8 января Бабьи каши: кому в этот день несут угощение

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Собор Пресвятой Богородицы.

Бабьи каши
Обычаи Бибина дня в с. Сенокос, Толбухинского района. Болгария. Середина XX века.
Тип народно-христианский
Иначе Бабий день, День повивальных бабок и рожениц, Празник Рода и рожаниц, «Маладзёны» (белорус.), «Зімні пакроўчык» (белорус.)
также Праздник собора пресвятой Богородицы (церк.)
Значение Праздник повитух и рожаниц
Отмечается славянами
Дата 26 декабря (8 января) у русских и белорусов, 8 января — у болгар, 28 декабря (10 января) — у сербов
Празднование колядование, ряженье, святочные игры
Традиции женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения повитухам; стригли первые волосы детям; зятья ходили в гости к тёщам

Бабьи каши (Бабий день) — день народного календаря у славян, отмечаемый русскими и белорусами 26 декабря (8 января) или 27 декабря (9 января)[1], болгарами — 8 января, сербами — 28 декабря (10 января)[2]. В обрядах дня присутствуют следы культа Параскевы Пятницы, который, в свою очередь, восходит к почитанию Великой богини-матери[3]. На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц[4].

По мнению советского этнографа В. И. Чичерова, обрядовая тема брака и рождения связана с образом Великой богини славян-земледельцев как воплощенья всего живого плодородящего, эта тема проходит как основная через все богородичные дни, противостоя умиранию природы и солнца[5].

Другие названия

рус. Бабий день, Бабины[6], Праздник повивальных бабок и рожениц[7], Бабинцы (брян.), Собор Пресвятой Богородицы[8], Раннее Рождество[9], Бабка Соломонида[10]; белор. Маладзёны, Зімні пакроўчык, Бабіны[11], Сабор Прасвятой Багародзіцы, Яўхім, Кастусь[12]; болг. Бабинден[13]; серб. Бабин дан[14].

Русские обряды

В этот день почитали повивальных бабок и рожениц[5][15]. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь св. Богородице». Этот обычай был ранее весьма распространён, но Церковью не терпим. Митрополит киевский Михаил в 1590 году осудил и запретил его как обычай несовместимый со святостью Пресвятой Девы. В одной из грамот он писал: «И теж пироги на завтрие рождества Христова, которые приносят до церквей, мняше в честь богородицы, ещё есть велико бесчестие и догмат безбожных еретик, делая бо богородица паче слова и разума нетленно роди»[16]. С. Максимов сообщает легенду, записанную в бывшем Меленковском уезде Владимирской губернии, в которой в роли повивальной бабки выступает Параскева-Пятница[17].

Праздник рожениц и повивальных бабок в этот день находит себе церковную параллель в совершении молебна иконе Богородицы «Помощь в родах», повторяющей композицию древних изображений «Великой богини» славян-земледельцев[1].

Композиция иконы «Блаженное чрево», которой также служили службы на Рождество роженицы и повивальные бабки, повторяет композиции народных дохристианских культовых изображений и связывает иконографию богоматери как с обрядом народного земледельческого календаря, так и с тесно спаянной с ним семейной обрядностью[18].

Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины[19]. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света»[20]. За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам[21]. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям[21][22].

Повитухами были («бабничали») обычно замужние женщины, имевшие своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов для приободрения рожениц. Первые несколько дней за молодой матерью также присматривала повитуха. За помощь повитух одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крёстной матери, но между повитухой и родившимся ребёнком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь[23].

Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного[24].

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду — музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивал у него защиты от зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов[19].

Болгарские обычаи

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дома ведро с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно — всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой). Во время гуляний, продолжавшихся до глубокой ночи, Повитуху возили на санях или на телеге к колодцу и там поливали водой. В телегу впрягались сами женщины. От встречавшихся им на пути мужчин они требовали выкупа вином, деньгами, в противном случае их поливали водой, снимали с них одежду и т. п.[25]

В западной Болгарии женщины празднуют 26—29 декабря, чтобы роды были лёгкими[8].

Сербские обычаи

Весь день был посвящён празднованию женщин, которые стали матерями за прошедший год. Лучше всего обычай сохранился в восточной Сербии. Женщины со своими младенцами посещали повитуху (серб. бабица) и дарили подарки. Матери благодарили повитуху, подносили свои блюда, дарили рушники и платки. В свою очередь, повитуха связывала детям ноги куделью из конопли — считалось, что в этом случае ребёнок быстрее пойдёт, а на голову клала кусочек белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы[14][26].

Поговорки и приметы

  • Если этот день ясный будет, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный, то недород его[19].

См. также

Рождение ребенка — очень ответственное и нелегкое дело. Даже сейчас, когда к услугам роженицы современные родильные дома с умелыми акушерками и опытными врачами, оборудованные сложнейшей медицинской аппаратурой. Попробуйте представить себе, что всего этого нет. Как нет и электричества, горячей воды в кране, да и крана-то тоже нет. Воду нужно носить в ведрах из колодца или родника, греть на печи…

Здоровье и жизнь роженицы и ее ребенка целиком и полностью зависели от умений и опыта повивальной бабки. Именно она помогала женщине в ответственный момент, облегчала роды, принимала ребенка и ухаживала за матерью и новорожденным. Повитуха становилась почти родственницей всем, кому она помогла появиться на свет. Ее уважали, одаривали вещами и продуктами, приглашали на семейные торжества.

Но был один день, когда повивальных бабок чествовали по всему славянскому миру: 26 декабря по старому стилю, 8 января по новому. Праздник назывался Бабьи каши, Бабины, Бабий день, Бабинцы, Каши.

Бабьи каши — это праздник чудесный

 День рожениц и повитух.

 И в этот день по всюду витает

 Старины забытый дух.

Праздник Бабьих каш – оригинальное название для чествования повивальных бабок. Но почему праздник называется Бабьих Каш?

Праздник бабок которые помогали роженицы в самые трудные минуты и которые помогали появляться на свет чуду – появляться на свет младенцу.

Праздник имеет очень древние корни, праздник Бабьих каш восходит к почитанию самих богинь-матерей.  По старому календарю праздновали 26 декабря, а по новому календарю 8 января.  Это день следующий после Рождества (первый день после Рождества).

В старину, не одни родины не проходили без повитухи. Повивальная Бабка  – в своей деревне (а иногда и в соседних) всем родней дальней была. Считалось в старину, что между бабками — повитухами и детьми, которым они помогли появится на свет, устанавливались связь на всю жизнь, то есть духовно-родственные отношения.

Кроме этого, необходимо понимать, что не каждая могла стать повивальной бабкой. Она обязательно должна быть немолодой, поэтому даже Повитье называлось «бабканьем». А так же, бабкой тогда могла быть только та, что испытывала на себе это бремя, то есть рожала детей сама. И она обязательно должна была быть, как говорили «с руками» (ловкой и знающей).

Славили их всем миром.  К бабкам приходили с детьми (чтоб бабки смогли их благословить), приносили угощения (блины, пироги, домашнее пиво) и щедрые подарки. Так же, в этот день обязательно к бабкам было необходимо приходить будущим мама и молодым девушкам.

Но почему же бабьих КАШ? При чем здесь КАША?

Посещение и совместная трапеза с бабками повивальными иногда проходила в деревне с вечера и «до белого света». И за столом всегда было веселье, смех, шутки и разговоры, кстати, почти все с подтекстом.  Считалось так же, что в этот полезно наносить визиты к другим виновницам торжества: беременным женщинам.

Так же, в этот день повивальная бабка могла провести ритуал, который мог помощь женщинам иметь больше детей. Для рожениц, повитуха варила кашу из проса и гречихи, для крестильного обеда. И это блюдо занимало важную роль в обрядах. И кстати, угощения для повитух так же именовалось бабьей кашей.

Например,  бабка поднимала горшочек с кашей, приговаривала: «Расти высоко-высоко», это чтобы предупредить низкорослость ребенка. А чтобы малыш встал на ноги поскорее, старшим детям тоже вручался горшочек с кашей: кашу необходимо было съесть ребенку на улице, а потом в пустой горшочек посадить курицу или петуха (соответственно полу новорожденного).

И кстати, в этот день дозволялось впервые постричь волосы детям.

Этот день заканчивался вечерней  общесемейной трапезой с бабкиной кашей, при этом каша в этот день обязательно была «богатой», ее красиво украшали и не жалели различных добавок. В этот день хозяюшки красиво накрывали столы, готовили нечетное число блюд (!!!), на столе праздничном ставили дополнительные приборы (по числу умерших в прошедшем году членов семьи).

Кроме этого , по  бабкиным   кашам, люди на судьбу гадали. Так вот, если во время приготовления каша вылезала из горшочка в сторону печи — семья рассчитывала на хороший, счастливый и благодатный год, в противном случае готовились к неприятностям. Но которые, по сказаньям, можно было избежать, если сразу кашу данную вместе с горшочком в проруби утопить.

В Болгарии, на Бабкин-день сохранился интереснейший обычай. К повитухе рано утром идут женщины, дети которых в возрасте от 1 до 3 лет. Во дворике, под деревом фруктовым проводится особый ритуал, который называется «умывания рук». Пришедшие молодые женщины, которые принесли с собой из дому ведерочко с чистой водой, мыло и новенькое полотенце, поливают на руки повивальной бабке, затем подают ей новенькое полотенце, которое она принимает в дар, кроме этого в дар бабке приносят одежду, полотно ( кладут все это ей обязательно на правое плечо). При этом ритуале повивальная бабка старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха так же дарит молодым матерям детские рубашечки и носочки, а если с молодой матерью пришёл и ребёнок, то повитуха завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

Позднее в этот день стали отмечать праздник иконы Пресвятой Богородицы. Приходившийся на второй день Рождества Христова, этот праздник связывался с народным восприятием образа Богоматери-роженицы. В церквях в этот день совершались службы иконе Богоматери «Помощь в родах».

Повивальное искусство – одна из древнейших отраслей народной медицины на Руси.  Повивальные бабки славились умением, который был основан на опыте целых поколений. Примерно до середины XX века люди прибегали к помощи повитух.

И самое интересное (по некоторым источникам), в том,  что повивальные бабки готовились …. Повивальными институтами. В России к концу 19 века их было около двух десятков. По окончанию обучения им выдавался… диплом с звание «повивальная бабка», обучение длилось 6 лет. Так же они приносили присягу — «Присяги повивальных бабок о должности их». Но при этом, сельская повивальная бабка получала 3-х летнее медицинское образование в крупных уездных городах, в специальных повивальных школах. В России таких повивальных школ насчитывалось около 50. Так же, сельская повивальная бабка работала только на селе и без права работы в городе. И кроме этого, она принимала роды и готовила из соседних деревень повитух.

В этот день так же наблюдали за приметами:

— если день ясный, то в этом году будет хороший урожай проса.

— если каша в печи подрумянится, значит это  к снегу.

— если синички с утра в этот день пищат, то можно ожидать мороза к ночи

Бабьи каши

Как только истекало время Рождества Христова, приходил следующий праздник – Пресвятой Богородицы, матери Божьей, родившей Сына Божьего на этот свет.

И в этот день в церквях проходит служба, молится народ за Деву Марию и просит у нее заступничества и милости.

Как известно, Богородица – защитница женщин, рожениц, матерей. И переплелись в славянском народе христианское начало и начало исконно русское – почитать  8 января бабок-повитух, чьи добрые руки младенцев принимали. Называется в народе этот праздник Бабьи каши.

Повитуха – обязательно старуха?..

У повитух была своя, особенная судьба. Не каждой женщине выпадала такая честь – роды принимать. К этому ремеслу не допускали девиц – не их это дело.  Только опытная, пожилая женщина, которая своих детей вырастила и воспитала, могла прикоснуться к таинству рождения.

Это сейчас акушерками становятся по желанию и не всегда по призванию. А вот в старину повивальной бабке кучу достоинств нужно было иметь.

Чтоб не темноглаза была – еще младенцев будет глазить, чтоб характером покладиста – славяне верили в крепкую связь роженицы, новорожденного и повитухи, что помогала маленькой жизни на свет появиться. А что могла бы дать малышу скверная и дурная по характеру старуха?

Ловкие руки, духовность, знание трав и народных обрядов, почитание Бога – все эти достоинства должны быть у повивальной бабки. И таких народных родовспоможительниц глубоко любили и почитали. И не забывали чествовать в День бабьих каш.

Что за диво – эти Бабьи каши?

Каша в народе – символ здоровья, благополучия и достатка. Ох, и любили каши на Руси! Варили их из разных зерен и культур, ели солеными и сладкими, постными и скоромными…

Повитуха для рожениц варила особую кашу из смеси гречки и проса. Такая каша считалась ритуальной, магической и обязательно варилась бабкой при крещении ребенка.

Такую же кашу варили повитухи и в день Бабьих каш, угощали ею детей. Бабьими кашами называли и угощение для самой повитухи. Так люди благодарили за ее нелегкий, но такой нужный и деликатный труд. Принято было готовить кашу богатой, жирной, вкусной. Поэтому не жалели маслица, яиц, сметанки. А порой и курочку или петушка под кашкой приносили: в зависимости от того, кто родился в семействе – девочка или мальчик.

В этот день гудели на славу. Ведь повитухе не только кашу несли, а и блины, пирожки, печеное мясо и водочку  .

Как жаль, что традиции эти ушли далеко-далеко… Может, где-то и остались еще народные повитухи, но в современных городах давно позабыли о праздниках предков.

И все же: может, это повод вспомнить добрые бабушкины руки? Ведь даже если они роды не принимали, то уж внуков вынянчили точно!

А может, кто-то точно знает, кто первым принял в свои теплые ладони маленькое орущее чудо из чудес – вашего сына или дочь?..

В любом случае, наварите-ка Бабьей кашки, накормите ею детишек да и сами испробуйте,  И не забудьте поклониться Богу и Богородице за светлое чудо в Вашем доме – за детей…

Читайте похожие статьи:

  • День Богини Макоши
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Вторые осенины
  • Первые Осенины

Просмотров: 7 755

При копировании ссылка на Дари Слово обязательна!

image
image

В праздник Бабьих каш, или праздник каш или бабий праздник, принято было славить рожениц и повивальных бабок, т.е. тех, кто помогал ребенку появиться на свет. Матери с детьми, собирали подарки, шли поздравлять тех повитух, кто помогал им, а повитухи встречали гостей кашей. В этот день к бабкам также рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы (как и раз уже отмечалось современные праздники христианской церкви возникли не сами по себе, а на основе ранее существовавших традиций). Народное сознание смешалось с христианством, и в праздник каш в церковь, чтобы одарить Богородицу, женщины несли пироги.

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Раньше то ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. Всё руками, травами, да словом добрым. Повитухи, были в то время не только заменой докторов, но и людьми, знающими традиции старины, теми, кто был как бы проводником ребенка и матери через весь непростой для них период рождения, а также некоторого времени до него и после. Повивальными бабками их называли оттого, что новорожденного нужно было умеючи В«свитьВ» пеленками так, чтобы малыш не выбрался из них, но и не был стеснен.

А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: В«Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдостальВ». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. В«Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!В». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: В«Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!В». И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время. Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий