Календарь.BY Календарь православной и католической Пасхи по годам

мысли / полезное  2 апреля 2009  49 192   

image Каждый год весной мы задаемся вопросом: Когда празднуем Пасху в этом году? Почему так происходит, ведь это самый главный православный праздник года? А всё потому, что дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи плавает, как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля. ПАСХА празднуется в первое воскресенье после первого весеннего (случившегося после дня весеннего равноденствия) полнолуния. Сложно представить когда, не так ли? Тогда по-другому: Пасха празднуется после 7ми недельного Великого поста, начинающегося сразу после Масленичной недели, а Масленица в этом году совпала с Днём защитника Отечества (23 февраля), соответственно, начало Великого поста – 23 февраля 7 дней масленицы = 2 марта 7 недель по 19апреля – это и есть воскресенье, когда надо праздновать Пасху! Пасха всегда празднуется в воскресенье. Итак, Пасха в 2009 году празднуется 19 апреля. Давайте, сразу посмотрим дни Пасхи в следующие годы: 2010 год – 4 апреля, 2011 год – 24 апреля, 2012 год – 15 апреля, 2013 год – 5 мая, 2014 год – 20 апреля, 2015 год – 12 апреля, 2016 год – 1 мая, 2017 год – 16 апреля, 2018 год – 8 апреля, 2019 год – 28 апреля, 2020 год – 19 апреля. Пасха — «Праздников праздник и торжество из торжеств». Удивительный праздник! Кому-то он в детстве запомнился цветными, расписанными яйцами, другим — полуночным Крестным ходом, но всем — похожими на заклинание словами: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!». Мы, будучи детьми, не совсем понимали, что это всё значит. А сейчас? Каков смысл слова «пасха»? Праздник не привязан ни к какому числу…, праздновался ещё до Рождества Христова. История празднования Пасхи. image Первоначально Пасха возникла как семейный еврейский праздник кочевого быта. «Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана», ранее носившего языческое название месяца колосьев, в жертву Богу Яхве приносили ягненка. Его кровью мазали двери в знак охраны жилища, а мясо поспешно съедали. Участники короткой трапезы по ритуалу были в дорожной одежде. Потом с этим праздником кочевников- скотоводов слился праздник Опресноков, отмечаемый оседлыми земледельцами. В этот день неквасной хлеб использовался как приношение, символизируя очищение от старой закваски, ежегодное обновление и нравственную чистоту. Еще позднее так называемую «ветхозаветную Пасху» стали связывать с исходом из Египта, с освобождением от многолетнего рабства. Поэтому чаще всего происхождение этого названия производят от еврейского глагола «пасах» (переходить), но нередко ссылаются на ассирийское слово пасаху» (умиротворять), египетское «па-ш» (воспоминание) и даже греческое «пасхейн» (страдать). Пасхальный обычай приносить в жертву ягненка трансформировался в напоминание о том, как евреи метили кровью агнца свои двери, чтобы их дома легко было отличить от жилищ караемых богом египтян. Мясо жертвенного животного следовало есть стоя, торопливо и с посохом в руке. Теперь ритуал символизировал готовность к поспешному бегству. Перед Пасхой остатки квасного хлеба собирались и сжигались, и в течение празднества выпекался лишь опресненный хлеб, опресноки. Теперь это правило связывалось с тем, что перед исходом евреи семь дней питались без египетской закваски. Отмечая с апостолами ветхозаветную Пасху, Иисус Христос внес в древний обряд совершенно иной смысл. Господь приносит в жертву самого себя и становится Божественным Агнцем, его смерть — это искупляющее пасхальное жертвоприношение, он дает верующим вкушать во время обряда Евхаристии свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино). В первые века христианской эры отмечались две Пасхи — в честь смерти и в честь воскресения. Первая проводилась в скорби и строгом посте, вторая — с ликованием и обильной трапезой. Постепенно, после вековых споров, христиане стали праздновать одну Пасху, причем отдельно от евреев: в первый воскресный день после весеннего равноденствия и мартовского полнолуния. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан. Праздников праздник и торжество из торжеств – Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д. Весь период до Вознесения – 40 дней после Пасхи – считается Пасхальным периодом. ПАСХАЛЬНЫЙ ГИМН Христос воскресе! Христос воскресе! Сон смерти — глуше, чем спит скала. Поют победу в огне экспрессий, Поют Бессмертье колокола. Светло целуйте уста друг другу, Последний нищий — сегодня Крез. Дорогу сердцу к святому Югу! — Христос воскресе! Христос воскрес! И. Северянин А также читаем: Православная ПАСХА. О воскрешении Христа и пасхальной службе. Пасхальный стол. О традициях пасхального стола. О куличе и пасхе (рецепты блюд).       Strekoza   Распечатать

Когда будут праздновать Пасху в 2021 году

У православных христиан в нынешнем году Пасха будет 2 мая. Католический праздник прошел 4 апреля. В отличие от Рождества (его отмечают по юлианскому и григорианскому календарю), разница дат Пасхи у этих двух конфессий может составлять больше 13 дней, на которые отстает старый календарь.

Воскресение Господне – ежегодный переходящий праздник, он всегда выпадает на разные числа и даже месяцы. Другие христианские торжества, точная дата которых неизвестна, сдвигаются в соответствии с днем Пасхи. Его же всегда назначают на первое воскресенье после полнолуния, которое следует за весенним равноденствием.

Принцип вычисления дня праздника установили еще на Первом Никейском соборе в IV веке, его придерживается и католическая, и православная, и протестантская церковь. Разница в датах возникает из-за того, что александрийская пасхалия, в соответствии с которой и сейчас отмечают Пасху в России и других православных странах, использует не астрономическое, а расчетное полнолуние и равноденствие. Так, вычисленное полнолуние отстает от настоящего на 4-5 дня из-за накопившейся за полторы тысячи лет погрешности.

В разное время отдельные государства переходили на римскую, дионисийскую, кеплеровскую пасхалию. Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в 1582 году именно с целью устранить расхождения с природным циклом. В XIX веке его стали использовать уже все протестантские страны.

Что это за праздник

События дня знаменуют победу жизни над смертью, торжество Неба над землей, духовного бытия над материальным, тленным существованием. Христос, добровольно принявший смерть на кресте, своей гибелью снимает с человечества груз грехов, дарит прощение и надежду на новую жизнь. Его воскрешение подтверждает, что очищение совершилось и верующим дарована вечная жизнь.

Суть праздника в преодолении преграды, что разлучала Бога и людей. Жертву ради искупления грехов приносит Христос, она утверждает, что в человеческой душе достаточно света. Воскресение совершается в силу божественного начала, которое тоже часть его. Это ответ Бога людям, доказательства его могущества и милосердия.

История Христа — послание верующим о том, что смерть материи рождает дух. Эта идея появляется не только в религиозных учениях, но и в философских теориях. Как говорили мудрецы, земное золото есть слабое отражение истинного, то есть духовного, небесного золота.

Как отмечают Пасху православные

Накануне великого праздника храмы украшают живыми цветами, зажигают свет на прилегающей к церкви территории. Вечером в субботу читают Деяния апостолов и освящают пасхальную пищу, исповедываются.

Около 23:00 начинается пасхальная полунощница. Богослужение священники начинают в белых ризах, символизирующих свет, исходящий от Гроба Господня в момент его воскрешения. Во время службы плащаницу, размещенную в центре храма, уносят в алтарь и кладут на престол. Это действо символизирует освобождение Христа от смерти и окончание времени скорби.

В полночь начинают служить пасхальную утреню – с праздничной стихиры, которую поют трижды. Сначала тихими голосами, потом, когда открывают завесу за Царскими Вратами, чуть громче, наконец, при отпертых Вратах песнопение исполняют громко и со второй половины его подхватывает хор.

Впервые после утрени в Великую субботу начинают звонить колокола. Верующие, возглавляемые клиром, обходят церковь крестным ходом. Впереди несут святые предметы – иконы, хоругви, Евангелие и запрестольный крест. На пороге в храм поют пасхальное начало, затем старший из служителей поздравляет всех присутствующих традиционным приветствием «Христос воскресе», на что миряне и служители отвечают «Воистину воскресе». После пения тропаря все возвращаются в стены храма.

По завершении пасхальной утрени служат литургию Иоанна Златоуста. Священники надевают красное облачение – цвет одежд напоминает о мученически пролитой крови. Во время литургии христиане причащаются, начиная со служителей. По правилам освящение праздничной еды тоже должно совершаться на литургии, но в XX веке на территории СНГ сложилась традиция проводить его накануне. Поэтому сейчас священники повторяют ритуал дважды. Скоромную пищу нельзя заносить в храм, верующие становятся с корзинами в ряд в церковном дворе, служители с пением и пасхальными приветствиями окропляют снедь святой водой.

Ранним утром прихожане расходятся по домам, чтобы разговеться, то есть, вкусить скоромную еду после Великого поста. Традиционные блюда этой трапезы – окрашенные яйца, пасхальный кулич и творожная пасха. Можно есть мясные и молочные блюда. Днем принято навещать родственников, угощать пасхальной едой и приветствовать словами о воскресении Христа.

К вечеру верующие снова собираются в храм на великую вечерню. В течение всей недели, следующей за праздником, службу предваряет пасхальное начало, после литургии совершается крестный ход, а Царские Врата остаются открытыми. Усердные христиане в течение Светлой седмицы ежедневно причащаются, в этот период разрешено не соблюдать пост, в другое время обязательный перед таинством, исповедь проходит по упрощенной процедуре, а молитвенное начало читают сокращенное.

Как празднуют Пасху в мире

В странах, исповедующих католичество, сохраняется старинный обычай проводить на Пасху обряд крещения. Служба состоит из нескольких литургий – Света, Слова, Крещения и Евхаристической литургии. Крестный ход проводят по завершении службы. У протестантов же нет единого пасхального канона даже в рамках одного течения, богослужения могут отличаться не только в разных странах, но и в пределах одной области.

В Америке и странах Западной Европы есть обычай прятать и искать пасхальные яйца. Изначально традиция появилась в Германии и связана с легендой о пасхальном кролике. Именно гнездо с его разноцветными яйцами ищут дети. В США также принято дарить в этот день марципановых зайцев, а на Мальте выпекают фигурки кроликов из песочного теста.

В Англии дарят друг другу шоколадные яйца с карамелью внутри, а в Австралии их делают из сахара, как и фигурки кроликов. Во Франции на главных городских площадях жарят гигантские омлеты из 4000-5000 куриных яиц. В Италии на Пасху едят соленый сырный кулич, казатьелло – пирог с колбасой, яйцами и сыром, а также неаполитанскую пастьеру – пирог с сыром и замоченной пшеницей, которая символизирует весенние процессы прорастания семян.

В Греции есть забавный обычай выбрасывать в субботу перед Пасхой глиняную посуду. При этом швыряют ее прямо из окон, ровно в 11:00. Немцы сжигают в этот день прошлогоднюю рождественскую елку, приветствуя весну, а словаки в Великую субботу бросают в костер «Иуду», роль которого выполняет весь ненужный старый хлам, какой найдется в доме.

Читайте также Какого числа будет Вознесение Господне в 2021 годуПосле Пасхи в 2021 году православные отмечают Вознесение Господне. Это один из двунадесятых христианских праздников, которые верующие почитают с особой любовью и преданностью к Господу. Они…

Несмотря на разнообразие традиций, все пасхальные обычаи мира и церковные ритуалы христианских конфессий объединяет символизм возрождения и обновления. Пасха – праздник, знаменующий перерождение человечества для вечной жизни. Это источник великой радости и ликования для верующих.

Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзен! Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать Bloghozyajki.ru в ленте «Яндекса»     

Пасху в 1993 году праздновали 18 апреля. Это была вторая Пасха в моей жизни. И когда на ночной службе мы радостно кричали «Воистину Воскресе», даже представить себе было невозможно, какими страшными событиями она навсегда войдет в историю нашей Церкви.

В понедельник утром на Светлой неделе я сел в автобус и, как обычно, отправился на работу в соседний райцентр. У нас в городе все строительные организации тогда впали в состояние клинической смерти. Лишь за тридцать километров от дома удалось отыскать действующую стройку, где нужны были каменщики.

Вечером возвращался домой на том же скрипучем рейсовом автобусе. Вдруг, на выезде из города нас остановил самый настоящий блок-пост: грузовик, перекрывший полосу, два служебных уазика с мигалками, вооруженные сотрудники милиции. Сейчас такая картина вряд ли кого-то удивит, но в ту пору для нашей провинции это было невиданное зрелище.

В полупустой салон вошли двое милиционеров в бронежилетах. Один, с автоматом наперевес сразу же встал напротив прохода. Другой быстро прошел мимо перепуганных пассажиров, осматривая пустые сиденья. Потом подошел ко мне и велел предъявить документы. Ну, в общем-то, и неудивительно, что именно ко мне. Большой парняга, куртка рабочая с капюшоном, борода нестриженная, волосы длинные из-под черной вязаной шапки. Ежели у кого и проверять документы, то у такого – в первую очередь.

А я тогда неофит был оголтелый: в сумке – томик «Пролога в поучениях», в нагрудном кармане куртки небольшой деревянный складень – Спаситель, Богородица и святой Александр Невский. Я его в Оптиной Пустыни купил. Мотался туда каждый месяц, благо, от нас Пустынь всего в сотне километров.

Инок Трофим (Татарников)И вот, когда милиционер спросил у меня документы, такая яркая мысль в голове прозвучала, будто голос чей-то услышал: «А покажи-ка ты ему вместо паспорта свой складень. Так и скажи, смиренно – вот мои документы, брат». И настолько эта мысль была соблазнительной, что у меня даже рука потянулась к карману, еле-еле остановил.

Сказал как есть – мол, нету паспорта, с работы еду домой. Милиционер в быстром темпе задал несколько простых вопросов: что за организация, фамилия начальника и главного инженера, адрес конторы? И как-то сразу стало мне ясно, что будь я не тем, за кого себя выдаю, расколол бы меня этот опер в десять секунд. Но я говорил правду. Милиционер выслушал мои ответы, еще раз осмотрел салон. Потом махнул рукой напарнику и вышел вместе с ним. Двери закрылись, автобус со скрипом тронулся с места.

Пришел домой. Еще раздеться не успел, слышу, тесть из комнаты зовет:

— Саша, ты в курсе, что в Оптиной монахов убили?

— Как убили?

— Какой-то мужчина зарезал ножом. Троих. Прямо на Пасху, после службы. Иди скорей, как раз по телевизору об этом говорят.

Через секунду я, как был – в одном сапоге — уже сидел рядом с тестем и слушал, как диктор в программе новостей рассказывает о случившейся оптинской трагедии.

А еще через несколько секунд с ужасом вспомнил, как только что в автобусе бес подсказывал мне предъявить милиционеру икону вместо паспорта. О том, что могло случиться, послушайся я его, даже думать не хотелось.

Инок Ферапонт (Пушкарёв)Через пару месяцев я в очередной раз приехал в Оптину Пустынь. Знаменитую монастырскую колокольню тогда лишь начали строить. Поэтому огромные колокола висели на звоннице, расположенной прямо на земле под навесом. До начала службы было около получаса. Я сел на лавочку рядом со звонницей и стал писать записки для поминовения.

Когда написал «об упокоении» имена родственников и ушедших друзей, решил помянуть и убиенных на Пасху монахов. Понятно, что тут их и так ежедневно всем монастырем поминают. А все же решил написать их имена тоже.

Аккуратно вывел «…иеромонаха Василия». Только начал писать «…инока Трофима», как вдруг раздался удар такой силы, что я от неожиданности чуть со скамейки не слетел. Это рядом на звоннице ударили в большой колокол к службе. Знаете, что чувствуешь, когда в четырех метрах от тебя внезапно звучит колокол весом в семь тонн? Вот и я до тех пор не знал.

Потихоньку пришел в себя, вспомнил – зачем я тут сижу и чем занимаюсь. Взял свою записку, ручку, продолжаю писать – «…инока Ферапонта». И тут же – второй удар. Опять чуть не падаю с лавки на землю.

И лишь спустя какое-то время дошло: их ведь здесь, вот на этой звоннице и убили, Трофима с Ферапонтом. А еще понял тогда, насколько тут в Оптиной все близко. Лавочки – к звоннице, прошлое – к настоящему, земля – к Небу.

Сегодня – годовщина праведной кончины убиенных оптинских монахов. Официальной их канонизации еще не было. Но уже много лет тысячи и тысячи людей едут поклониться их могилам. Сейчас над ними возведена красивая часовня. А я помню на этом месте три свежих холмика земли с деревянными крестами.

Святые мученики иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим, молите Бога о нас.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Красная Пасха 1993 года — убийство сатанистом[1] троих православных монахов в Оптиной пустыни, произошедшее на Пасху утром 18 апреля 1993 года.

Хроника[править]

Иноки Ферапонт (Пушкарёв) и Трофим (Татарников) звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость, и были убиты первыми. Иеромонах Василий (Росляков) шёл в скит исповедовать молящихся, но у скитских врат, спеша на помощь братьям, также был настигнут убийцей.

Последним считается некто Аверин Николай Николаевич, 1961 года рождения, служивший в Афганистане. Однако существует мнение, что он сделал это не один.[2]

Аверин заявил:

Идет война между Богом и сатаной, а монахи — воины Бога, особенно враждебные сатане. Поэтому я и убил их. …Если бы я не совершил этого, мы проиграли бы войну с Богом.[2]

В печати, в том числе и светской, убийство было сразу расценено как ритуальное,[3] появились статьи с анализом произошедшего, например, в «Советской России»[4] и в «Русском Вестнике».[5]

В день похорон монахов в Оптиной была зачитана телеграмма лишь от Патриарха Алексия II. Соболезнующих посланий от руководителей страны не поступило, а газеты «Известия» и «Московский комсомолец» откликнулись издевательскими статьями (одно из названий — «Молчание ягнят»).

Сорокадневные поминки по убитым монахам пришлись на Вознесение Господне.

Орудие убийства[править]

На месте преступления сначала нашли чистый блестящий кинжал, а затем окровавленный меч с надписью «сатана 666».

Интересные факты[править]

Инок Трофим перед Пасхой читал книгу С. А. Нилуса «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле».

Незадолго до мученической кончины у него взяла интервью постоянная оптинская прихожанка, сотрудница радио «Россия» Алевтина Струкова (текст см. Людмила Ильюнина. Духовность России — это Христос//http://ruskline.ru/analitika/2004/04/13/duhovnost_rossii_-_e_to_hristos/)

Церковь о преступлении[править]

Из телеграммы Патриарха Алексия II наместнику Оптиной пустыни архимандриту Венедикту:

Разделяю с Вами и с братией обители пасхальную радость!

Вместе с вами разделяю и скорбь по поводу трагической гибели трёх насельников Оптиной Пустыни. Молюсь о упокоении их душ.

Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святого Христова Воскресения через мученическую кончину, соделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего.

Иеромонах Тихон (Шевкунов):

Величайшая честь и радость для христианина перейти в иной мир через принятие мученической смерти за Христа.[6]

Память[править]

(источник) Оптинские новомученики (фрагмент документального фильма) (источник) Памяти убиенных монахов. Песня в исполнении иеродиакона Рафаила (Романова), автор слов неизвестен

В 1993 году был снят документальный фильм «Оптинская Голгофа» (авторы Борис Костенко и Алексей Денисов).

Примечания[править]

  1. По мнению психиатра Ф. В. Кондратьева, в данном случае следует говорить скорее о сочетании наличия психической патологии с принятием сатанистской идеологии.
  2. а б Платонов О. А. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. — М.: Алгоритм, 2004. — С. 604. ISBN 5-9265-0148-2
  3. См.: Королев А. «Брат сатаны»: ритуальное убийство монахов в Оптиной пустыни // Труд. — 5 мая 1993.
  4. Тихон, иером. Невидимая брань. Взгляд на трагедию Оптиной Пустыни // Советская Россия. — 3 июня 1993.
  5. О технологии укрытия преступления, которое видели все // Русский Вестник. — 1995. — № 4—5.
  6. Тихон (Шевкунов), иером. Невидимая брань // Дороги, ведущие в ад. Православная церковь об оккультизме / Сост. А. Раков. — СПб.: Сатисъ, 1996.

Ссылки[править]

image image Чудо Рождества Христова понятно даже детям. Звезда, возвестившая рождение Иисуса, волхвы, принесшие дары и Младенец в яслях. Фото: REUTERS

28 ноября 2020 г. — 6 января 2021 г., среда. Рождественский пост, установлен для подготовки к встрече Рождества Христова.

31 декабря 2020 г., четверг — 6 января 2021 г., среда. Последняя неделя Рождественского поста. Самый строгий пост.

Январь

читайте также—> image —>image Перед Рождеством мир охватили протесты

6 января, среда. Рождественский сочельник. Строгий пост.

7 января, четверг. Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии.

7 января, четверг — 17 января, воскресенье. Святки (святые дни). Отменяется пост, запрещено бракосочетание. Святки посвящены радости Рождения Христа. Церковь выступает против гаданий и прочих «бесчинств суеверия».

14 января, четверг. Праздник Обрезания Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной Литургии. Новый год по старому стилю.

15 января, пятница. Церковь чтит память* преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1833 г.). **

18 января, понедельник. Крещенский сочельник. Строгий пост. Как и на Крещение, в сочельник происходит Великое освящение воды.

19 января, вторник. Крещение Господне, или Богоявление. В честь Крещения Христа пророком Иоанном Предтечей. На Крещение освящается все водное естество, в храмах освящают воду.

25 января, понедельник. Раннехристианской мученицы Татьяны (начало III в.). Татьянин день.

27 января, среда. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (336 г.).

Февраль

image Фото: wikipedia.ru

6 февраля, суббота. Блаженной Ксении Петербургской (XIX в.), юродивой Христа ради.

7 февраля, воскресенье. Собор новомучеников и исповедников Российских, поминают погибших за веру.

15 февраля, понедельник. Сретенье Господне. Праздник в честь встречи («сретения») Младенца Иисуса старцем Симеоном. На Сретение поминают воинов, погибших в Афганистане.

25 февраля, четверг. Иверской иконы Божьей Матери.

Март

image Фото: Виктор Драчев / ТАСС

6 марта, суббота. Вселенская родительская мясопустная суббота. Поминают усопших за всю историю человечества.

7 марта, воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном суде. На церковнославянском «неделя» — это воскресный день, а семидневный цикл называют «седмица». Неделя мясопустная — это воскресенье, когда заканчивают употребление мяса, а на богослужении говорят про Страшный суд.

8 марта, понедельник — 14 марта, воскресенье. Масленица, или Сырная седмица. Запрещено мясо, но можно яйца, молоко, масло и сыр (отсюда название), так готовятся к Великому посту.

14 марта, воскресенье. Прощеное воскресенье. В последний день перед Великим постом просят прощения у тех, перед кем виноваты.

15 марта, понедельник — 1 мая, суббота. Великий пост. Семинедельный пост готовит нас к Пасхе.

15 марта, понедельник. Чистый понедельник. Первый, самый строгий день Великого поста.

27 марта, суббота. Родительская суббота, поминают усопших.

Апрель

image Фото: РИА Новости www.ria.ru

3 апреля, суббота. Родительская суббота, поминают усопших.

4 апреля, воскресенье. Крестопоклонная неделя. Половина Великого поста позади, в центр храма выносят Крест.

7 апреля, среда. Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник в честь благой вести, которую Архангел Гавриил принес Богородице: о том, что она станет Божией Матерью. Пост отменяется.

10 апреля, суббота. Родительская суббота, поминают усопших.

24 апреля, суббота. Лазарева суббота. Вспоминают воскрешение Христом праведного Лазаря.

25 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В честь въезда Иисуса в Иерусалим незадолго до Его Распятия. В храм приносят ветки вербы, которую освящают накануне и потом хранят в доме весь год, как символ благословения жилища.

26 апреля, понедельник — 1 мая, суббота. Страстная неделя. «Страсть» на церковнославянском — это «страдание». Вспоминают последние дни земной жизни Христа, Его страдания, распятие, крестную смерть, погребение.

29 апреля, четверг. Великий четверг, Чистый четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

30 апреля, пятница. Страстная пятница. Вспоминают осуждение на смерть Христа, Его крестные страдания и смерть. День самого строгого поста в году.

Май

image Фото: РИА Новости www.ria.ru

1 мая, суббота. Великая суббота, день скорби, день, когда Иисус Христос Телом пребывал «во гробе». В храмах поют «Да молчит всякая плоть».

2 мая, воскресенье. Праздник Воскресения Христова, Пасха, торжество победы жизни над смертью. Безгрешный, Иисус добровольно, из любви к нам, отдает Себя на крестную смерть и Своим страданием искупает человечество от власти смерти.

2 мая, воскресенье — 8 мая, суббота. Светлая неделя. Пост отменяется.

6 мая, четверг. Великомученика Георгия Победоносца (303 г.), Юрьев день.

9 мая, воскресенье. Антипасха (т.е. «вместо Пасхи»), или Фомино воскресенье. С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).

Пасха, Светлый праздник Воскресения Христова, длится сорок дней. И все это время христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!», и подтверждают: «Воистину Воскресе!». Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

11 мая, вторник. Радоница. Поминовение усопших. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших, не совершаются панихиды, не ходят на кладбище. Для этого установлен специальный день — Радоница.

18 мая, вторник. Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

22 мая, суббота. День святителя Николая Чудотворца (ок. 335 г.). Никола летний.

24 мая, понедельник. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), первоучителей и просветителей славянских.

Июнь

Фото: wikipedia.ru

1 июня, вторник. Благоверного князя Димитрия Донского (1389 г.) и преподобной Ефросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407 г.).

3 июня, четверг. Владимирской иконы Божьей Матери.

10 июня, четверг. Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо.

11 июня, пятница. Святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского и Крымского, хирурга (1961 г.).

19 июня, суббота. Троицкая родительская суббота, поминовение усопших накануне Троицы, особо поминают неполучивших христианского погребения.

20 июня, воскресенье. День Святой Троицы, Пятидесятница. Посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова (отсюда название «пятидесятница»). День рождения Христианской Церкви. К празднику украшают зеленью дома, в храм приходят с цветами — знак вечной жизни.

21 июня, понедельник. День Святого Духа, или Духов день. Продолжение праздника Святой Троицы, посвященное третьей ипостаси Бога — Святому Духу. В неделю, начавшуюся Днем Святого Духа, отменяют посты.

28 июня, понедельник — 11 июля, воскресенье. Петров пост, в честь учеников Христа Петра и Павла. Начинается со второго понедельника после Троицы, заканчивается в праздник святых апостолов Петра и Павла.

Июль

Фото: РИА Новости www.ria.ru

7 июля, среда. Рождество Иоанна Предтечи. Пророк был предвестием Христа (отсюда имя — Предтеча), тем, кто узнал Христа и крестил Его (отсюда имя — Креститель).

12 июля, понедельник. Апостолов Петра и Павла.

17 июля, суббота. Преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV в). Страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного врача Евгения (1918 г.).

18 июля, воскресенье. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422 г.). Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918 г.).

21 июля, среда. Казанской иконы Божьей Матери.

24 июля, суббота. Равноапостольной Ольги, великой княгини, в крещении Елены (969 г.).

28 июля, среда. Равноапостольного великого князя Владимира, в крещении Василия (1015 г.).

Август

Фото: РИА Новости www.ria.ru

1 августа, воскресенье. Преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1833 г.).

2 августа, понедельник. Пророка Илии (IX в. до Р.Х.), Ильин день. Воздушно-десантные войска России считают пророка Илию своим покровителем.

10 августа, вторник. Смоленской иконы Божьей Матери.

14 августа, суббота. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, в народе — первый Спас, первый из праздников августа, посвященных Спасителю, освящают мед.

14 августа, суббота, — 27 августа, пятница. Успенский пост, в честь Успения Богородицы. Строгий пост, запрещена даже рыба.

19 августа, четверг. Преображение Господне, в честь преображения Христа перед учениками, когда Христос впервые явил им Свою Божественную суть. В народе — Яблочный Спас, освящают яблоки и груши, которые до того не едят.

28 августа, суббота. Успение Пресвятой Богородицы. Успение (усыпание) Божьей Матери — это Ее переход из земной жизни в мир небесный.

29 августа, воскресенье. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (944 г.), в народе — третий Спас, Ореховый.

31 августа, вторник. Иконы Божьей Матери «Всецарица».

Сентябрь

Фото: wikipedia.ru

1 сентября, среда. Донской иконы Божьей Матери.

11 сентября, суббота. Усекновение главы Иоанна Предтечи. В честь пророка Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. Строгий пост как выражение скорби.

14 сентября, вторник. Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября (ст. ст.), что по новому стилю 14 сентября.

21 сентября, вторник. Рождество Пресвятой Богородицы.

27 сентября, понедельник. Воздвижение Креста Господня. Вспоминают, как царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и узнала тот, на котором был распят Христос.

30 сентября, четверг. Мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи (ок. 137 г.).

Октябрь

Фото: wikipedia.ru

14 октября, четверг. Покров Пресвятой Богородицы.

23 октября, суббота. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г.).

24 октября, воскресенье. Собор святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Ноябрь

Фото: РИА Новости www.ria.ru

4 ноября, четверг. Казанской иконы Божьей Матери, День народного единства.

6 ноября, суббота. Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших.

21 ноября, воскресенье. Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (т.е. ангелов). Михайлов день.

28 ноября, воскресенье, — 6 января, четверг, 2022 г. Рождественский пост. Готовит нас к Рождеству Христову.

Декабрь

Фото: wikipedia.ru

4 декабря, суббота. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

6 декабря, понедельник. Благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.).

13 декабря, понедельник. Апостола Андрея Первозванного (ок. 62 г.).

19 декабря, воскресенье. Святителя Николая Чудотворца (около 335 г.). Никола зимний.

Примечания

** — в скобках указывают дату кончины святого, т.к. это дата перехода в вечность, встречи с Богом.

Общество Религия Православный календарь с Марией Городовой

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий