Пасха 1993 года

Добавлено:

«Христос воскресе, родные!»

image В Оптину приехали космонавты, разыскивавшие даже не монастырь, но ту точку пересечения координат, где над землей вздымался в небо столп света. Они засняли из космоса свечение. Это была Оптина, она еще в руинах, но источает уже земля благодатный свет. Рубеж в истории Оптиной пустыни – Пасха 18 апреля 1993 года. И Оптина прошла через то огненное испытание, из которого она вышла уже иной. В этот день в нашу жизнь зримо вошла вечность. В храме перед открытыми Царскими Вратами стояли три гроба, и люди с ослепшими от слез глазами шли к братьям с последним целованием: «Христос воскресе, отец Василий!», «Христос воскресе, Трофимушка!», «Христос воскресе, отец Ферапонт!». Душа почему-то не вмещала этой смерти – с братьями шли христосоваться, как с живыми, и, выбрав самое красивое пасхальное яичко, клали на край гроба, наивно подталкивая поближе к руке. «Христос воскресе, родные!» Так и стоят до сих пор перед глазами три гроба, окруженные, будто венцами, яркой радугой пасхальных яиц. А над онемевшим от горя храмом звучал с амвона тихий голос игумена Павла: «Вот жили мы, жили и не знали, что среди нас живут святые». Как стремительно краток был их монашеский путь! Врач Ольга Анатольевна Киселькова, знавшая о.Василия еще по Москве, сказала о его пути: «Это было восхождение по вертикальной стене». В храмах России уже пишут их иконы, а люди приезжают в Оптину, чтобы рассказать о случаях дивной помощи по их молитвам.

Жертва Господу

Пение оборвалось разом от какой-то звенящей тишины в ушах. Почему молчит Оптина и не слышно колоколов? Воздух в эту пору гудит от благовеста. Бросились на улицу, всматриваясь в монастырь за рекой – в рассветном тумане белела немая Оптина. И эта мертвая тишина была знаком такой беды, что бросились к телефону звонить в монастырь и обомлели, услышав: «В связи с убийством и работой следствия, – сказал сухой милицейский голос, — информации не даем». На Пасху 1993 года в благодарственную жертву Господу принесли себя трое оптинских новомучеников. Все трое соборовались в Чистый Четверг, причастились перед самой кончиной и приняли смерть за Христа, работая Господу на послушании. И Господь дал знак, что принял жертву, явив в час смерти в небе знамение. Свидетелями его были трое – москвичка Евгения Протокина, паломник из Казани Юрий и москвич Юлий. Она ничего не знали об убийстве, уехав из Оптины сразу после ночной пасхальной службы и теперь стояли на остановке в Козельске, дожидаясь автобуса на Москву. Слушали пасхальный звон, глядя в сторону монастыря. Вдруг звон оборвался, а в небо над Оптиной будто брызнула кровь. Про кровь никто из них не подумал, глядя в изумлении на кроваво-красное свечение в небе. Они посмотрели на часы – это было время убийства. Пролилась на земле кровь новомучеников и, брызнув, достигла Неба. И все длилось эта немая Пасха с криком боли в душе: почему безучастно молчит Россия, когда льется невинно православная кровь? Неужели мы опять забыли, что молчанием предается Бог?! Сорок дней и ночей, не смолкая, гудели колокола Оптиной, будто силясь разбудить русский народ. Но знак беды не был услышан, а уже через полгода шли танки на Белый дом. И было много крови в тот год. «О Россия, Россия, – сказал после революции духовник Царской семьи архиепископ Феофан Полтавский. – Как страшно она погрешила перед благостью Господней. Господь Бог благоволил дать России то, чего ни одному народу на земле не давал. И этот народ оказался таким неблагодарным. Оставил Его, отрекся от Него, и потому Господь предал его бесам на мучение. Бесы вселились в души людей, и народ России стал одержимым, буквально бесноватым… Но одержимость эта пройдет по неизреченной милости Божией, народ исцелится. Народ обратится к покаянию, к вере. Православие в ней возродится и восторжествует».

Инок Ферапонт

«В нем чувствовался огромный внутренний драматизм и напряженная жизнь духа, какая свойственна крупным и сложным личностям. Что за этим стояло, не знаю. Но это был человек Достоевского», — вспоминал о нем художник Сергей Лосев. Был такой случай. К дежурному по храму подошел приезжий, сказав о себе, что в монастырь он попал случайно и, сомневается в душе, а есть ли Бог? «Бог есть! – сказал он взволнованно. – Я увидел здесь, как молился один монах. Я видел лицо Ангела, разговаривающего с Богом. Вы знаете, что среди нас Ангелы ходят!» – «Какие Ангелы?» – опешил дежурный. А приезжий указал ему на инока Ферапонта, выходившего из храма. «Молитва должна быть главным подвигом инока», – писал святитель Игнатий Брянчанинов. У инока Ферапонта была такая жажда молитвы, что ее не насыщали даже долгие монастырские службы. У него умирала в больнице его мать. За ним стояла его далекая от Бога родня с некрещеными сестрами и тот глухой таежный поселок, где, сгорая от водки, рано ложились в землю его сверстники. Когда позже на могилки оптинских братьев приехал молодой сибирский священник о.Олег (Матвеев), он рассказал, что в иных местах Сибири до ближайшего храма надо лететь самолетом, а вокруг секты такого черного толка, что, уезжая из дома, он увозит жену с детьми к родственникам из-за угроз убить их. «Дайте нам, какие можно, материалы о наших сибиряках-новомучениках, – сказал священник. – Они наши первопроходцы и молитвенники, а за ними стоит Сибирь». Тайну своей необычайно напряженной молитвенной жизни перед смертью инок Ферапонт унес с собой. Но иноку Макарию (Павлову) запомнилось, как о.Ферапонт однажды сказал при всех: «Да, наши грехи можно только кровью смыть». Инок Ферапонт всю свою краткую монашескую жизнь молил Спасителя о прощении грехов. И подвиг его жизни – это подвиг покаяния.

Инок Трофим

«Трофим был духовный Илья Муромец, и так по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим лучшим другом». Он кочергу шутя завязывал бантиком. А однажды, запомнилось, он был чем-то расстроен и, продев между пальцами гвоздь-сороковку, сотворил молитву: «Господи, помилуй!» От гвоздя после этого осталась спираль. Был мастером – золотые руки, и каждое дело исполнял так талантливо, будто сызмальства был обучен в нем. Поверить в сугубое постничество о. Трофима было трудно – всегда неутомимо-бодрый, радостный, вид имел цветущий. Трофима все любили и, казалось, знали. А после убийства выяснилось – человек он был закрытый и сотаинников не имел. «Вспоминаю Трофима, вижу картину, – улыбается паломник Виктор Прокуронов, – приезжает Трофим с поля, а к нему со всех сторон спешат дети и бегут, ласкаясь, собаки. А монастырские кони уже тянут шеи, норовя положить ему голову на плечо». Дети любили инока восхищенной любовью. Трофим был истинный монах – тайный, внутренний, а внешней набожности и фарисейства в нем и тени не было. Плохих людей для него на земле не было, и любой человек в любое время дня и ночи мог обратиться к нему эа помощью и получить ее. Инока Трофима узнавали еще издалека по его стремительному летящему шагу. «На молитву надо спешить, как на пожар», – писал преподобный Оптинский старец Антоний. Именно так спешил и летел в храм инок Трофим, опережая по пути многих. Он был тайный аскет, но аскет радостный и являющий своею жизнью торжество духа над плотью.

Отец Василий был монументален от природы. Рост под два метра, могучие плечи. На исповеди никогда не садился, не замечая предложенного стула, и выстаивал Великим постом на ногах по 18 часов в сутки. Была в нем действительно особая чуткость к благодати, и на Пасху это было заметно. Воскресение Христово он переживал с такой силой, что в сияющих глазах вдруг проступали слезы, и он жил уже будто вне времени. Ему дано было впитать в себя ту огненную веру исповедников и новомучеников Российских, от которой до монашества был уже краткий путь. Это был русский человек с тем характерным чувством вины за все происходящее, какое свойственно людям, наделенным силою жертвенной высокой любви. Вот одна из последних записей в дневнике: «Возлюбить ближнего, как самого себя, молиться за него, как за самого себя, тем самым увидеть, что грехи ближнего – это твои грехи, сойти в ад с этими грехами ради спасения ближнего. Господи, Ты дал мне любовь и изменил меня всего, и теперь я не могу поступать по-другому, как только идти на муку во спасение ближнего моего. Я стенаю, плачу, устрашаюсь, но не могу по-другому, ибо любовь Твоя ведет меня, и я не хочу разлучаться с нею, и в ней обретаю надежду на спасение и не отчаиваюсь до конца, видя ее в себе». Рассказывает иеромонах Ф.: «Перед Пасхой я дважды исповедовался у о.Василия. Уже на исповеди у меня мелькнула догадка, что о.Василий имеет дерзновение брать на себя чужие грехи. Утром Страстной Субботы о.Василий говорил проповедь… То, что я услышал, подтвердило догадку – да, о.Василий берет на себя наши грехи, считая их своими. Как раз в ночь перед этим я читал об одном старце, умиравшем воистину мученически, поскольку он набрал на себя много чужих грехов. И я думал об о.Василии: да как же ты, батюшка, умирать будешь, если берешь на себя наши грехи?». Лишь великие Оптинские старцы и подвижники древности имели такое дерзновение. Отец Василий себя подвижником не считал. И речь идет о вынужденных действиях или о подвиге русского монашества в тех беспримерных условиях, когда лежали в руинах монастыри, не хватало священников, а у молодых иеромонахов от перегрузок рано пробивалась седина в волосах». «У вас, как у нас в сорок первом, – сказал отец одного инока, воевавший солдатом в Великую Отечественную войну. – Молодые да необстрелянные, а с эшелона — и прямо в бой». Словом, шел тот монашеский «сорок первый год», когда кто-то должен был ползти под танки и сходить ради спасения ближнего в ад».

«Дорог каждый день»

«Наш дом стоит на горе, и отсюда открывается очень красивый вид на Оптину пустынь, расположенную вдали за рекой, – вспоминает студент Петр Алексеев. – Отец Василий залюбовался видом и сказал: «Когда начнутся гонения, мы придем жить к тебе». И тут же пошел с батюшкой по саду, намечая, где можно поставить часовню и молиться здесь, если монастырь из-за гонений закроют. Меня поразило тогда, что они говорят о гонениях, как о чем-то реальном, и даже ГОТОВЯТСЯ к ним». Таково устроение монашеской души, чутко улавливающей дыхание опасности, еще неведомой миру. Вспоминают, что перед Пасхой инок Трофим читал книгу Сергея Нилуса «Близ грядущий антихрист или царство диавола на земле». Книга потрясла Трофима, и он зачитывал из нее отрывки друзьям. Кто-то при этом спросил его: «А ты не боишься, что тебя убьют?». Иеродиакон Серафим запомнил ответ: «Знаешь, я к смерти готов». В последнем письме к родным, еще далеким от церкви в ту пору, он умоляет их спешить в храм: «Дорог каждый день. Мир идет в погибель». О.Василий сказал в проповеди: «Кровь мучеников и поныне льется за наши грехи. Бесы не могут видеть крови мучеников, ибо она сияет ярче солнца и звезд, попаляя их. Сейчас мученики нам помогают, а на Страшном Суде будут нас обличать, ибо до скончания века действует закон крови: даждь кровь и приими Дух». А еще он сказал: «Каждый свершенный нами грех должен быть омыт кровью». Когда это свершилось, покойная ныне блаженная Любушка сказала: «Иначе участь Оптиной и многих была бы иной». На Пасху трое новомучеников были причастниками, и их кровь соединилась с кровью Христовой. Игумен Н. с братией осторожно стесывали с пола звонницы эту намокшую от крови щепу, настилая новый пол. И как когда-то в римском Колизее христиане бережно собирали песок с кровью мучеников, так и ныне люди благоговейно разбирали по щепотке землю, напитанную кровью о.Василья, и окровавленную щепу со звонницы. И дано было этим святыням разойтись потом по всей России и ладанках и мощевиках.

«Пасхальный пир»

У могил новомучеников на душе становится светло. Даже в воздухе будто что-то меняется, а в Оптиной говорят: «Здесь всегда Пасха». У Господа много святых, но эти свои, и все в их жизни для нас узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск Бога. Их жизнь похожа на жизнь многих – внешне обычную и вроде устроенную, но кровоточивую изнутри. Вся Россия ныне – кровоточивая, и на нашей многоскорбной державе, перепробовавшей на себе все учения и лечения от марксизма до мондевиализма, похоже, сбывается притча о кровоточивой жене: «много претерпела она от многих врачей, истощила все, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мк. 5, 26). Трое оптинских братьев – это молодая православная Россия, и вместе со всеми они вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с какой кровоточивая жена устремилась к Христу, уверовав, что исцелится, коснувшись его ризы. Не для того ли Господь прославил в чудотворениях трех оптинских новомучеников, отдавших жизнь за православную веру, чтобы услышала страдающая Россия глас Господа нашего Иисуса Христа: «Дерзай, дщерь, вера, твоя спасе тя»? Отец Василий был лучший канонарх Оптиной. Объятый радостью, он канонаршил на свою последнюю Пасху, выводя чистым молодым голосом: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». И поет братия, и поет весь храм: «Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая: Пасха таинственная…». «И словно срывается с уст возглас: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», – писал он в первую свою оптинскую пасху. – Что за великие и таинственные слова! Как трепещет и ликует душа, слыша их! Какой огненной благодати они преисполнены в Пасхальную ночь! Они необъятны, как небо, и близки, как дыхание. В них долгое ожидание, преображенное в мгновение встречи, житейские невзгоды, поглощенные вечностью, вековые томления немощной человеческой души, исчезнувшие в радости обладания истиной. Ночь расступается перед светом этих слов, время бежит от лица их… Храм становится подобен переполненной заздравной чаше. «Приидите, пиво пием новое». Брачный пир уготован самим Христом, приглашение звучит из уст самого Бога. Уже не пасхальная служба идет в церкви, а пасхальный пир. «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – звенят возгласы, и вино радости и веселия брызжет через край, обновляя души для вечной жизни». Новомученицы Оптинские Ферапонте, Трофиме и Василие, молите Бога о нас!

Из книги Нины Павловой «Пасха красная»

от 06.07.2021 Раздел: Май 2003 Просмотров: 574

—>

31.03.2021 00:17 974 image Чем паска отличается от пасхи и из чего готовят эти блюда?

В католической церкви и большинстве протестантских расчет даты ведется по григорианскому календарю, а в православной — по юлианскому. Поэтому у приверженцев разных направлений христианства праздник в большинстве случаев выпадает на разные дни.

В 2023 году Пасха состоится:

  • 16 апреля у православных;
  • 9 апреля у католиков и протестантов.

Какие традиции у православной Пасхи?

По традиции Пасхе предшествует 48-дневный Великий пост (в 2023 году он будет с 27 февраля по 15 апреля), последней неделей которого является Страстная седмица. В эту неделю вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. В Страстную субботу (в 2023 году она выпадает на 15 апреля) освящается пасхальная еда. В полночь с субботы на воскресенье проводится пасхальная служба.

Можно на Пасху идти на кладбище?

Далее начинается разговение после долгого поста — употребление пищи, которую нельзя было есть во время поста. В день Воскресения Христова на праздничном столе появляются блюда, которые готовят только раз в году: крашеные яйца, кулич и пасха (блюдо из творога). Освященную пасхальную пищу принято есть первой, а затем уже переходить к пище традиционной.

Следующий материал 01 мая 2021 14:00 &nbsp / &nbsp Обновлено: 01 мая 2021 20:26 9 28540 Общество Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

Пасха — главный христианский праздник и главное событие, давшее начало существованию христианства как всемирной религии. Праздник отмечается в память истории Воскресения из мертвых сына Божьего Иисуса Христа, который добровольно принес себя в жертву, искупив первородный грех и став Спасителем человечества.

Христианская легенда о воскресшем боге не является уникальной, это тема многих более древних религиозных культов земледельческих народов, связанных с сезонными циклами природы. Воскресение Христово так же, как и более древние культы, является символом и праздником весеннего возрождения природы.

Христианская Пасха событийно связана с еврейским праздником Песах, который посвящен Исходу из Египта. Постепенно христианская Пасха далеко отошла от своих еврейских корней и стала поистине всемирным праздником. О том, почему различные конфессии отмечают Пасху в разное время, читайте в материале ФАН.

Символы Пасхи

Символы Пасхи — это куличи, символизирующие церковь — дом Христа; крашеные яйца — символ вечной жизни и Воскресения; в западной традиции богатство и плодородие символизирует пасхальный заяц или кролик.

В православии неотъемлемой частью Пасхи являются крестный ход, традиция встречать Благодатный огонь, а также колокольный звон.

Пасха отмечается 40 дней, и все это время верующие обмениваются апостольскими приветствиями, которые звучат так:

«Христос воскрес! — Воистину воскрес!»

При пасхальном приветствии принято троекратно целоваться, однако из-за пандемии верующим советуют не злоупотреблять этой традицией.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

Традиции Пасхи

На Руси Пасху всегда отмечали широко. Это было время веселья, угощений, приема гостей, визитов, массовых гуляний и развлечений для детей и взрослых.

После пасхального богослужения принято разговеться кусочком кулича и крашеным яйцом, а также вином (последнее — не обязательно и, естественно, только для взрослых). Разговение символизирует окончание поста, при этом считается, что воскресший Христос радостно принимает всех, вне зависимости от того, постился человек или нет.

Церковь не одобряет такие пасхальные «забавы», как безудержное чревоугодие и злоупотребление алкоголем. Также церковь не рекомендует посещать на Пасху кладбища, поскольку это время, когда радость встречи воскресшего Христа не принято делить даже с усопшими близкими. Традиция посещать кладбища в первый день Пасхи во многом советская: тогда другие религиозные отправления были запрещены или не одобрялись властями.

Тем не менее власти и церковь с пониманием относятся к этой традиции, поэтому на Пасху повсеместно выделяется дополнительный транспорт до кладбищ.

По церковным правилам, после наступления Пасхи первым днем, когда стоит посетить кладбище, является Радоница, которая в 2021 году приходится на вторник, 11 мая (в некоторых регионах этот день объявлен выходным).

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

Что нельзя делать

На Руси считалось, что на Пасху нельзя грустить, проводить время в одиночестве, проявлять скупость, злиться, завидовать, а также поститься. Тем, кто без уважительной причины пренебрегал пасхальным весельем, сулили всяческие беды, неудачи в сердечных делах и утраты. В инфографике ФАН отражены некоторые народные традиции, связанные с Пасхой.

Поздравления с Пасхой для близких

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

Вернуться назад

Новости партнеров

Previous Entry | Next Entry

УЧАСТНИКИ ВЕЧНОЙ ПАСХИ Памяти убиенных на Пасху 1993 года Оптинских братий

УЧАСТНИКИ ВЕЧНОЙ ПАСХИ Памяти убиенных на Пасху 1993 года Оптинских братий Ольга Рожнёва Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святаго Христова Воскресения через мученическую кончину, сделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего. Патриарх Алексий II. 18 апреля 1993 г. Р.Абрамочкин. оптинские Новомученики Когда ко мне обратились с просьбой написать о братии, убиенной в Оптиной Пустыни сатанистом на Пасху 18 апреля 1993 года, сначала я растерялась. До 18 апреля – дня памяти – оставалась неделя. И хоть тружусь я на послушании в Оптиной Пустыни пять лет и знаю многих насельников монастыря, но успеть за неделю расспросить оптинских отцов первого призыва – обремененных многочисленными заботами духовников обители – представлялось нереальным. Прошло два, три дня, а я так и не смогла побеседовать ни с кем из отцов, знавших иноков, убитых на Пасху. Кто-то пообещал рассказать, но позднее, после поста, так как очень занят. Кто-то отказался, ссылаясь на то, что уже рассказал всё, что знал, и рассказ этот вошел в широко известную книгу «Пасха красная» Нины Павловой… Каждый день перед началом послушания стараюсь приложиться к мощам старцев Оптинских и поклониться убиенной братии – иеромонаху Василию, инокам Трофиму и Ферапонту. И вот сегодня, войдя в часовню Воскресения Христова – место упокоения убиенных, попросила: «Отцы дорогие! Простите, что дерзаю просить вас о помощи! Ясно чувствую недостоинство свое, но так хочется напомнить о вас людям, почтить вашу память и еще раз поклониться вам… Если можно, помогите, пожалуйста!» Оптинцы опытным путем знают, как скоропослушливы отец Василий, отец Трофим и отец Ферапонт, как хотят они, чтобы никто не ушел из обители неутешенным. И дальнейшие события могут стать еще одной страницей летописи о молитвенной помощи убиенной братии всем, кто обращается к ним. В этот же день я записала воспоминания о братии сразу трех человек. *** Иноки Трофим и Ферапонт Иноки Трофим и Ферапонт Иеромонах Роман, в то время просто оптинский паломник, был студентом Ростовского вуза. Когда он стал задумываться об иноческом пути, в храме ему посоветовали найти в Оптиной отца Ферапонта, который до монастыря также ходил в Ростове в кафедральный собор. Отец Роман вспоминает: – Я беседовал с иноком Ферапонтом дважды. Было видно, что он очень собранный. Углубленный в себя. Он деятельно занимался Иисусовой молитвой. А это сразу видно. Как видно? По сосредоточенности… Когда человек напряженно удерживает молитву, когда он старается быть в предстоянии перед Богом, это ощущается… Отсекаешь помыслы и хранишь молчание… Внутреннее и внешнее. Знаю людей, которые держали Иисусову молитву; в Оптиной были и сейчас, конечно, есть многие братия, которые стараются держать эту молитву, но ни у кого из них тогда не чувствовалось такой внутренней сосредоточенности, как у отца Ферапонта. Я стремился к внутреннему деланию, искал таких людей, и он был такой. Насколько он продвинулся в молитве – одному Богу известно. Но то, что он находился в этом делании, не подлежит сомнению. Великим постом я приехал в Оптину и, побеседовав с отцом Ферапонтом, спросил у него совета про себя самого. Но он не стал от себя ничего говорить, а отправил меня к старцу, отцу Илию. И старец благословил меня остаться в Оптиной на год, сказал поступать в семинарию. Я размышлял. А после убийства почувствовал такой духовный подъем! Знаешь, когда за Православие страдают, это очень вдохновляет! Понимаешь: они своей жизнью заплатили, а ты вообще ничего не сделал… Вот – рассказал. Поделился. А сейчас, извини, нужно идти служить панихиду. *** А спустя несколько минут воспоминаниями поделился иеросхимонах отец Серафим, в 1993 году – иеромонах Михаил: Отец Михаил в часовне новомучеников Отец Михаил в часовне новомучеников – Отец Василий, отец Трофим, отец Ферапонт – это люди, которые подвизались, искали Бога и созрели для вечной жизни. Отец Василий был ярким человеком, ему Господь даровал мощный дар проповеди, дар слова. А стихи духовные какие он писал! Молитвенник. На нем была такая благодать… Он шел впереди всех! Отец Ферапонт молился. Он и молчал, потому что молился. Когда молишься – не до суетных разговоров… У него в дневнике последняя запись – слова Исаака Сирина: «Молчание есть таинство будущего века». Царской силы был человек и физически, и духовно. Он каждую ночь вставал и творил пятисотницу. Ночью – отрывая время у сна. Пятисотницу ночью мало кто делает… На пол – телогрейку, чтобы звук заглушить от земных поклонов… Инок Трофим Инок Трофим Отец Трофим всегда всем помогал. Богатырь. На траулере работал… несколько коробок тяжеленных в одной руке нес. Он постоянно находился в доброделании. Божий человек. Все трое убиты подло – в спину. Многие чувствовали, что произойдет что-то страшное. Я после Пасхальной заутрени во Введенском храме шел в скит, чтобы готовиться к средней литургии. Шел, как обычно, дорожкой к скиту в предрассветной темноте, и вдруг почувствовал ужас. Он охватил меня так сильно! Никогда в жизни я не чувствовал такого ужаса! Отец Мелхиседек делился потом, что испытывал страшное уныние. А еще раньше, у храма, на меня вдруг вышли трое, в кожаных куртках. Они шли прямо на меня, и у них были такие взгляды, полные злобы, что я сразу подумал: «Убийцы!» Хотя еще ничего не знал о предстоящем убийстве. А там снимали фильм об Оптиной. И как раз – мощный луч света. И эти трое стушевались, развернулись, ушли в темноту. Я сейчас думаю, что тоже мог погибнуть. Но я был не готов тогда, и Господь не попустил. А они были готовы. На них печать Божия была – Господь взял лучших из нас. Их привезли потом на машине, а они лежали – как живые – мягкие, на лицах – мир и покой. Иногда говорят: «Убили первых попавшихся…» Нет. Они были избранники Божии. Умереть за Христа – это честь, которую еще нужно заслужить. Всё, сейчас будет Чин о Панагии. Помоги Господи! *** После послушания в этот день мне нужно было на почту. Приезжаю, а в почтовом отделении – огромная очередь. Душно, жарко. А тут еще передо мной стоит пожилая женщина очень словоохотливая… Я, уставшая, отвечаю неохотно, а потом вслушиваюсь в ее слова и понимаю, что эта встреча – неслучайна. И рассказывает она мне – о чудесной помощи убиенной братии! Вот что поведала мне Галина Дмитриевна, жительница Козельска: – Тяжело стоять, жарко… Ну, ничего… А ты, милая дочь, в Оптиной, небось, трудишься? Как узнала? Ну, вас, оптинских, видно: молодые сейчас нечасто юбки длинные и платки носят… Я раньше в монастыре часто бывала… Да… Сейчас вот редко езжу, а раньше часто… Почему редко? Думаешь: сколько мне лет? Не-ет. Не семьдесят. Мне восемьдесят лет! Так что уже тяжело… В ближний храм хожу. С мужем. У меня три года назад муж появился! Может, тебе это и забавно покажется: в такие годы замуж выходить… Но ты сначала послушай… В жизни у меня много скорбей было. Росла с мачехой. Она меня не любила. Обижала очень. Потом замуж вышла, а муж пить начал. Тоже сильно обижал. А потом дети выросли, разъехались далеко, муж умер. И осталась я совсем одна. И была у меня такая скорбь – одиночество… Вот как-то, три года назад, приехала в Оптину, смотрю: а там люди окружили отца Илия. Знаешь старца Илия? Я тихонько подошла. А он вдруг ко мне поворачивается: «Как поживаете, матушка?» А я смутилась и отвечаю: «Да вот старая уже, а пожить еще хочется…» А он улыбается и спрашивает: «Двадцать лет хватит?» А мне как раз семьдесят семь исполнилось. Я и выдала: «Тогда уж, батюшка, двадцать три – чтобы как раз до ста лет дожить!» Он улыбнулся. Я унывала, а от его улыбки – сразу легче на душе стало. Пасха в Оптиной пустыни. 1990 г. В центре отец Василий, справа отец Илий. Фото: Оптина.Ru Пасха в Оптиной пустыни. 1990 г. В центре отец Василий, справа отец Илий. Фото: Оптина.Ru Пошла в часовню к убиенной братии. Смотрю: там девушка записку за крест прячет. Я у нее спрашиваю: «Что это вы делаете?» Она засмущалась, но всё же отвечает: «Вот, прошу у отцов помощи… Они помогают… Господь их слышит…» И вышла из часовни. Подумала я, подумала, и тоже решила написать записку. Вслух поделилась: «Отцы наши дорогие, любимые! Вот, пока нет никого в часовне, я вам расскажу… Так мне тяжело одной, так одиноко! Помогите, пожалуйста! Знаете, жизнь несладкая была. И пролетела так быстро! Может, еще поживу, даже и лет двадцать… Только тяжело мне очень одной… А еще домик я хотела продать. Никак не продается… Давно уж… Помогите, если можно…» Это я сказала, а в записке только и написала: «Очень одиноко мне. Раба Божия Галина». И что ты думаешь, милая дочь?! Не прошло и недели, как продала я очень удачно домик! И на этой же неделе познакомилась я со своим дедушкой! Где? А в храме! Дедушка у меня, знаешь, какой хороший! Георгий! В честь Георгия-Победоносца! Очень верующий и добрый человек. Ветеран войны… И так мы с ним хорошо зажили, что теперь и умирать не хочется… Вот, три года живем… Мне – 80, ему – 86. Может, кто-то и думает, что в таком возрасте спутник жизни не нужен… Только нам так хорошо вместе! После моего одиночества мне это так утешительно! Утром он встанет и (я-то забываю часто, а он – никогда) всегда сам святой воды попьет и частицу просфоры скушает и мне принесет. На службу в храм всегда вместе ходим. Еще гуляем вместе, природой любуемся… Иногда ночью он встанет, я тоже проснусь, смотрю: а мой дедушка уже – у икон, стоит, тихонько молится… И так мы и живем мирно, дружно – отец Василий, отец Трофим и отец Ферапонт обо мне позаботились! Очередь моя подходит… Видишь, сколько я тебе рассказала… *** Часовня на могиле новомучеников Часовня на могиле новомучеников Вот такие три рассказа. И закончить мне хотелось бы стихами отца Василия на смерть иеромонаха Рафаила. Звучат стихи так, как будто написаны о нем самом и об иноках Трофиме и Ферапонте: Нашел бы я тяжелые слова О жизни, о холодности могилы, И речь моя была бы так горька, Что не сказал бы я и половины. Но хочется поплакать в тишине И выйти в мир со светлыми глазами. Кто молнией промчался по земле, Тот светом облечен под небесами. Отец Василий, отец Трофим, отец Ферапонт, молите Бога о нас, грешных! Ольга Рожнёва

Recent Posts from This Journal

  • ЛИСТАЮ ВЕТХИЕ СТРАНИЦЫ…стихи

    ЛИСТАЮ ВЕТХИЕ СТРАНИЦЫ, ПЕРЕВОРАЧИВАЮ ЖИЗНЬ… РОСА УПАЛА НА РЕСНИЦЫ… ЗОВ СЛЫШУ ЧЕЙ-ТО:»ТЫ ДЕРЖИСЬ!» И СТОЛЬКО В ТОМ ПРОСТОЙ ЗАБОТЫ, ЖИВОГО…

  • В этот день 3 года назад

    Этот пост был опубликован 3 года назад!

  • В этот день 5 лет назад

    Этот пост был опубликован 5 лет назад!

Buy for 10 tokens Journal information Current price10 LJ Tokens Social capital Friends of101 Duration24 hours Minimal stake10 LJT Rules View all available promo Подумай… Сколько трагических, нелепых и вместе с тем страшных «случайностей» происходит именно из-за этого — отсутствия привычки спрашивать себя: что я делаю, зачем, к чему это может привести? Какое полезное, какое жизненно важное правило: не делать, не подумав! И при том рациональное: мы ведь огромное…

Profile

Nadezhda

Latest Month

June 2021
S M T W T F S
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by

Праздник Пасха стал для любого христианина главным событием среди многочисленных религиозных торжеств. Пасха в 2021 году празднуется в самом начале месяца: второго мая. По-другому это событие называется также Светлое Воскресение Христово. И связано оно с Воскресением Иисуса после смерти и последующим его вознесением над бренным миром после того, как этот самый мир не принял своего Спасителя, жестоко и банально распяв его на кресте.

Содержание

История праздника Пасхи

Стоит заметить, впрочем, что праздник этот начали отмечать задолго до воскресения Иисуса Христа. Изначально для иудеев это был праздник Песах (в пер. с евр. пощада, прохождение), посвященный описанному на страницах Ветхого Завета исходу еврейского народа из Египта.

Около четырех веков иудеи находились в рабстве у египетских фараонов, занимаясь тяжелым трудом по строительству новых городов. И вот, наконец, по зову Господа израильтянам под предводительством Моисея удалось покинуть ненавистный Египет в поисках новой земли обетованной…

Накануне исхода, ночью и совершилась первая, по сути, пасхальная трапеза – Пасха Господня, иудейская «Пасха ожидания», Песах, когда Господь прошел мимо помеченных жертвенной кровью домов иудеев, пощадив их народ и дав ему возможность спастись, в то время как жилища египтян не смогли уберечь от расправы своих египетских первенцев.

В этой ранней Пасхе содержался великий, заложенный свыше смысл: Божественная поддержка одного народа, иудейского, в избавлении его от рабства духовного (египетского) как бы устаревает, становясь ветхой и сменяется вечным союзом божественного начала со всеми народами: Ветхий завет переходит в Новый завет.

Так, в течение последней своей Пасхи Христос на Тайной вечере своими словами и действиями меняет смысл всего праздника. Теперь пасхальная жертва, по сути, — он сам, идущий на заклание ради спасения и очищения уже не одного некогда избранного народа, но всего человечества. И его Исход — это новый, великий Исход из Царства смертных в Царство света и вечной жизни Бога-Отца.

Предшествует этому событию последняя, седьмая, она же страстная неделя с ее Великим Четвергом, когда на Тайной Вечере впервые произошел обряд Евхаристии. С днем траура и скорби, называемым Страстная Пятница: именно в Страстную Пятницу, что следовала после Тайного вечере, в соответствии с Библией, Иисуса Христа осудили и распяли. И после — Великая Суббота: тишина, покой и ожидание, после чего и наступает, собственно, Христово Воскресение.

Как определяется дата Пасхи, и почему она постоянно меняется

В наши дни Пасха – это событие переходящее. Дата праздника в разные годы меняется и исчисляется по лунному и солнечному календарям. Пасхальное торжество происходит обычно по окончании первого полнолуния, которое, в свою очередь, происходит после дней весеннего равноденствия. Хотя в Ветхозаветные времена Пасха отмечалась каждый год именно 14-го числа месяца Нисана. Именно тогда приносили пасхальную жертву: убивали жертвенных агнцев.

С этой же датой, 14-го числа, связано и жертвоприношение Христа, хотя, по факту, он был распят в пятницу, 15-го Нисана. Говоря об иудейской хронологии, стоит учесть, что древние иудеи пользовались лунным календарем, который по своему датообразованию короче, чем солнечный, примерно на одиннадцать дней.

В результате, одинаковые фазы луны в разные годы попадают на разные даты солнечного календаря. Отсюда как постоянство в датах самой ранней Пасхи — иудейской, так и ежегодные разночтения этих самых дат самой поздней Пасхи — христианской, исчисляемой по солнечному календарю.

Почему отличаются даты православной и католической Пасхи

Эти даты отличаются друг от друга потому, что католики и православные также живут по разным церковным календарям. Еще в 1582-м году католиками было принято решение пользоваться новым, Григорианским календарем. Православные же по-прежнему используют календарь Юлианский: именно он является, в этом случае, основой православного летоисчисления.

Отсюда понятия Новый и Старый стиль в летоисчислении разных церковных традиций. И совпадают эти традиции, как доказали математики, лишь на тридцать процентов.

И такое совпадение в обозримом будущем ждет нас лишь 20 апреля 2025-го года.

Празднование и значение Пасхи у православных христиан

Итак, православная Пасха в 2021 году будет отмечаться, как мы уже говорили, 2 мая.

После католической и армянской Пасхи, которые праздновались в этом году 4 апреля, почти на месяц раньше. Тем не менее, Воскресение Христово не меняет, в связи с этим, своей сути. Этот праздник давно уже стал достоянием всей христианской цивилизации, символизируя собой некий свет в конце тоннеля, показанный людям Иисусом.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Happy Easter! — человечество произносит в этот день поздравления друг другу в разных странах и на разных языках, но суть этого действа не меняется: люди празднуют чудесное Воскресение Господа-человека в надежде, что так же смогут воскреснуть когда-нибудь и они сами. И эта их многотрудная земная жизнь — не есть для них нечто окончательное и бесповоротное…

Пасхальное Богослужение и молитвы

Пасха Христова не была бы таким ярким и незабываемым торжеством без ее удивительных традиционных богослужений и проникновенных молитв. Кажется, на сутки люди забывают весь свой прагматизм, переходящий время от времени в цинизм, и — смирено опускаются на колени перед непостижимым таинством…

И стирается на это короткое время грань между сильными и слабыми мира сего… Все люди становятся смиренными сынами и дочерьми Божьими.

Обычно торжественное Пасхальное богослужение проводится в ночное время. Оно представляет собой удивительную сложную церемонию, со множеством ритуалов и обрядов. Каждая часть этой церемонии имеет свое название и свой сокровенный смысл.

Так, вначале происходит действо так называемой службы-Полунощницы

В ее процессе священнослужители несут в алтарь Плащаницу и кладут ее на престол. Далее подготавливается Крестный ход. Торжественные, облаченные в праздничные церковные одеяния священники и их помощники, с крестами, иконами и святым Евангелием покидают храм, собирая за собою огромные процессии верующих с зажженными свечами…

Этот Крестный ход трижды обходит храм, воспевая в молитвах воскресшего Господа. Исполняются при этом специальные пасхальные молитвенные песнопения: кондак, акафист, стихира, тропарь…

…Когда-то, очень давно, еще будучи студентами,

мы пробирались с друзьями сквозь милицейские (тогда еще) кордоны к церкви — и молча наблюдали, как самые отчаянные из горожан, несмотря на запреты и гонения, все же, принимали участие в этих торжествах и песнопениях…

Некоторых из этих людей в последующие дни вычисляли и торжественно изгоняли с работы или учебы; на человеке ставилось то или иное антисоциальное клеймо «несоответствующего» той или иной социумной линии… Кто-то, в результате, во избежание еще худших последствий, признавал себя заблудшей овцой и клялся больше так не поступать… Кто-то упрямо не соглашался с этим молчаливо-убедительным правом на официальное забвение…

Времена изменились. Сегодня те, кто исключал и прогонял — сами стоят ночами в храмах, являя всем своим обличьем агнцев Божиих…

Но не будем о грустном. Ничто не вечно под луной, а в социуме — тем более: то, что вчера было крамольным, сегодня стало похвальным. Что будет завтра? Скорее всего, — дальше все снова пойдет по кругу.

А если уж и говорить о по-настоящему вечном — то как раз об этом и рассказывает нам этот удивительный праздник Пасхи или Воскресенья Господнего, где Утреня начинается в полночь.

Благодатный огонь

Перед самой Пасхой, в Великую Страстную Субботу, в Иерусалиме, в храме Воскресения на Голгофе (так называется древняя гора), из года в год происходит схождение Благодатного огня.

Именно на этом месте и был, по свидетельствам, распят Иисус Христос. Здесь же, в каменной пещере, он и был погребен. Благодатный огонь выносит из недр храма греческий Патриарх и передает полыхающую святыню другим священнослужителям. Огонь заполоняет храм, переходя из рук в руки присутствующих там людей. Тысячи прихожан стекаются сюда в это время со всего мира, чтобы стать частью и свидетелями этого удивительного процесса, возрождающегося каждый год снова и снова уже на протяжении многих тысячелетий.

Чаши с благодатным огнем передаются через дипломатические каналы по разным странам, чтобы каждый человек в любой точке христианского мира мог прикоснуться к этому удивительному откровению.

Традиции празднования Христова Воскресения

Воскресение Христово — праздник, когда забываются склоки, раздоры и люди вспоминают, что есть в этом мире нечто большее… Не оттого ли с таким трепетным постоянством из года в год по всему миру совершаются эти древние пасхальные традиции?..

Что делают люди на пасху? В разных странах — разное. Точнее, — одно и то же, но по-разному. Традиционные символы пасхи — это, прежде всего, крашеные яйца (а в Англии и некоторых европейских странах, например, и яйца из шоколада); печеные куличи, творожные пасхи.

Я уже рассказывала как-то на страницах одного из своих блогов, как проходил пасхальный ужин в одном из старинных домов русской эмигрантки в Сеуле. Думаю, узнать об этом тоже будет интересно.

Ну, а возвращаясь к нашей теме, добавлю, что все эти праздничные яства люди подготавливают накануне праздника и несут на пасхальную службу в церковь, чтобы их освятил священник. И только после этого, по окончании торжественной церемонии пасхального Богослужения, люди возвращаются в свои дома и приступают к праздничному ужину (или уже завтраку).

Символы Пасхи

Все блюда праздничной трапезы и пасхального стола являются, по сути, теми или иными пасхальными символами. Из дрожжевого теста выпекаются пышные, упругие куличи и специальный хлеб — артос: кислое квасное тесто, из которого его выпекают, будто бы снова восстанавливается, оживая в руках хозяйки…

Крашеные яйца— символ, имеющий в своей основе древнюю библейскую историю, когда Мария Магдалена, желая сообщить императору Тиберию о Христовом Воскресении, принесла ему в дар обычное яйцо. Тиберий, естественно, усомнился в том, что Воскресение в принципе возможно, сравнив ситуацию, опять же, с белым яйцом, которое не может в одночасье стать красным…

Но — именно это потом и произошло у него на глазах: подарок Марии в руках Тиберия стал красным…

Кроме того, само по себе яйцо в пасхальной символике является символом новой жизни: гроб — скорлупа, и новое бытие — внутри яйца. Ну и, конечно же, в праздник принято украшать чистые дома так же освященными в церкви цветами.

Народные обычаи, приметы, поверья и суеверия на Пасху

Как и во время других праздников, любое событие, происходившее в жизни или в природе, наделялось особым смыслом.

  • Ожидали хорошего урожая, если зимний снег к пасхе растает полностью;
  • Кормили хлебом пернатых, ожидая, что это принесет богатство и удачу;
  • Стремились увидеть рассвет в первый пасхальный день, а с ним и встретить удачу в делах;
  • Хозяйки соревновались в том, чтобы испечь самый вкусный пасхальный хлеб: все хотели благополучия в доме;
  • Свеча, зажженная на службе в храме, должна быть потушена по выходу из него: она не должна потухнуть во время службы.

Ну и, конечно, в этот день все старались больше проводить времени со своими близкими, освобождая себя от рутинной домашней работы. Писали друг другу пасхальные поздравления и стихи, дарили друг другу подарки на Пасху.

Христос Воскресе!

Наталья Громова Автор и создатель сайта Extranorm Pro Рекомендуем прочитать Летнее солнцестояние: миф или наука? Когда отмечают в 2021 году этот праздник Зороастризм: краткое описание древнейшей религии в популярном изложении Вербное воскресенье и Вход Господень в Иерусалим Великий Пост: история, даты и его сокровенная суть

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий