работает в СЭС. А когда Касьян с женой Андрианой, с которой они прожили 43 года, задумались о наследнике и отправились в детский дом, то взяли в семью первого же мальчика, который, увидев Николая Андреевича, крикнул ему: «Папа!»

«Ян у нас хороший, скромный, ни разу не слышали, чтобы хвастался тем, что носит фамилию Касьян. Трудолюбивый, даст Бог, будет таким же, как отец», — говорят горожане.

Подготовила Александра Билярчик, по материалам «Сегодня» , «Новая» , Gazeta.ua,

Общеизвестно, что 29 февраля — «лишний день» в високосном году, в народной традиции слывёт недобрым и даже бедственным. В старину в эту дату мало того, что не работали, так ещё и спали до обеда, и даже из дому старались не выходить. Не разрешались свадьбы и считалось нежелательным рождение ребёнка.

А всё потому, что звался день Касьяновым — по имени злого якобы святого Касьяна, который «на что ни взглянет — всё вянет». И закрепили за ним разные прозвища, да все сплошь недобрые: Завистливый, Скупой, Злопамятный, Грозный, Тяжёлый, Немилостивый

и т. п.

Говорили: «Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать».

При жизни он несколько лет изучал монашеские устои в Египте и Палестине, затем стал учеником святителя Иоанна Златоуста, из рук которого принял чин дьякона и которого пытался позднее защитить от гонений. Поселившись позднее в Марселе, основал мужской и женский монастыри, проповедуя аскетические восточные христианские практики. Однако при этом утверждал:

«Крайности равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя».

Как теоретик богословия, преподобный Кассиан оставил значительное литературное наследие: 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских»; 24 книги «Собеседований» со знаменитыми египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения; труд «О воплощении Христа».

В Марселе его почитают и в нынешнее время, хоть католической церковью Кассиан Римлянин не канонизирован, возможно, из-за скрытой полемики с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли. В частности, он, отмечая склонность Августина к логическим построениям, писал:

«…благодать <…> менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона».

Как же случилось, что Иоанна Кассиана на Руси признали за злыдня? Дело в том, что в дохристианские времена это был день Вия (Ния — у западных славян) — бога навьего подземного мира и посмертного судьи. По поверью, он лишь раз в четыре года мог являться в мир земной (явь) и при этом выглядел так, как описал

Н. В. Гоголь

: приземистым, дюжим, косолапым, с тяжёлыми веками до самой земли.

В этом кроются корни народного предания о святых Николае Чудотворце и Касьяне, которые, направляясь к Господу, встретили крестьянина с увязшей в грязи повозкой, и Николай её вытащил на дорогу, а Касьян отказался участвовать, опасаясь испачкать ризу и предстать перед Богом в нечистом одеянии. Господь, узнав об этом, похвалил Николая Чудотворца, а Касьяна наказал урезанием регулярности именин до одного раза в четырёхлетие.

Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Позднее, но всё ещё до христианизации Руси, 29 февраля стали называть днём Костея/Кощея (Кощного бога, Чернобога) с теми же полномочиями, что были у Вия. Предполагалось, что он кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из них родилась новая жизнь.

Статья опубликована в выпуске 29.02.2016 Обновлено 18.12.2019

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий