День памяти Бориса и Глеба: что нужно делать, чтобы и богатым и счастливым быть

15 мая — день Бориса и Глеба. Соловьиный праздникфото: wal_172619 (pixabay.com)

15 мая называли — Соловьиный праздник, Свистопляска, Свистуньи. Говорили: «На Бориса и Глеба успей посеять хлеба». В народе считали, что соловьи нынче начинают свои песни, и тот, кто услышит утром птичью трель, тот целый год будет счастливым. Также к 15 мая зацветали ясень и анютины глазки.

В этот день сеяли огурцы и тыкву. Чтобы овощи уродились, перед посевом зарывали в землю перст. Также молились, а в процессе посадки, напротив, молчали.

Церковь чтит память страстотерпцев Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 — 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 — 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб — имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром

Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата — Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?—11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 — 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Что касается погодных примет 15 мая…

  • Соловей весь день громко поет? Провожает весну, и пора встречать лето.
  • Ясный заход солнца в день Бориса и Глеба – лето также будет ясным и без осадков.
  • Теплый день – будет темный хлеб.
  • Соловей всегда прекращает петь перед непогодой.
  • Теплый день 15 мая – к небогатому урожаю хлеба.
  • Если черемуха зацвела и соловьи запели, то можно ожидать двухнедельного похолодания.
  • Птица поет на голые деревья – примета к тому, что будет неурожай в саду.
  • Вода пошла на убыль, и соловьиные трели слышны – пора посев начинать.

Именины сегодня отмечают: Борис, Глеб, Роман, Зоя, Михаил, Афанасий, Давид, Еспер, Кириак и Феодул.

А ещё 15 мая праздник отмечали купцы и торговцы — Барыш-день. Повсюду разворачивались ярмарки, на которых продавались излишки жита, овощи, различные предметы быта, сладости. Для всех торговцев удачная торговля в этот день предвещала большую выгоду в течение года. Вечером, после окончания торгов, купцы устраивали большие застолья.

К столу обязательно приглашались и бедняки, потому что считалось, что «поделившись малым — приобретаешь большое».

А ещё в этот день празднуют…

  • День шоколадных чипсов (National Chocolate Chip Day) — США
  • День исчезающих видов животных (Endangered Species Day) — США
  • 15 мая — День нейлоновых чулок (National Nylon Stockings Day) — США
  • День соломенной шляпы (National Straw Hat Day) — США
  • День учителя — Мексика, Колумбия
  • 15 мая — День учителя — Южная Корея
  • День матери — Парагвай
  • Фестиваль мальвы (Аой-мацури) — Япония
  • Константинеоба — Грузия
  • День восстановления независимости — Австрия
  • День персидского языка — Иран
  • 15 мая — День памяти о палестинских беженцах (День «Накба») — Палестина
  • День вооружённых сил — Словения
  • День памяти блюстителей порядка (Peace Officers Memorial Day) — США
  • 15 мая — День учредительного сейма — Литва
  • Именины у Бориса, Афанасия, Глеба, Давида, Зои, Романа, Михаила
  • Борис и Глеб Сеятели• Международный день семьи (International Day of Families)
  • День лакоманьяка
  • Международный день отказника от военной службы по убеждениям совести
  • День калейдоскопов
  • Международный день климата (International Day of Climate)
  • День московского метрополитена
  • Единые дни действий в защиту малых рек и водоёмов
  • День испытания почтовых лошадей
  • 15 мая — День осетинского языка и литературы
  • День памяти святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

По материалам

*Все используемые изображения и видео являются собственностью правообладателей.

Расскажи друзьям! Желаете оставить комментарий? Опуститесь чуточку ниже✎.. 2021-05-14 Материал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск

Борис и Глеб (в крещении — Роман и Давид) — сыновья великого князя киевского Владимира Святославича (980—1015), почитаемые как святые.

[править] Реконструкция биографии

Известно, что Борис и Глеб родились от одной матери, о которой в древнерусской летописи указано лишь, что она была болгаркой, однако многие исследователи на основании анализа более поздних памятников приходят к выводу, что это была византийская принцесса Анна, сестра императора Василия II Болгаробойца, на которой князь Владимир женился в конце 980-х годов. Именно византийским происхождению братьев учёные объясняют особое отношение к ним отца, который имел, кроме них, от многочисленных своих жен множество сыновей. Некоторые историки, вслед за С. М. Соловьёвым, предполагают также, что византийская принцесса Анна имела какие-то болгарские корни.

Накануне своей смерти Владимир пригласил Бориса из Ростова (ныне город Ярославской области, Россия), поручив ему организацию военного похода против печенегов. Есть версия, что Владимир хотел сделать Бориса своим преемником на киевском столе. Дальнейшие события на Руси после смерти Владимира подробно освещены в летописях и агиографических (см. агиография) источниках («Сказание и страсти и похвала святым Борису и Глебу» и других). Продолжается дискуссия о времени возникновения и взаимозависимости литературных версий о гибели Бориса и Глеба. Согласно этим памятникам, вскоре после смерти Владимира Борис погиб на реке Альта от рук варягов, которых наслал на него старший единокровный брат Святополк Ярополчич. Через некоторое время убийцы по распоряжению князя Святополка лишают жизни муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава. Мстителем за братоубийство выступил новгородский князь Ярослав Мудрый, во время войны с которым Святополк погиб. Немецкая хроника Титмара Мерзебургского и скандинавская «Сага об Эймунде» дают иное изложение версии событий 1015—1017 гг., чем древнерусские памятники, составленные подданными потомков Ярослава Мудрого. Это дало основание некоторым исследователям высказать сомнение в достоверности сведений древнерусских источников по Борису и Глебу, а также роли, которую сыграл в этих событиях Ярослав Мудрый.

[править] Почитание и канонизация

События 1015—1017 гг. стали основанием для возникновения почитания Бориса и Глеба. В литературе существует две версии его возникновения. Одна группа исследователей считает, что канонизация братьев состоялась еще при жизни князя Ярослава Мудрого (1017—1054), причём здесь есть большое расхождение в датировке (от 1020 до 1050 гг.); другие склоняется к мысли, что это событие произошло уже при сыновьях князя — в 1072 году. Есть еще одна версия, по которой сначала почитание памяти братьев возникло как глебо-борисовское, и только в начале XII века, во времена правления князя Владимира Мономаха (в 1115 году отмечалось столетие со дня смерти братьев) произошла трансформация уважения их памяти в борисо-глебскую. Почитание Бориса и Глеба — это уважение защитников Руси. В фольклорной традиции святые Борис и Глеб почитаются прежде всего как покровители труда земледельческого труда, поскольку православная церковь празднует дни памяти братьев 24 июля по старому стилю (День смерти Бориса), 5 сентября старого стиля (День смерти Глеба), 2 и 30 мая по старому стилю (в честь торжеств 1072 и 1115 гг.) — в сезон сельскохозяйственных работ.

[править] Литература

  • Ильин Н. Н., Летописная статья 6523 года и ее источник: Опыт анализа. М., 1957;
  • Поппе А. В., О времени зарождения культа Бориса и Глеба. В кн.: Russia Mediaevalis, t. 1. München, 1973;
  • Дмитриев Л. А., Сказание о Борисе и Глебе. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 1. Л., 1987;
  • (укр.) Головко О. Б., З історії міжкнязівської війни 1015—1019 рр. на Русі. В кн.: Україна в Центрально-Східній Європі. Студії з історії XI—XVIII століть. К., 2000.

Категория:

День Бориса и Глеба
Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19). В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад. «С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035). Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви. Смотреть другие православные праздники

Об этом дне приговаривают на деревенской Руси: «На Глеба-на Бориса за хлеб не берися!» (Киевская, Черниговская, Полтавская губ.). «Борис-Глеб – дозревает хлеб!» (Рязанская губ.) и т. д. В белорусских местах слывет этот день за «Паликопа»: по словам памятливых старых людей, у не почитающих обычаев благочестивых загорались в этот день копны на только что сжатом поле. Бывают в этот день во многих местах сильные грозы. На святых мучеников братьев народное суеверие перенесло некоторые черты всеобъемлющего Перуна-громовника, чуть ли не всецело приуроченные ко св. Илье-пророку. Так, оно представляет их пашущими небесную ниву выкованным ими самими плугом, запряженных крылатым Огненным Змеем. В селе Репьевке Сызранского уезда Симбирской губ. записано П. В. Киреевским любопытное песенное сказание, распевавшееся слепцами убогими. «С восточнаго словеснаго, с держания Киева града», – начинается оно, – «великий Владимир князь владел он всею Россиею. Имел себе он трех сынов: старейшаго Света-Полка, а меньших Бориса-света и Глеба. Великий Владимир князь разделил Россию всю сыновьям своим на три части: старейшему Свету-Полку великий славен Чернигов-град, благоверным Борису-свету и Глебу великий Воспревышь-град (Вышеград). Великий славен Владимир князь, разделя Россию сыновьям своим, пожил в доме, преставился. Сотворили ему честное погребение. После его чада разыдутся по своим по градам: старейший Свет-Полкий в Чернигов град, а благоверные князья Борис и Глеб в Воспревышь-град». До сих пор певец-народ остается здесь беспристрастным сказателем-летописцем. Со следующих стихов он впадает в некоторую страстность. «О, злой-ненавистный, враг немилостивый, возлюбил много места, захотел владеть всею Россиею!» – восклицает он, подразумевая под злым-ненавистным Святополка Окаянного (Света-полка). Святополк 1-й, старший сын Владимира Святого, родился в 970-м году, получил от отца в 1013-м году в удел Туровское княжество и женился одновременно с этим на дочери польского короля Болеслава. Он устроил было заговор против отца, но был изобличен в этом и лишен удела. Лишь незадолго до кончины своей св. Владимир простил его и посадил в Вышгороде. Когда отец умер (в 1015-м году), Святополк, по праву старшинства, захватил престол великокняжеский и прежде всего решил убить своих братьев (Бориса, Глеба и Святослава), могших стать его соперниками. Братоубийство совершилось. Узнав об этом, оставшийся в живых брат – Ярослав, сидевший князем в Новгороде, пошел войной на убийцу, захватившего отцовскую власть. Близ Любеча Святополк был разбит и бежал в Польшу, откуда вернулся с помощью от тестя и снова (в 1017-м г.) овладел Киевом. Затем он был опять разбит, снова бежал и привел на Ярослава печенегов, потерпел неудачу и -после скитания в богемских лесах – умер, оставив в народной памяти и летописях имя Окаянного. (Ряд исследователей считает, что Святополк не имел отношения к убийству Бориса, в отличие от Ярослава, который сражался в 1015 году именно с Борисом. Прозвище Мудрый ему дали историки только в конце XIХ века. Прозвище Святополка – Окаянный – значит в древне-русском языке не только «проклятый», «грешный», но и «несчастный, достойный жалости, многострадальный». Один из летописцев косвенной цитатой из Библии говорит о ложном обвинении Святополка. Подробнее см.: И. Данилевский. Святополк Окаянный. «Знание-сила», 1992, №2, cтp. 65-73.-Пpим. н. pед.)] и продолжает свое повествование, почти ни на шаг не отступая от строгой жизненной правды: «на своих братьев прогневился, опалился, яко Каин на Авеля, как бы победита Бориса и Глеба; злоумышление на них помышляет, на совет братьев призывает, во пир честный пировати, отца своего князя помянута. Посланников злой посылает, с посланниками лист написует в тое же в посланную в палату. Благоверные Борис и Глеб со радостью лист принимают, пред матерью стоя прочитали»… Князья-братья просят у матери благословения «ехать в Чернигов-град к старейшему брату»; мать-княгиня отговаривает, подозревая, что тот замышляет что-то злое-недоброе, но князья-братья не послушали ее слезного увещания – не ехать: «Оседлали своих добрых коней, седуючи, радуючи, поедучи во Чернигов-град, к старейшему брату Полку». И вот, – продолжает стих народный: – «пребудут святые среди пути-дороги, о, злой ненавистный, враг немилостивый, встречал их злой середи пути-дороги. Он косо на своих братьев взирает, злыми зубами воскрежетает, злыми словами намекает, гнев с яростию смешаючи, как бы победить Бориса и Глеба. Еще Господь силены (иней) спустил на все благовонные цветы. Увидели печаль сию, скоро с добрых коней солезали, главы клонят к матушке ко сырой земле. Просили старейшего брата Полка…» Далее следует трогательная, дышащая тончайшим благовонием кротости, просьба святых Бориса и Глеба, обращенная ими к «злому-ненавистному, врагу немилостивому»: «О, братец мой старейший, Свет-Полкий! Разве ты хочешь нами владети, Или великою всею Россиею? Пойми нас, брат, в доме своем Рабочими, верными слугами; Не вемы мы никакого порока. Чтобы в твоем доме зло мы сотворили; Не сотвори, брат, печали матери, Коя нас с тобою породила; Не покори, братец, о Христе Сродников наших; Не среж класы неспелые. Не повреди ты винограда незрелого; Не отрыгнут винограда сего Коренья от сырыя земли; Не обидь нас, братец, во младых летах!…» Но «злой-ненавистный»-не тронулся мольбою братьев: «враг немилостивый прошения не слушает, на поклоны не взирает, а моления злой не восприемлет, злоумышление на них помышляет. Помыслимши, злой научился, как есть злой враг накачнулся, как победити Бориса и Глеба. Бориса злой копьем сбрюшил и Глеба ножом заколошил.!»… Злое-черное дело совершилось. И от тьмы его, – гласит сказание: «месяц и солнышко померкли, не было солнечного освещения три дня и три ночи. Повелел Свят-Полк между двух колод их погрузити. Их святыя мощи три года в плоти лежащи, ничем тела неповредивши, ни звери, ни птицы их не поели, не солнечных лучей попечением. А он, ненавистный, враг немилостивый, седуючи, радуючи на добрые кони, поедучи в великий славен Воспревышь-град»… Здесь, после этих слов, песнотворец-народ берет верх над правдивым летописцем, и стих уже значительно расходится с летописным рассказом о дальнейшей судьбе Святополка-братоубийцы: «Не потерпел ему Господи Владыка», – поется далее: «сослал Господь с небес грозных ангелов. Ангелы, обрезавши о Христе нози, вознесли злого кверху, да свернули до аду, пред ним земля потрясется, и морская волна вся всколыбалась. Всповедали российские держатели, великие князи, съезжалися, брали мощи да понесли во славен великий Воспревышь-град. Состроили-воздвигнули святую соборную, каменную церковь во имена Бориса и Глеба. Явил Господь свою милость: было от мощей прощение, слепыим давал Господи прозрение, скорбящим-болящим исцеление, всему миру давал Господи вспоможение, спасалась вся Россия от варварскаго нашествия. Им же слава от отныне до века веков, аминь»… Это сказание стиховное, с более или менее значительными разнопевами, было записано и другими собирателями русской песенной старины в разных уголках Святой Руси великой (в Смоленской, Московской и других губ.). Повсюду памятует народ православный о своих князьях-мучениках. Память их чествуется Церковью кроме 24-го июля, еще весною – 2-го мая, в самый разгар пашни. «Борис и Глеб сеют хлеб!» – говорят тогда на деревенской Руси. Наш фотоальбом СВЯТЫЕ КНЯЗИ БОРИС И ГЛЕБ https://www.facebook.com/media/set/?set=a.506402022836480.1073742300.100004000613160&type=1&l=b60e5f7f90

10 интересных фактов

image
Икона князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Фото ru.golos.ua

15 мая отмечается День памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. История этого праздника берет свое начало в 1115 году, и посвящен он первым русским святым, которые были канонизированы как Русской церковью, так и Константинопольской.  И сегодня, в честь этой даты, мы подобрали несколько интересных фактов о первом православном празднике.

Факт 1. Дата праздника выбрана неслучайно: именно в этот день мощи святых были перенесены в храм в Вышгороде, который построил князь Изяслав Ярославович.

Факт 2. Посвящен праздник братьям Борису и Глебу, младшим сыновьям великого князя Владимира. Юноши получили хорошее образование, читали религиозную литературу и собирались посвятить свою жизнь служению Богу. Кроме этого они мудро управляли своими княжествами: Борис – в Ростове, а Глеб – в Муроме, и считались искусными воинами. Молодых князей любили поданные, поэтому, когда умер их отец, великий князь Владимир, брат Глеба и Бориса Святополк, опасаясь соперничества с их стороны в борьбе за власть, принял решение убить князей. Они знали, что против них замышляется убийство, но не стали скрываться и смиренно приняли свою смерть от рук подосланных братом убийц.

image
Святые князья-братья. Фото playcast.ru

Факт 3. Праздники в честь святых Глеба и Бориса (в крещении  – Давида и Романа) отмечается три раза в году: 15 мая – когда их мощи были перенесены в храм, 6 августа – когда был убит Борис и 18 сентября – когда смерть принял Глеб.

Факт 4. В народе этот день называют еще «соловьиный праздник», «Барыш-день», «свистопляски», «свистуньи», Борис-день… А самих святых именуют «Сеятелями».

Факт 5. Название «барыш-день» этот праздник получил в честь того, что святого Бориса в народе прозвали барышником (от слова барыш). Поэтому этот день особенно отмечали купцы и торговцы, считая, что если 15 мая товар будет успешно продаваться, то хорошая выручка на весь год обеспечена.

Вот почему нередко в этот день на Руси устраивали ярмарки, на которых торговали сладостями, излишками прошлогоднего урожая, изготовленными вручную предметами быта и другими товарами. Торговали по особым правилам: первого покупателя не отпускали с пустыми руками, даже если он ничего не приобрел, то ему дарили какую-нибудь мелочь; а первой выручкой старались провести по товарам, чтобы их быстрее распродать. После окончания ярмарки купцы устраивали застолье, на которое приглашали бедняков. Верили, что если малым поделиться, то большое можно приобрести.

Факт 6. Название «соловьиный праздник» этот день получила потому, что, считалось, что к 15 мая повсеместно начинали петь соловьи. С главными певчими птахами связаны и некоторые приметы в этот день. Так, считалось, что если соловьи поют громко, то лето уже не за горами. Если поют всю ночь накануне – жди теплый и солнечный день. А если, услышав первую трель соловья, рубаху снять,  – то блохи в этом году кусаться не будут.

Факт 7. Название «Сеятели» для этого дня наши предки также выбрали неслучайно. Именно 15 мая было принято заканчивать все огородные и полевые работы. Говорили: «Не отсеялся на Бориса – с Бориса и сам боронися».

Также этот день считался благоприятным для посадки тыквы, огурцов и кабачков. Причем, перед тем, как приступить к посадке, нужно было помолиться. А во время сева напротив необходимо молчать.

Факт 8. Святые князья Борис и Глеб помогают всем верующим, кто к ним обращается. Наиболее часто у святых просят помощи при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервных расстройствах и при неизлечимых недугах, молятся о спасении души и сохранении мира на земле.

Факт 9. В этот день нужно покупать мелкую домашнюю живность и цыплят. Также 15 мая можно обращаться с просьбами к начальству – наверняка, оно не откажет. А еще можно попытаться наладить отношения с людьми, с которыми утратили общий язык, и помириться с ними, поговорив по душам.

Факт 10. С этим днем в народе связано много примет. Так, если 15 мая на закате хорошо видно солнце, то летом будет недостаток дождей. Если к этому дню соловьи громко поют, а на черемухе уже цвет распустился, то следует ждать похолодания на две недели. А если днем будет тепло, то летом следует ждать хороший урожай зерна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий