21 сентября- День воинской славы России, день Победы русских Полков в Куликовской битве (1380г.)

Куликовская битва — одно из главных сражений в нашей истории — состоялась в этот день ровно 640 лет назад. «Утро на поле Куликовом». А. Бубнов.

Что привело к Куликовской битве, которая произошла, когда влияние Орды на русские княжества было на пике?

Великий князь Дмитрий Иванович в начале своего княжения совершил поездку к хану, чтобы подтвердить ярлык — разрешение княжить. В то время в Орде нарастали междоусобицы и Дмитрий почувствовал: настал момент, когда можно объединиться против ордынского ига.

Что вы знаете о Дне Бородина?

В 1374 году он отказался выплачивать дань и перешел к открытому противостоянию с золотоордынцами.

В 1377 году московско-нижегородское войско, которым руководил Дмитрий Боброк-Волынский, осадило город Булгар, обязав выплатить дань. А спустя год уже Дмитрий Иванович нанес поражение ордынцам на реке Воже.

Усугубление отношений привело к тому, что 8 сентября (21-го по новому стилю) 1380 года у слияния Непрядвы и Дона собралось от 15 до 30 тысяч ордынцев и от 10 до 15 тысяч русских. Под руководством князя Дмитрия Ивановича и его воевод русское войско разбило орду Мамая.

Сам князь принял участие в сражении — об этом говорится в «Сказании о Мамаевом побоище» — и с победой вернулся в Москву. А что еще вам известно о Куликовской битве? Вот несложный тест «Родины» о той сложной и славной победе:

В этот день, 8 сентября, на Куликовом поле, неподалеку от впадения реки Непрядвы в Дон, полки, постоявшие «за веру православную», разбили войско темника Мамая, угрожавшее русским княжествам новым разорительным нашествием. Пожалуй, только две даты из нашей древней истории так врезались в народную память, что их юбилеи и спустя столетия интересуют не только научные круги. Они становятся событиями общественной жизни. Это Крещение Руси и куликовская победа. О ней и вспоминают «Известия» — 640 лет спустя.

Загадки битвы

Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович был выдающимся полководцем и собирателем земель. Незаурядной личностью был и его противник. В ряду именитых деятелей Золотой Орды Мамай занимает особое положение — энергичный политик, военачальник, авантюрист, который, вероятно, мог бы придать своему государству новый импульс развития.

image

Фото: РИА Новости/Евгений Леонов Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий I Иванович, прозванный Донским за победу в Куликовской битве image Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров Миниатюра «Начало Куликовской битвы» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

В разгар битвы, когда ордынцы теснили московскую конницу, Владимир Храбрый хотел броситься в бой, но опытный воевода Боброк остановил его. Проявив выдержку, они пошли в атаку, когда тумены Мамая оказались в ловушке. Засадный полк налетел на них с тыла, сметая врага на своем пути. Победа войск Боброка и Владимира вдохновила и другие русские полки, они поддержали атаку. Воины Мамая сотнями тонули в реке, а его главные силы беспорядочно отступали.

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров Миниатюра «Куликовская битва. Удар по татарам наносит засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

Среди последствий Куликовской битвы и полного крушения планов Мамая — усиление хана Тохтамыша, далекого потомка Чингисхана, которому удалось объединить значительные силы и через два года после Мамаева побоища снова принудить князя Дмитрия к выплате дани.

Да, куликовская победа не уничтожила зависимость Руси от Орды, хотя и значительно повысила статус Москвы в глазах ордынских ханов и темников. Так, Дмитрий Иванович передал великокняжескую власть сыну по собственному завещанию, без оглядки на хана. И Орда была вынуждена «проглотить» это решение русского князя.

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров Миниатюра «Отпевание и погребение русских воинов, павших в битве на Куликовом поле» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века Фото: commons.wikimedia.org Танковая колонна «Димитрий Донской». 1944 год

О поле, поле Куликово,

Врага ты видело какого!

Здесь бились русские полки,

И пахари, и рыбаки;

Удары грудью принимая,

Они свершили свой обет:

Им показала свой хребет

Орда свирепого Мамая!

Так писал Демьян Бедный, который прежде ратовал за полное забвение всех традиций «проклятого прошлого», кроме революционных. Но в годы Великой Отечественной он прославлял русских витязей…

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_4

Указатель места расположения русских воинов перед началом Куликовской битвы. Тульская область. 1 августа 1980 года

Фото: ТАСС/Сергей Белявый Голову иметь надо: как в России впервые отменили смертную казнь При Елизавете Петровне официально не казнили ни одного преступника

В 1980 году в Советском Союзе достаточно широко отмечалось 600-летие битвы. Для «русской партии» это был достойный повод показать, что в истории нашей страны была не только революционная героика… Можно долго перечислять книги — от научных до детских — изданные под эгидой этого юбилея. В тот год на экраны вышел впечатляющий патриотический мультфильм о Куликовской битве — «Лебеди Непрядвы». И — что немаловажно — появились многочисленные игрушки, наборы солдатиков. Витязь, победивший на Куликовом поле, стал героем детских игр. Именно поэтому ему не грозило и не грозит забвение.

Святой и благоверный

В 1988 году в СССР, в годовщину тысячелетия Крещения Руси, 4-й Поместный собор Русской православной церкви причислил к лику святых девятерых человек, оставивших глубокий след в истории церкви и России. Это была первая канонизация в истории Русской православной церкви советского времени. Восемь из них имели прямое отношение к церкви — это и митрополит Макарий Московский, и иконописец Андрей Рублев, и юродивая Ксения Петербургская. И лишь один был князем, политиком и воином — Димитрий Донской. И дело не только в том, что в народе его — защитника веры и Отечества — почитали как святого защитника русской земли еще с XV века. Важно было подчеркнуть церковное почитание одного из национальных героев, не забытых и в советское время.

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_5

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Монумент в честь победы русских воинов на Куликовом поле

Фото: ТАСС/Сергей Белявый

Димитрий был глубоко верующим человеком, современником, а возможно, и духовным чадом Сергия Радонежского. Во всех сражениях с татаро-монголами он в первую очередь защищал «веру православную». И стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского. При этом он обладал умом цепкого политика, умело отстаивал интересы Москвы — не только мечом, но и переговорами, даже угрозами.

Таким он был, святой и благоверный князь, главный герой Куликовской битвы. Человек, ставший знаменем своего народа — на века.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Читайте также

Куликовская битва – не просто сражение, а своего рода базис всех побед русского оружия. О какой бы более поздней победе мы не говорили, аналогии с полем Куликовым будут всегда приходить на ум. Все «первоэлементы» будущих победоносных противостояний с внешним врагом заложены в истории Мамаева побоища:

  • надвигающаяся вражеская орда (в которой не только агрессивный Восток, но и коварный Запад, в виде пресловутых генуэзских арбалетчиков);
  • религиозная составляющая (не только благословение на бой от св. Сергия Радонежского, но и видения Дмитрия Донского, которым мы обязаны Николо-Угрешским монастырем в г. Дзержинске, и «участие» в битве Донской иконы Богоматери);
  • упорная, отчаянная оборона передового и большого полков, стойкость на грани гибели;
  • превозмогание;
  • гибель предводителей, «смерть» и чудесное спасение главнокомандующего;
  • яростная неудержимая контратака и общее наступление с захватом вражеской ставки.
Адольф Ивон «Куликовская битва»

Не случайно именно этому событию посвящены сотни романов и тысячи исторических исследований. Из научно-популярных рассказов о поле Куликовом стоит отметить одноименные книги:

  • Вадима Каргалова;
  • Александра Щербакова;
  • Анатолия Кирпичникова;
  • Виктора Поротникова.

О Куликовской битве пишут не только военные и историки, но и богословы, и политики, и представители других наук. После «переоценки ценностей» в 90-ые, роль «Мамаева побоища» в истории России осталась неизменной, хотя все остальные координаты «ценностей жизни» тогда пробовали сместить. Напротив, благодаря 90-ым появилась, симпатичная лично мне, версия о роли рязанского князя Олега: он не был предателем общерусских идеалов, именно его рать сдерживала польско-литовские полки Ягайло! И потом получил от победивших «москвичей» удар в спину.

И только лингвисты и археологи очень неохотно поднимают эту тему. Ещё в советское время академик Д.С. Лихачев доставил себе немало неприятностей, когда объявил «Задонщину» плагиатом, точнее, словами академика, «механическим заимствованием» «Слова о Полку Игоревом».

И. Ф. Афремов «Куликово поле : с реставрированным планом Куликовской битвы в 8-й день сентября 1380 года : отрывок из исторического обозрения Тульской губернии»

Для археологов же Куликовская битва – одно из тех единичных случаев, когда современной науке до сих пор не известны ни место боестолкновения, ни оружие, которым пользовались. Из общеисторических источников всё это известно, но вот ни одной археологической находкой не подтверждено!

Не локализировано и место сражения, что вынудило современных историков резко сократить общее количество участвовавших в битве сил. Если на основе средневековых источников долгое время считалось, что в Мамаевом побоище участвовало 400 тысяч (!) русских против 800 тысячной группировки Орды и союзников, то уже в советское время число сражавшихся сократилось до 150 тысяч. Сегодня считается, что битва была между 6-7 тысячами русских дружинников и примерно таким же количеством ордынцев.

Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище»

Фальшивые вожди

Прежде чем удариться в сопоставление археологических фактов, необходимо отметить, что Куликовская битва и с самого начала сопровождалась тегом «интриги, расследования». Прежде всего это касается легитимности Мамая и его ставленников и законности их требований к «русскому улусу». А во вторую очередь – скандального поведения великого князя Дмитрия Иоанновича, отказавшегося от руководства войсками.

Что касается «гургена» (зятя Чингизидов) Мамая, тут всё просто: одержи он верх – не над Русью, это как раз неважно! – над Тохтамышом, то поставленный им хан из чингизидов («батуидов») считался бы вполне законным. Но в момент похода Мамая на Русь из двух кандидатур Тохтамыш был более легитимен.

В том и состояла уникальность политической ситуации, великолепно использованная русскими политиками, что Москва поймала момент, когда Орду можно было побеждать безнаказанно, не вызвав ответного карательного похода Великой Степи на русские города.

Вастлий Сазонов «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

С Дмитрием Иоанновичем «всё не так однозначно». К великому князю не может быть вопросов, если битва происходила так, как считают современные историки XXI столетия: получасовая встречная сшибка многотысячных конных дружин на тесном пересеченном пространстве. Тогда князю не было нужды руководить ходом баталии.

Если же придерживаться мифологической концепции, Дмитрий Иванович предстает перед миром как уникальный главнокомандующий-дезертир: простая честь и банальный разум требовали, чтоб Великий Князь не скрывался – пусть и на «передовой», — а всё же руководил ходом битвы.

То есть – пусть и имея переодетого телохранителя (у короля Иоанна в битве при Пуатье была дюжина телохранителей в королевских платьях), но стоял бы под знаменами, куда могли собираться вестоноши с донесениями о ходе боя, откуда можно было бы отдавать приказы.

Так что, наверное, не случайно «Донским» великого князя назвали спустя много лет после битвы, а изначально летописи зафиксировали прозвище «Донской» за его «кузеном» Владимиром Андреевичем. И не случайно «пробить» канонизацию Дмитрия удалось только при Горбачеве, в 1988-ом, хотя, казалось бы…

Михаил Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Куликовская битва: фейк-ньюс о битве при Воже?

Пожалуй, есть только одно достаточно реальное подтверждение тому, что боевое столкновение в 1380 году имело место быть. Это длинный список бояр московских и удельных князей, погибших в этом сражении. И Тимофей Волуй, и князья Белозерские, да и тот же М. Бренок – личности яркие и известные, но более в летописях не упоминающиеся.

Правда, сами списки погибших сильно отличаются в различных вариантах «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». Воевода Дмитрий Монастырев и вовсе успел погибнуть как на Куликовом поле, так и… за год до того, в победоносном асказан.

Стоп!

Странное дело, но сражение при реке Воже закрывает все вопросы к Куликовской битве.

  • На Куликовом поле не найдено ни оружия, ни захоронений? – они есть на Воже!
  • На стыке Дона и Непрявды археологи (да и честные историки) отчаялись отыскать Мечу, Чуров (Щуров) и Михайлов, между которыми произошёл собственно бой? – Населенные пункты с такими названиями известны на Оке (Воже)!
Рукопись «Сказание о Мамаевом побоище»

И так далее: если допустить, что Куликовская битва это «фейк-ньюс» на основе разгрома Орды на Воже, проясняется несоответствие самой даты «вымышленного сражения» материалам арабских хроник, согласно которым Тохтамыш разбил Мамая весной 1380-ого года, следовательно, тот никак не мог ни с кем воевать осенью, когда, якобы, повел орду на Русь.

Впрочем, разбираться в этом туманном вопросе можно долго. Так, «новые историки» Фоменко и Носовский отыскали воинские захоронения времен Мамаева побоища: они нашли их … в Москве (!), окрест церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Этот неопровержимый факт позволил им построить теорию о том, что «Куликовская битва» была под Москвой.

Автором же остроумной гипотезы о тождественности вымышленного позже (скорее всего, любящим сыном и действительно мудрым политиком, великим князем Василием Дмитриевичем) «Куликовского сражения» и битвы на Воже является писатель Н. Бурланков. Его версия симпатична тем, что её невозможно опровергнуть с имеющимися на сегодня данными.

Именно так находят объяснения очевидные противоречия, заложенные в «канон» описаний Куликовской битвы:

  • Как могли Мамай и Ягайло уйти за тридевять земель от своих границ к Дону, если у Мамая было в 1380-ом году важнейшее для него и принципиальное противостояние с Тохтамышом, а у Ягайло – с Кейстутом?
  • Как мог отлученный от православной церкви князь Дмитрий Иванович получить благословение от ограбленного им митрополита Киприана и от поддержавшего Киприана старца Сергия?
  • Какого беса делали на Дону пресловутые генуэзские арбалетчики, если в 1380-ом году Генуя напрягала последние силы в борьбе с Венецией?
А. Н. Новоскольцев «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем»

Те, кто не доверяют обзорным статьям «в интернетах» рекомендую прочесть книги:

  • Владимир Егоров «Загадка Куликова поля или битва, которой не было»;
  • Николай Бурланков «Куликовская битва или битва на Воже?»;
  • Александр Широкорад, «Куликовская битва и рождение Московской Руси».

Тем, кому интересна версия о столкновении чисто конных профессиональных дружин по 5-6 тысяч с каждой стороны, рекомендую смотреть на ютубе рассказ Клима Жукова о Куликовской битве, археологических доказательствах и общей реконструкции хода сражения.

Куликовская битва — знаменательное сражение в истории Российского Государства, происходившее в 1380 году 8 сентября. Считается, что битва на Куликовом поле положила начало “сбрасыванию” власти Золотой Орды на русскими. 

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы,  произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Это интересно: Сообщение о Куликовской битве (вариант 2)

Дмитрий Донской

Дмитрий был родным внуком Ивана Калиты – князя, известного как «собиратель земли русской». При Калите княжества начали подтягиваться к Москве, вступая в союз с нею и признавая её главенствующую роль. Иван Калита где силой, где мирным путём (Ярославское княжество, к примеру, было Москвой попросту куплено) присоединял к Москве все новые и новые земли. Ко вступлению Дмитрия на престол было понятно, что Москва будет играть ведущую роль в дальнейшей судьбе Руси. Правда, у неё были и соперники, в числе которых – Суздальско-Нижегородское княжество.

Опекал малолетнего Дмитрия митрополит Алексий – человек мудрый, сильный политик. Он сумел внушить своему воспитаннику мысль о необходимости создать союз русских княжеств, потому что только так можно было противостоять общему врагу – Золотой Орде.

Участники Куликовской битвы со стороны Золотой Орды

Челубей — один из “любимцев” хана Мамая. Считается, что Челубей причислен к отряду тибетских монахов, которые сражались на равне с обученными воинами. Любимый батыр Мамая был обучен искусству боя, поэтому он и вышел “представлять” свое войска в схватке с Пересветом. 

Хан Мамай — один из величайших правителей Золотой Орды, чья власть держалась в период с 1361 по 1380 годы. Мамай был известным и жестоким правителем, но его войско потерпело поражение в битве с отрядами Дмитрия Донского. 

Куликовское сражение положило начало обратному сплачиванию русского народа. Феодальная раздробленность не позволяла скинуть Орду, потому что не хватало сил для подавления армии. На Куликовом поле собрались люди из разных княжеств и городов, — из Рязани пришел всего один человек. 

Таким образом, победа в Куликовском сражении подняла патриотический дух всех людей Руси. Слагали легенды о Мамаевом побоище, песни и рассказы о силе воинов, о мужестве русского князя. 

Предыстория Куликовский битвы

Дмитрий Иванович имел мощного соперника в деле объединения княжеств в лице главы Суздальско-Нижегородского князя Дмитрия Константиновича, который предпринял поездку в Орду, чтобы добиться для себя ярлыка на великое княжение. Ярлык ордынцы ему дали, однако Дмитрий тоже отправился в Орду и смог настроить правителей на противоположный ход: ярлык в итоге был пожалован ему, и он стал законным представителем верховной власти на русских землях.

Соперничество между двумя князьями прекратилось, Дмитрий Константинович признал первенство Дмитрия Ивановича.

Между тем Золотая Орда тоже менялась. Если когда-то, сто лет назад, это было кочевое государство со строгой иерархией и незыблемой властью хана, то теперь Орду то и дело потрясали междоусобные войны. Распри между ханами за первенство ослабляли Орду, и ей всё труднее становилось удерживать за собой положение лидера, которому безоговорочно подчинялись завоёванные государства.

Таким образом, к 60-м годам XIV политическая раскладка изменилась, Русь почувствовала, что сопротивление Орде не только возможно – оно неизбежно.

Подготовка к сражению

Мамай основательно подготовился к выступлению. Он рассчитывал не только на свои силы, но и на помощь союзников. В качестве последних, он привлёк литовского князя Ягайло, в распоряжении которого находилось 6-тысячное войско.

В конце лета 1380 г. Мамай вышел из Орды и двинулся к верховьям реки Дон. Он надеялся по дороге встретиться с союзниками и идти дальше, однако те запаздывали. Мамай предполагал также что ему поможет рязанский князь, принявший его сторону.

Московский князь Дмитрий Иванович принял меры по недопущению встречи Мамая и его пособника из рязанского княжества, в итоге нападающая сторона осталась лишённой подкрепления.

Зная о приближении Мамая, Дмитрий Иванович максимально подготовился к предстоящему бою. Он:

  • разослал грамоты по всем княжествам, призывая присоединиться к московскому войску;
  • назначил место встречи объединённых сил русских – крепость Коломну у Москвы-реки;
  • снарядил дружину всем имевшимся вооружением;
  • назначил опытных военачальников.

Больше 20 тысяч пеших и конных ратников было в русском войске.

Это интересно: Сословный суд: это надо знать

Причины Куликовской битвы

Дмитрий Иванович позволил себе прекратить выплаты дани Золотой Орде. В это время во главе степняков встал хан Мамай. Он пожелал не только вернуть дань, но и добиться выплаты её в объёме, когда Орда переживала период своего расцвета.

В конце лета русские войска дали бой эмиру Бегичу на реке Вожа, в котором одержали решительную победу. Мамай не собирался мириться с таким положением вещей, ему хотелось вернуть Орде прежнее влияние и заставить русские княжества опять собирать «ордынский выход». Поэтому он запланировал крупный поход на Русь, который начался летом 1380 г.

Ход сражения

Битва началась ранним утром 8 сентября 1380 г., когда русские дружинники форсировали Дон и заняли удобную позицию на Куликовом поле.

У русских было 3 полка:

  • левой руки;
  • правой руки;
  • великий полк.

В полку, выступавшем первым, то есть великом, сражался князь Дмитрий Иванович, личным примером вдохновляя воинов.

Тыл русского войска был отлично защищён реками – Непрядвой и Доном. Для Мамая русские оставили узкий коридор, где он сразу попадал в ловушку, потому что тяжёлой коннице было не развернуться там для мощного манёвра.

Сражение проходило в 2 этапа.

1 этап

2 этап

Перед началом боя состоялась битва двух самых сильных представителей вражеских сил. Это был поединок богатырей Александра Пересвета (или, по другим данным, его брата Андрея Осляби) и Челубея.

Русский богатырь Пересвет не стал надевать тяжёлую кольчугу, чтобы иметь возможность для совершения мощного удара. Меч ордынца вонзился ему в незащищённую грудь, но в это время он успел поразить противника и даже нашёл в себе силы доехать до своих, после чего рухнул замертво. Исход поединка был ясен: победил Пересвет.

После поединка Мамаю пришлось выступить, хотя он не собирался этого делать до прихода союзников. Мамай бросил основные силы в бой, и за 2-3 часа они оказались разгромлены русскими.

Когда момент стал критическим для ордынцев, русские неожиданно ударили им в тыл – это вышел засадный полк. У русских было явное преимущество: свежие силы, а Мамаю пришлось обороняться остатками уставшего войска.

Войско Мамая бежало с поля боя, преследуемое русскими дружинами.

Войско Мамая

Силы Мамая были несколько больше — около 30 тысяч воинов. Другие источники называют цифру 40 тысяч. Данные источников разнятся, поэтому со стопроцентной уверенностью указать численность войска нельзя.

Кто был в составе? Это:

  • золотоордынцы;
  • крымские армяне;
  • камские булгары;
  • ясы;
  • черкесы.

Мамай собрал все силы, которые мог. Поэма «Задонщина» рассказывает, что в войско Мамая включало 9 орд и 70 князей. Даже итальянцы, владевшие торговым факториями в Крыму, поставили несколько сот воинов.

Основу войска составляла конница.

Результаты

Куликовская битва закончилась безоговорочной победой русичей. Преследование неприятеля продолжалось 50 вёрст (53 км) после Куликова поля.

Последствия

Русские князья осознали, насколько важно объединиться, ведь только так можно было справиться с сильным противником. Значение Куликовской битвы было огромно. Правда, состоявшийся в 1382 г. набег на Русь хана Тохтамыша привёл к возобновлению выплаты дани. Но для всех, и для победителей в Куликовской битве, и для побеждённых, стало ясно: отныне Русь уже не разгромить так легко, как прежде. Это был отличный удачный опыт совместной борьбы русских князей против иноземных захватчиков.

Полководческий талант Дмитрия Донского

После сражения на Куликовом поле Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским. Победа стала возможной во многом благодаря его способностям организовать ход сражения наиболее выгодным для русских способом. Дмитрий Иванович сумел:

  • создать единое русское войско;
  • расположить воинов так, чтобы в его распоряжении всегда был свежий резерв;
  • устроить ловушку для противника, зажав его на тесной и неудобной для манёвра территории;
  • вынудить противника сразу исчерпать основные силы.

Важную роль сыграла личная храбрость князя Дмитрия, бросившегося в бой с передовым полком и вдохновлявшего дружинников своим примером. В битве он был ранен, но это не помешало ему продолжать командовать сражением.

Куликовская битва стала первым шагом на пути освобождения русских земель от тягот золотоордынского ига.

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 10922 Количество использованных доноров: 3 Информация по каждому донору:

  1. https://istoriarusi.ru/udel/kulikovskaja-bitva-kratko-data-znachenie.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1432 (13%)
  2. https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/kulikovskaia_bitva.htm: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 7084 (65%)
  3. https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/17852-uchastniki-kulikovskoj-bitvy.html: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 2406 (22%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Источник: iz.ru @ Арсений Замостьянов

8 сентября на Куликовом поле, неподалеку от впадения реки Непрядвы в Дон, полки, постоявшие «за веру православную», разбили войско темника Мамая, угрожавшее русским княжествам новым разорительным нашествием. Пожалуй, только две даты из нашей древней истории так врезались в народную память, что их юбилеи и спустя столетия интересуют не только научные круги. Они становятся событиями общественной жизни. Это Крещение Руси и куликовская победа. О ней и вспоминают «Известия» — 640 лет спустя.

Загадки битвы

Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович был выдающимся полководцем и собирателем земель. Незаурядной личностью был и его противник. В ряду именитых деятелей Золотой Орды Мамай занимает особое положение — энергичный политик, военачальник, авантюрист, который, вероятно, мог бы придать своему государству новый импульс развития.

image

Фото: РИА Новости/Евгений Леонов, Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий I Иванович, прозванный Донским за победу в Куликовской битве

Он не был Чингизидом. Влияния и власти добился вопреки происхождению и благодаря своим несомненным талантам. Хозяином всей Золотой Орды он стать не сумел, но долгие годы оставался самым влиятельным политиком западной части Орды. Влияние его простиралось и на юг, включая Крым. Поводом для войны с великим князем Московским стал отказ Дмитрия выплачивать Мамаю повышенную дань.

До сих пор у нас нет сколько-нибудь точных сведений о масштабах Мамаева побоища, как называли сражение современники. Сам термин «Куликовская битва» принадлежит Николаю Карамзину, который красочно описал победу князя Дмитрия Ивановича, представив последнего почти идеальным правителем и воином.

Военный историк ХХ века Вадим Каргалов оценивал численность русских полков примерно в 150 тыс. человек. Мамай, по его версии, привел на Дон вдвое большее войско. Археологические находки, относящиеся ко времени битвы, не слишком богаты. И, скорее всего, ближе к истине гораздо более скромные оценки масштабов сражения — 40 или 50 тыс. воинов с обеих сторон.

image

Одним из самых известных сюжетов истории России стал приезд князя Дмитрия Ивановича в Троицкий монастырь к игумену Сергию Радонежскому. Сергий благословил князя и его воинство и даже пополнил его своими иноками. Впрочем, в ранних источниках эта паломническая поездка не упоминается — и возможно, что летописцы добавили этот сюжет, чтобы более эффектно подчеркнуть мысль о защите православия и об объединении православной Руси под властью Москвы.

Удар из засады

Но перейдем к общепринятой версии событий. Князь Дмитрий повел войско к Дону не по кратчайшему пути, а через земли Рязанского княжества — возможно, чтобы пополнить русскую рать представителями этого края, не раз страдавшего от ордынских набегов.

Столь дальний поход русского воинства расценивался современниками как весьма рискованная операция. Но князь понимал, что бить Мамая нужно как можно скорее, пока в их спор не вмешался возможный союзник ордынца великий князь Литовский Ягайло. Кстати, некоторые князья Гедиминовичи, сыновья Ольгерда, участвовали в битве на стороне князя Дмитрия Ивановича. Перейдя на правый берег Дона, русские воины сожгли за собой мосты. Дальше — победа или смерть под развернутым над русскими полками «чермным» (темно-красным) знаменем с золотым ликом Спаса.

image

Традиционно считается, что битва началась с поединка, в котором инок-богатырь брянский уроженец Александр Пересвет одолел монгольского силача Челубея (он же — Темир-мурза) и сам погиб.

Не менее доблестным полководцем, чем Дмитрий Донской, был его двоюродный брат удельный князь Серпуховской Владимир Андреевич, заслуживший прозвание Храброго. Называли его, как Дмитрия, и Донским — настолько весомым был его вклад в победу над Мамаем. Он привел на Куликово поле опытных воинов.

По сведениям древнего «Сказания о Мамаевом побоище», 40 бояр серпуховских, 23 боярина дмитровских пали смертью храбрых на Куликовом поле. Они были вассалами Владимира Андреевича. Вместе с другим выдающимся полководцем воеводой Дмитрием Боброком-Волынским он командовал засадным полком, который и решил исход кровопролитного сражения.

image

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров, Миниатюра «Начало Куликовской битвы» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

В разгар битвы, когда ордынцы теснили московскую конницу, Владимир Храбрый хотел броситься в бой, но опытный воевода Боброк остановил его. Проявив выдержку, они пошли в атаку, когда тумены Мамая оказались в ловушке. Засадный полк налетел на них с тыла, сметая врага на своем пути. Победа войск Боброка и Владимира вдохновила и другие русские полки, они поддержали атаку. Воины Мамая сотнями тонули в реке, а его главные силы беспорядочно отступали.

Сразу после этого Мамай, не имевший резервов, и сам предпочел бежать с поля боя. 50 верст русские всадники, которых вел Владимир Храбрый, преследовали врага. Победа не вызывала сомнений.

Итоги победы

Битва была кровопролитной. По преданию, самого великого князя нашли среди раненых, без сознания… Недаром накануне дня памяти небесного покровителя великого князя Дмитрия Солунского на Руси стали отмечать Дмитриеву субботу. Это день поминовения усопших, и прежде всего погибших на Куликовом поле. И мы поименно вспоминаем многих героев той сечи — например, четырех павших на Куликовом поле князей: Федора Романовича и Ивана Федоровича Белозерских, Федора и Мстислава Юрьевичей Тарусских. А инока Александра Пересвета и монаха Андрея Ослябю погребли в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, в тогдашнем московском предместье.

image

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров, Миниатюра «Куликовская битва. Удар по татарам наносит засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

Среди последствий Куликовской битвы и полного крушения планов Мамая — усиление хана Тохтамыша, далекого потомка Чингисхана, которому удалось объединить значительные силы и через два года после Мамаева побоища снова принудить князя Дмитрия к выплате дани.

Да, куликовская победа не уничтожила зависимость Руси от Орды, хотя и значительно повысила статус Москвы в глазах ордынских ханов и темников. Так, Дмитрий Иванович передал великокняжескую власть сыну по собственному завещанию, без оглядки на хана. И Орда была вынуждена «проглотить» это решение русского князя.

image

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров, Миниатюра «Отпевание и погребение русских воинов, павших в битве на Куликовом поле» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

Некогда могущественная империя потомков Чингисхана так и не возродилась после полосы кризисов, обернувшихся распадом. Что было потом? Длительная борьба за «золотоордынское наследство», из которой Москва в XVI веке вышла победительницей. Именно тогда сложился культ славной Куликовской битвы, в которой видели — и не без оснований — первый шаг к величию будущего Русского царства.

Легенда о побоище

Битва на Непрядве — одно из самых мифологизированных событий русской истории. Неудивительно, что потомки трактовали победу в соответствии с собственными убеждениями и мечтами. В XV веке самым популярным литературным произведением на Руси было «Сказание о Мамаевом побоище» — своего рода русская «Илиада». Царь Мамай в этой повести — язычник, стремящийся сокрушить христианский мир. Не менее поэтичный источник о событиях того похода — повесть «Задонщина», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая».

image

В те годы и позже, вплоть до времен противостояния Русского царства с Казанью и Крымским ханством, память о куликовской победе была знаменем объединения русских земель для борьбы с противниками с востока и юга. Сказание о Мамаевом побоище утверждало простую истину: единство перед лицом врага и воинская доблесть приводят к победе. Так было и так будет.

Древнерусские писатели сравнивали Мамая с Батыем, монголо-татарским полководцем, который как смерч прошел по русским княжествам в XIII веке. Безусловно, «былинники речистые» преувеличивали опасность нового нашествия врагов с востока. Им важно было показать, что на Куликовом поле православная вера была спасена от уничтожения.

image

На самом деле, Орда к тому времени не первый год пребывала в состоянии кризиса и междоусобиц — «великой замятни», которая продолжалась уже более 20 лет. А русские ратники уже не раз наносили поражения некогда непобедимому врагу. И самой крупной победой была битва на реке Воже, в которой князь Дмитрий Иванович разгромил большое (пять туменов, то есть около 50 тыс. сабель) войско мурзы Бегиша. Много лет спустя в сознании литераторов и летописцев перипетии этой битвы во многом слились с прославленной куликовской эпопеей. В том числе — благословение Сергия Радонежского, которое Дмитрий Иванович взял именно перед этим походом.

Так бывает: слава более поздней, а значит, решающей битвы, в которой русским ратникам противостоял сам Мамай, затмила память о сражении при Воже. А ведь то была первая крупная победа московских воинов над ордынцами.

«А вернулись с Куликова поля русские…»

С течением веков стало ясно, что та победа сыграла ключевую роль в рождении русской нации и государства. Подвиг князя Дмитрия Ивановича и его воинства всегда высоко оценивали и летописцы, и отцы русской церкви, и мыслители. «Москва не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле», — утверждал историк Василий Ключевский. «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские» — так разукрасил мысль предшественника Лев Гумилев уже в ХХ веке.

Это во многом справедливо. Русь Московская стала державой воинской. Ей приходилось крепко держать в руках щит и меч, а князю Дмитрию Ивановичу удалось объединить десятки русских городов не только военной силой, но и идеей свободного православного государства «всей русской земли». Это было главной его победой.

Память потомков

В годы борьбы с наполеоновской Францией не было в России более популярной пьесы, чем «Димитрий Донской» Владислава Озерова. Возвышенный и несколько сентиментальный озеровский слог поднимал патриотический дух накануне сражений 1812 года.

О победе Дмитрия Донского вспоминали и в годы Великой Отечественной. В 1944 году в Красной армии появилась танковая колонна «Димитрий Донской», созданная по инициативе Русской православной церкви на средства верующих и духовенства.

Фото: commons.wikimedia.org, Танковая колонна «Димитрий Донской». 1944 год

Автор цитаты

О поле, поле Куликово,

Врага ты видело какого!

Здесь бились русские полки,

И пахари, и рыбаки;

Удары грудью принимая,

Они свершили свой обет:

Им показала свой хребет

Орда свирепого Мамая!

Так писал Демьян Бедный, который прежде ратовал за полное забвение всех традиций «проклятого прошлого», кроме революционных. Но в годы Великой Отечественной он прославлял русских витязей…

В 1980 году в Советском Союзе достаточно широко отмечалось 600-летие битвы. Для «русской партии» это был достойный повод показать, что в истории нашей страны была не только революционная героика… Можно долго перечислять книги — от научных до детских — изданные под эгидой этого юбилея. В тот год на экраны вышел впечатляющий патриотический мультфильм о Куликовской битве — «Лебеди Непрядвы». И — что немаловажно — появились многочисленные игрушки, наборы солдатиков. Витязь, победивший на Куликовом поле, стал героем детских игр. Именно поэтому ему не грозило и не грозит забвение.

Святой и благоверный

В 1988 году в СССР, в годовщину тысячелетия Крещения Руси, 4-й Поместный собор Русской православной церкви причислил к лику святых девятерых человек, оставивших глубокий след в истории церкви и России. Это была первая канонизация в истории Русской православной церкви советского времени. Восемь из них имели прямое отношение к церкви — это и митрополит Макарий Московский, и иконописец Андрей Рублев, и юродивая Ксения Петербургская. И лишь один был князем, политиком и воином — Димитрий Донской. И дело не только в том, что в народе его — защитника веры и Отечества — почитали как святого защитника русской земли ещё с XV века. Важно было подчеркнуть церковное почитание одного из национальных героев, не забытых и в советское время.

Димитрий был глубоко верующим человеком, современником, а возможно, и духовным чадом Сергия Радонежского. Во всех сражениях с татаро-монголами он в первую очередь защищал «веру православную». И стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского. При этом он обладал умом цепкого политика, умело отстаивал интересы Москвы — не только мечом, но и переговорами, даже угрозами.

Таким он был, святой и благоверный князь, главный герой Куликовской битвы. Человек, ставший знаменем своего народа — на века.

Обложка: Фото: commons.wikimedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий