Последний день жатвы, пир или праздник, обжинки, спожинки, вспожинки.

image Волею Богов, мы, горожане «живём, не жнём», зачем же нам отмечать праздник завершения страды? Большинству из нас хлеб тоже достаётся не даром. Как говориться, у каждого своя жатва, и она рассредоточена во времени и пространстве. Все мы празднуем свои личные «урожаи» «обмывая» зарплату, удачную покупку, устраивая банкет после защиты диплома, диссертации. Отмечание дня рождения, тоже своего рода «праздник урожая» (что выросло, то выросло!), правда, скорее, для родителей, чем для самого новорожденного. Поскольку у всех нас эти личные праздники аналогичны, мы вправе как бы суммировать их в одно общее большое торжество. И, почему бы, не приурочить его к древнему празднику завершения страды? Ведь, по большому счёту, «все мы родом из деревни», то есть, у каждого из нас имеются предки, занимавшиеся земледелием, у одних в недалёком прошлом, у других в те времена, когда городов ещё не было. Проводя этот праздник в русле народной традиции, то есть, славя хлеб, людей его выращивающих и Богов, научивших наших предков всему этому, мы не просто отдаём дань им уважения, но совершаем мощное магическое действо, направленное на всеобщее благо. Возьмём, например, примитивную, на первый взгляд, жнивную песню, существующую у восточнославянских народов во множестве вариантов, в которой перечисляются стадии обработки жита (от поля до стола). В ней добрый урожай называется «Спорыньей», то есть «удачей», «обильем» и т.п. Наиболее архаичной является вопросно – ответная форма типа: Этот текст очень напоминает песенку Колобка : И там и здесь перечисляется последовательность действий приготовления хлеба. Н. И. Толстой в своей статье «Секрет Колобка» отмечает, что эта нехитрая песенка по своей сути – текст творения, «который, согласно народным представлениям, сам по себе имел магическую оборонительную силу. Почему? – да потому, что в славянском фольклоре и в народной ритуальной практике бытовало и до сих пор бытует множество аналогичных текстов, описывающих жизнь-житие …льна, конопли и жита (хлеба на корню), превращающихся из растений в полотно, холст, испечёный хлеб. Тексты такого рода, как свидетельствуют многочисленные народные повествования и былички, защищают их рассказчика (исполнителя) и его дом от нечистой силы, грозы, грома, смертельной беды и подобных напастей». (Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М. 2003. С. 469-470). Коротко и ясно об этом же говориться в Авесте: «Кто сеет хлеб, тот сеет праведность… Когда хлеб готовят (для обмолота), то нечисть прошибает пот. Когда подготавливают мельницу, то нечисть теряет терпение. Когда муку подготавливают (для квашни), то нечисть стонет. Когда месят тесто, то нечисть ревёт от ужаса». (Литература древнего востока. Тексты. М. 1984. Авеста. Глава 3. «О благе земледелия». С. 9. По этическим соображениям в данном тексте слово «дэвы» заменено мной словом «нечисть»). В Спожинках – 2006 на Луговой была совершена первая попытка исполнить такой магический текст творения, направленный на всеобщее благо, сопровождая пение пантомимой, имитирующей жатву, обмолот и т д. Результат не замедлил сказаться. В начале обряда на капище шли тучи, громыхало и полил дождь. Я впервые за свои неполные полвека наблюдала молнию в виде толстенного прямого столба от Неба до Земли. Но вся эта вакханалия происходила вокруг, над полем и посёлком. С окончанием обряда гроза ушла. Пир и игрища кропил лишь мелкий дождик. Ничего удивительного в этом нет. Есть проверенная веками славянская традиция. «В сербском Поморавье …известный этнограф Сима Троянович наблюдал в начале века за тем, как женщина разгоняла градовые тучи пением песни-заговора, содержащей описание «мук и страданий» пшеницы (т.е. превращения её в муку), разделывания теста, печения в огненной печи или на очаге и т.д.» (Толстой. Там же. С.470). Подчеркну – наблюдал живой обряд, а не просто записал рассказ информанта. Классический жатвенный обряд «завивания бороды», произведённый нами на Луговой, в числе прочих целей, имеет и такую: «У банатских геров во время жатвы оставляли на поле «попову бороду», т.е. несжатый участок колосьев, которые предназначались «халам», управляющим градовыми тучами. Эта жертва, по представлениям сербских крестьян, защищала посевы от града» (Толстой. С. 152). Разумеется, на капище были совершены и другие магические действа и каждый волен считать основным то, что ему более по душе. К моему большому сожалению, ритуал «катания по Земле» по идеологическим соображениям не проводился. Было высказано мнение, что поскольку мы не обрабатываем ниву, то и не имеем права просить у неё «отдать силку», что забор силы будет своего рода воровством. Такая позиция в корне не верна. Вспомним, сказочные герои и былинные богатыри (профессиональные военные в подавляющем большинстве) обессилив в смертельной схватке, припадали к Матери сырой Земле, что бы набраться сил, после чего побеждали врага. Этнография расширяет круг лиц, «имеющих право» на этот магический акт: «Первый гром как загремит, нужно покатиться по земле, чтобы спина никогда не болела», «…щоб грому не бояться…». Спина, как известно, болит не только у жнецов, да и грозы опасаются не только крестьяне. « Перекатывание по земле как магическое средство, приносящее и возвращающее здоровье, благополучие, удачу, широко известно у славян, в частности восточных, в связи с различными календарными и аграрными праздниками (Зеленин)». Итак, просить сил у Матери Земли, припадая к ней, может каждый страждущий, любой человек, для восстановления в себе той или иной недостачи, причём не только на празднике «Спожинки», но и в другие подходящие моменты, например, при первом громе. Не стоит считать нашу общую Мать Землю примитивной особой, любящей только хлеборобов. Ей угоден любой благой труд, и всякий утомившийся им, может пополнить свои силы не только на ниве, а в любом месте, лишь бы был непосредственный контакт с Землёй. Все мы не только берём, но и отдаём. Момент отдачи человеком своих сил Земле происходит всякий раз, когда мы в хорошем настроении, ходим босиком, или, раскинув руки лежим на траве, и даже когда мы, не контактируя непосредственно с Землёй, просто делаем добрые дела. «Что посеешь, то и пожнёшь»… Большинство из нас настроено «сеять разумное, доброе, вечное», но этого мало. Посеянное необходимо терпеливо взращивать, пропалывать, орошать, охранять. Суметь бережно собрать, правильно обработать, вкусно приготовить и красиво подать. Что мы, женщины, и попытались сделать на Спожинках – 2006. Хотелось бы узнать о впечатлениях и других участников праздника. P.S. Просмотрев сборник работ академика Толстого для написания данной статьи, я обнаружила, что совершенно случайно во время праздника было совершено ещё одно магическое обережное от грозы действо. После завершения обрядов, выйдя с капища я увидела прислонённую к накрытому для пира столу большую рабочую лопату. У Толстого в главе “Защита от града в Полесье”, находим: “Чтобы остановить дождь, выносили на улицу стол, клали хлеб, соль, лопату, на которой пекли хлеб…(с. 145)”. Хлебные деревянные лопаты выносили, естественно, женщины. Мужчины же для защиты от грозы выставляли металлические орудия: топоры, косы, серпы, грабли, бороны, иногда –остриями вверх, иногда – воткнутые в землю.(С. 140). Толстой подчёркивает общеславянскую основу этих ритуалов.. У нас к столу была приставлена не хлебная (деревянная) лопата, а обычная, металлическая и поставил её туда, несомненно мужчина. Почему никто из женщин, собиравших стол в самом начале праздника, тогда, когда гроза только начиналась, не убрал её в сторону — неизвестно. Вот так и простояла она рядом с хлебом-солью в течении всего обряда отгоняя от нас грозу… 22 августа 2006. 1

Категория: Веды   Теги: Праздники

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Обжинки в 2021 году:

28 августа, суббота

Другие названия: Досевки; Дожинки; Спожинки; Засидки; Овсяница; Складчины; Осенины; Успение; Земля-именинница; Большая Пречистая, Приурочен к Успению Пресвятой Богородицы

image

Дожинки (Спожинки) — это известный старый праздник в честь окончания периода жатвы. В зависимости от региона проживания славяне отмечали его в различное время. Народности древнерусского государства торжественно справляли Обжинки 28 августа, католики — 15 августа (дата сохранилась от старого стиля), а сербы и болгары — в конце сентября. Жители территории Южной Пруссии вовсе гуляли его дважды — при уборке яровых и по окончанию сбора злаковых культур.

Во времена двоеверия, то есть становления христианства и искоренения идолопоклонничества, торжество стали именовать Успение или Большая Пречистая как поминание смерти Пресвятой Богородицы, который тоже приходится на этот день. Сами Обжинки больше характерны для западных и восточных славянских традиций и включают в себя ритуалы и действия, связанные с последним (дожиночным) снопом, обливанием жниц, масштабной праздничной трапезой.

Обычаи празднования народной даты на Руси

День завершения большой жатвы был значим и важен для земледельцев. Сегодня нужно было поблагодарить Всевышнего за урожай, собранный за прошедший год. Самые последний сноп пожинали с особым уважением и почтением, стараясь не произнести ни слова. В отдельных регионах считалось, что в него вселился дух полей и урожая, потому сноп наряжали в вышитую рубаху, повязывали платок. Затем его ставили рядом со столом и благодарили за дары природы. На самом поле нетронутыми оставляли несколько колосков, каждый из которых повязывали яркой лентой, а затем заплетали по принципу косы. Процесс называли «завиванием Велесовой бороды». Рядом с «бородой» ставили соль и хлеб, даруя их языческим Богам.

К вечеру на Обжинки устраивали застолье. Хозяева полей готовили густые масляные каши, блины с салом, ставили на стол свежесобранный мед, свойские наливные яблоки. Под запретом была говядина, поскольку самого быка считали одним из образов бога Велеса. Угощали снедью всех, кто принимал участие в работе. От гостеприимства и щедрости хозяина зависела урожайность следующего года, поэтому выкладываться старались максимально. Молодежь в это время развлекалась возле двора — устраивали пляски, песнопения, игры.

С дожиночным пучков колосьев связана еще один интересный ритуал. Из колосков сплетали небольшой венок и одевали самой красивой девушке из добровольной толоки. Затем гурьбой шли по улице, запевая частушки, песни. Если по дороге юной красавице встречался пригожий мужчина, она снимала венок и отдавала избраннику. После этого все шли в хату, где ждал сытный традиционный обед.

С этого момента начинаются рябиновые (изначально рябинные, то есть пестрые) ночи — пик разгула бесов и нечистой силы. Их отличительная черта — зарницы и сильные раскаты грома в темное время суток. На протяжении ночи проливной дождь неустанно льет с небес, дует вихреобразный ветер, блестят молнии. Каждого покалеченного или убитого автоматически считали ведьмаком и черным колдуном, которого покарал Всевышний.

Примечательно, что на Украине Спожинки связаны не только с процессом большой жатвы. Этот день все незамужние девушки ждали с особым трепетом, так как после его кануна посылали в дома сватов. К тому же на Успение можно было попросить у Богородицы долгожданной беременности или просто женского здоровья. Для этого дева отправлялась на сжатое поле, каталась по земле, читая определенный заговор.

Какого числа Обжинки в 2022, 2023, 2024 году

2022

28 августа, воскресенье

2023

28 августа, понедельник

2024

28 августа, среда

Обжи́нки праздник народного календаря славян и обряд завершения жатвы. В России и в некоторых других странах по окончании жатвы женщины сплетают из хлебных колосьев венок и одна из них, самая красивая, несет этот венок на голове к хозяину поля, в сопровождении подруг, распевающих песни о том, что жатва благополучно кончена и что хозяин должен угостить потрудившихся жниц. Венок сохраняли до ближайшего посева, когда из венка выколачивали зерна, и при посеве бросали их первыми.

Став помогает получить результат какой либо деятельности. От отличной оценки за курсовую, до дохода в денежной выражении от вашего бизнеса.

Еще один вариант става — с Ингуз на левом и Феху на правом кончиках Иеры . Тоже рабочий.

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Последний день жатвы, пир или праздник, обжинки, спожинки, вспожинки. (Слово из 5 букв)

Ответ:

Дожин (5 букв)

Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска. Постараемся найти среди 775 682 формулировок по 141 989 словам .   голосов, оценка из 5

  • Гороскоп на сегодня
  • Гороскоп на завтра
  • Гороскоп на неделю
  • Гороскоп на месяц
  • Гороскоп на 2022 год
  • Китайский гороскоп
  • Гороскоп совместимости
  • Знаки зодиака
  • Сонник
  • Совместимость имен
  • Не пропусти свой праздник , описание всех профессиональных праздников можно посмотреть у нас на сайте newmonth.ru!

    — праздник 2022

    Описание праздника «»

    Праздники , другие праздники в этот день: Узнать какой сегодня праздник помимо «» можно на главной странице.

    image

    Сонник на

    Посмотрел гороскоп на сегодня? Посмотри, сбудется ли сегодня вчерашний сон или сны сегодня будут вещими. Интересные факты о снах с Понедельника на Вторник Приснились зубы смотри значение сна в нашем соннике! — Краткий сонник

    image image 2022

    В  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    В  В  1 2 3 4 5 6 В 
    В  7 8 9 10 11 12 13 В 
    В  14 15 16 17 18 19 20 В 
    В  21 22 23 24 25 26 27 В 
    В  28 29 30 31 В  В  В  В 

    День: , Вторник Месяц: , Год: 2022, Наша эра В месяце 30 дней Знак зодиака Вчера: 30 Сегодня: Завтра: 1 Сегодня рабочий день

  • Гороскоп по месяцам
  • Гороскоп на Январь
  • Гороскоп на Февраль
  • Гороскоп на Март
  • Гороскоп на Апрель
  • Гороскоп на Май
  • Гороскоп на Июнь
  • Гороскоп на Июль
  • Гороскоп на Август
  • Гороскоп на Сентябрь
  • Гороскоп на Октябрь
  • Гороскоп на Ноябрь
  • Гороскоп на Декабрь
  • Праздники в 2022
  • Производственный календарь
  • Прогноз погоды на
  • ,
  • Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий