22 января 1973 года, произошла катастрофа, ставшая одной из самых трагичных и загадочных в истории

СССР 28/03/21 image Нефтяной кризис 1973 года: как он изменил СССР

В начале 1970-х годов сошлись два фактора: открытие крупного нефтеносного месторождения в Западной Сибири и высокие мировые цены на «черное золото», что дало СССР, казалось бы, неиссякаемый источник пополнения казны. Однако с этого момента наша страна стала заложницей конъюнктуры нефтяного рынка.

Удачный момент

В середине 1960-х годов Советский Союз приступил, пожалуй, к самой масштабной в своей истории реализации углеводородного проекта – разработке уникальных нефтегазовых месторождений, найденных на Западно-Сибирской равнине. Крупнейшим из них оказалось Самотлорское нефтяное месторождение, которому сразу напророчили большое будущее. Запасы нефти были оценены в 7 млрд тонн. О насыщенности и плотности нефтеносных пластов Самотлора говорит тот факт, что от напора поступающей нефти нагревались стальные трубы. Уже в конце 1960-х годов самотлорская нефть пошла на экспорт, став весомой добавкой к доходной части госбюджета.

Открытие новых нефтяных месторождений в Советском Союзе пришлось как нельзя кстати. На рубеже 1960-70-х годов западные страны на фоне растущего энергопотребления были жизненно заинтересованы в увеличении поставок нефти. Ведущие отрасли промышленного производства – машиностроение, химическая и сталелитейная промышленность, черная и цветная металлургия, традиционно базировались на энергозатратных технологиях, и их развитие требовало постоянного увеличения энергетической базы. Только в Соединенных Штатах в 1960-х годах потребление нефти выросло на 6% и продолжало расти. Благодаря стабильно низким ценам на «черное золото» на мировом рынке (в среднем 2 доллара за баррель) США и европейские страны могли устойчиво наращивать импорт нефти даже в условиях сокращения ее внутренней добычи. Однако очень скоро их благоденствию пришел конец.

6 октября 1973 года с началом вторжения Египта и Сирии в Израиль грянула очередная арабо-израильская война, известная как война Судного дня. Чтобы ударить по экономике союзников Израиля страны ОПЕК приняли решение ввести эмбарго на продажу нефти государствам Западной Европы. Помимо полного запрета экспорта нефти в США, Нидерланды, Португалию, Южную Африку и Родезию были введены механизмы поэтапного сокращения добычи ископаемого топлива – на 5% в течение каждого последующего месяца. Мировой рынок отреагировал более чем трехкратным увеличением цен на нефть и нефтепродукты – в странах-импортерах началась настоящая паника.

Резкий скачок нефтяных котировок ввергнул как малые предприятия, так и индустриальные гиганты западных стран в пучину небывалого энергетического кризиса: экономический рост сменился упадком производства, инвестиционным голодом и неизбежным подорожанием товаров и услуг. Падение промышленных показателей в США составило 15%, в Италии и Франции – 14%, в ФРГ – 8 %, в Великобритании –7%. Многие государства вынуждены были встать на путь переориентации всей промышленной базы.

Советский Союз оказался среди тех государств, которые миновали негативные последствия сделки ОПЕК. В сторону СССР, как одного из крупнейших поставщиков углеводородного сырья, с надеждой обратили свои взоры ведущие экономики мира. Но Москва не торопилась идти на помощь своим идеологическим противникам. Ведь гораздо разумнее в этой ситуации было бы поддержать арабские страны, на чьей стороне всегда оставался Советский Союз в их «праведной войне» с Израилем. В конце концов здравый смысл возобладал над идеологией и началась масштабная экспансия советской нефти на западный рынок.

Впечатляющий рост

Все что случилось с СССР потом превзошло самые смелые ожидания. Мало того, что в кратчайшие сроки окупились затраты на инфраструктуру, обеспечивавшую добычу нефти в труднопроходимой болотистой местности Самотлора: в Западной Сибири фактически с нуля выросла новая энергетическая база страны, на которой добывалось более 60% общесоюзной нефти и более 56% газа. Благодаря высоким ценам на нефть и активной эксплуатации самотлорского проекта наша страна вышла в мировые лидеры по поставкам углеводородов.

О росте сырьевого сектора советской экономики нагляднее всего свидетельствуют цифры. Если в 1970 году наша страна экспортировала в среднем 43 млн т нефти, то к 1980-му году этот показатель вырос до 63 млн т, а еще через пять лет он пробил планку в 80 млн т. Опережающими темпами росла и добыча нефти. Если в 1965 году в стране добывалось 200 млн. тонн «черного золота», то в 1975 году речь шла уже о 500 млн тонн. А в 1981 году произошло знаменательное событие: из недр была извлечена миллиардная тонна нефти, но уже в следующем году нефтяники рапортовали о втором миллиарде добытой нефти! По этому показателю СССР заметно обогнал многолетнего лидера нефтедобычи – США.

Все это, конечно, не было бы возможно без стремительно растущих цен на нефть: с 11 долларов за баррель в 1975 году до 27 долларов к 1985 году. Доля углеводородного сектора советского экспорта за период с 1960 по 1985 год выросла с 16 до 54%. Впечатляет и динамика объемов валютной выручки СССР от продажи нефти: с 1,05 млрд долларов в 1970 году до 15,74 млрд долларов 1980-м. Почти в 15 раз! Так незаметно СССР превратился в сырьевую экономику.

Энергетический кризис дал переоценку сырьевого сектора в советской экономике. Возможно, если бы не события 1973 года, наша страна так бы и продолжала поставлять углеводороды исключительно странам соцлагеря, причем в небольших объемах, не рассчитывая на серьезную коммерческую выгоду от этого предприятия. В середине 1970-х годов наконец пришло осознание нефтегазовой отрасли как колоссального источника пополнения бюджета и стимулирования социально-экономического развития страны.

Доходы от продажи энергоресурсов большей частью шли на геологоразведочную работу, создание необходимой инфраструктуры в регионах, где велась нефтедобыча, развитие транспортной системы. В 1974 году благодаря дополнительным вливаниям в бюджет были возобновлены работы по прокладке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Однако развитие сырьевого сектора шло в ущерб другим отраслям – электронике, машиностроению, робототехнике, которые определяли научно-технический прогресс. Такой перекос сулил экономике СССР негативные последствия уже в ближайшей перспективе.

Расплата за беспечность

Многим странам Запада, попавшим под санкции, ничего не оставалось, как постепенно снижать свою зависимость от нефтепродуктов. СССР, напротив, все больше подсаживался на «нефтяную иглу», причем он это делал и как экспортер, и как потребитель. Высокие цены на энергоресурсы, позволявшие обеспечивать казну стабильным поступлением валюты, усыпляли бдительность советской партийной элиты, которой казалось, что так будет всегда.

Тем не менее в конце 1970-х годов в СССР предпринимались попытки диверсифицировать отечественную экономику, избавив ее от финансовых рисков, связанных с возможным падением мировых цен на углеводороды. На пленумах ЦК вносились предложения по совершенствованию планирования, расширению ассортимента выпускаемой продукции и переориентации рынков сбыта, освоению новых видов производств с целью повышения их эффективности. Однако реформ так и не последовало, структура советской экономики продолжала оставаться прежней, более того, зависимость от энергетического сектора лишь усилилась, так как вырученные от продажи сырья деньги требовались для решения проблемы товарного дефицита.

СССР невольно становился сырьевым придатком Запада, помогая ему в тяжелый момент преодолеть последствия энергетического кризиса и перейти от индустриальной экономики к постиндустриальной, в которой будет преобладать инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний и высоких технологий. Впрочем, еще довольно долго Советский Союз удерживал за собой второе место после США по объемам экономики, уступив эту позицию Японии лишь в 1988 году.

В начале 1980-х стала набирать обороты новая тенденция: значительное наращивание добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, в первую очередь СССР, что привело к затовариванию энергоресурсами мирового рынка. В 1985 году Саудовская Аравия, вступив в сговор с США, также увеличила добычу нефти, что вызвало падение цен на «черное золото». В СССР добыча нефти, которая требовала колоссальных затрат, в условиях снижения цен становилась все менее рентабельной.

К 1988 году цены на «черное золото» снизились с 30 до 10 долларов за баррель. Некоторые партии нефти Советский Союз вынужден был сбывать по 6 долларов. Это привело к тяжелому экономическому кризису в СССР. Увы, за более чем 10-летний период сверхдоходов от продажи нефти наша страна так и не создала финансовый задел, который помог бы государству преодолеть сложные времена. Излишки нефтедолларов правительство тратило на закупку продовольствия, ширпотреба и оборудования. Кризис перепроизводства нефти, вкупе с другими негативными процессами, набиравшими ход в позднем СССР, сыграл свою роль в надвигающемся коллапсе некогда могучей державы.

Источник: © Русская Семерка

image Читайте также

Сегодня у нас фото 1973 года, посвященные теме СССР.

А вот так он выглядел 1 апреля 1973-го во время визита югославского коллеги Иосипа Тито:

Советское руководство было очень радо наметившейся нормализации отношений с Западом.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время беседы с группой американских журналистов в Кремле. В. Малышев/РИА Новости, 1973:

Жизнь в СССР текла своим давно заведённым чередом. Люди ходили на демонстрации и партсобрания, принимали соцобязательства, отдыхали В«на ЮгахВ».

Демонстрация 1 мая 1973:

Секретарь комитета комсомола Городецкий вручает грамоту механику прессового цеха № I Михайлову за активное участие в техническом творчестве молодежи. Автозавод имени Ленинского комсомола в Москве (АЗЛК), 1973:

Стиль одежды:

На мужчинах уже появляются джинсы, но женщины – только в платьях, 1973:

Забытые ныне вагончики отвозили москвичей и гостей столицы в мир высоких достижений советского хозяйства (ВДНХ, 1973):

А от симферопольского ж.д. вокзала знаменитый крымский горный троллейбус отвозил отдыхающих к самому синему Черному морю, 1973:

Рейс Ялта-аэропорт:

Эти троллейбусы и сейчас там ходят, как живой памятник нашему детству, юности, молодости…

Поскольку зарубежные курорты были закрыты для советских граждан, на своих собственных яблоку негде было упасть.

Променад в Сочи 1973 года:

Счастливые дни на море в Евпатории 73-го:

Что ещё вспоминается из того времени?

У тех, кто ещё не накопил денег на собственные В«ЖигулиВ» или В«МосквичВ» была возможность купить прекрасный мотоцикл В«ЯваВ». 1973:

Как раз на таком отец возил меня на дачу в 73-м.

Комплексный сервис 73-го:

Какими тогда были наши города? В«ХрущёвкиВ» уже вовсю потеснили В«брежневкиВ», иначе говоря, на смену пятиэтажкам пришли девятиэтажки. Это уже привычная среда нашего обитания, которая тогда только формировалась.

Одновременно уходил старый городской быт. Особенно остро это чувствовалось в Москве, где на окраинах разбирали деревни и добивали остатки старой деревянной застройки центра. Но какие-то заповедные уголки к тому времени ещё сохранялись, которые теперь увидеть в Москве уже абсолютно невозможно.

Москва 3-й Лаврский переулок в 1973 году:

Другие города изменились значительно меньше, но то же теперь не досчитаться многих примет.

Смоленск в 1973-м:

Трамваи по Большой Советской в Смоленске уже давно не ходят…

Ленинград 73-го:

Ту или иную эпоху 20 века невозможно представить без её кино- и телеэкранов.

Съемка передачи В«Ану-ка девушки!В» в 1973-м:

Ещё в 1973-м вышел фильм В«Как закалялась стальВ» с Конкиным:

Какая там была хорошая песня: В«Ты только всё пожалуйста запомни, товарищ Память!В»

Если начало 1970-х всё же вспоминается в романтическом ореоле, то во многом благодаря искромётным кинокомедиям, ставшим народными хитами. Таким, как В«Иван Васильевич меняет профессиюВ» 1973-го:

Царь!

Сегодня в традиционной подборке — 1973 год, нежные краски СССР. Если судить по рассказам родителей, а также совокупности исторических источников, время было в целом довольно милое. Десятилетия самоотверженного труда наконец привели к появлению некоторой зажиточности у советских граждан. Производство легковых автомобилей перевалило за миллион в год, и хотя большинство из них шли на экспорт, простые люди начали понемногу обзаводиться личным автотранспортом. 1973 год — это самое начало «застоя». Говорят, что Леонид Брежнев начал заметно дряхлеть где-то с 1974 года.

А вот так он выглядел 1 апреля 1973-го во время визита югославского коллеги Иосипа Тито:

Советское руководство было очень радо наметившейся нормализации отношений с Западом. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время беседы с группой американских журналистов в Кремле. В. Малышев/РИА Новости, 1973:

Посмотреть статью:  Нижегородский Графа Аракчеева кадетский корпус 1834

Жизнь в СССР текла своим давно заведённым чередом. Люди ходили на демонстрации и партсобрания, принимали соцобязательства, отдыхали «на Югах».

Демонстрация 1 мая 1973:

Секретарь комитета комсомола Городецкий вручает грамоту механику прессового цеха № I Михайлову за активное участие в техническом творчестве молодежи. Автозавод имени Ленинского комсомола в Москве (АЗЛК), 1973:

Стиль одежды:

На мужчинах уже появляются джинсы, но женщины — только в платьях, 1973:

Забытые ныне вагончики отвозили москвичей и гостей столицы в мир высоких достижений советского хозяйства (ВДНХ, 1973):

А от симферопольского ж.д. вокзала знаменитый крымский горный троллейбус отвозил отдыхающих к самому синему Черному морю, 1973:

Рейс Ялта-аэропорт:

Эти троллейбусы и сейчас там ходят, как живой памятник нашему детству, юности, молодости…

Поскольку зарубежные курорты были закрыты для советских граждан, на своих собственных яблоку негде было упасть. Променад в Сочи 1973 года:

Посмотреть статью:  Шокирующая история: 6 безжалостных способов кинуть на деньги во времена СССР.

Счастливые дни на море в Евпатории 73-го:

Что ещё вспоминается из того времени?

У тех, кто ещё не накопил денег на собственные «Жигули» или «Москвич» была возможность купить прекрасный мотоцикл «Ява». 1973:

Как раз на таком отец возил меня на дачу в 73-м.

Комплексный сервис 73-го:

Москва 3-й Лаврский переулок в 1973 году:

Посмотреть статью:  С Новым годом! Времен СССР!

Другие города изменились значительно меньше, но то же теперь не досчитаться многих примет.

Смоленск в 1973-м:

Трамваи по Большой Советской в Смоленске уже давно не ходят…

Ленинград 73-го:

Ту или иную эпоху 20 века невозможно представить без её кино- и телеэкранов.

Съемка передачи «А ну-ка девушки!» в 1973-м:

Ещё в 1973-м вышел фильм «Как закалялась сталь» с Конкиным:

Какая там была хорошая песня: «Ты только всё пожалуйста запомни, товарищ Память!»

Если начало 1970-х всё же вспоминается в романтическом ореоле, то во многом благодаря искромётным кинокомедиям, ставшим народными хитами. Таким, как «Иван Васильевич меняет профессию» 1973-го:

Царь!

1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020 Содержание

1970. Всесоюзная перепись населения СССР

Всесоюзная перепись населения СССР 1970 года проходила с 15 по 22 января. Впервые в ее процессе было применено сочетание сплошной и выборочной переписи – из 18 вопросов на 11 ответы получались от всего населения, а на 7 от 25% постоянного населения. Обработка данных впервые производилась с использованием ЭВМ и ряда технических новшеств. По данным переписи 1970 года в СССР проживало 241 млн 720 тыс. человек, в России 130 млн 79 тыс. человек. На каждую тысячу мужчин в стране пришлось 1200 женщин. Доля городского населения составила 56%, сельского – 44 %.

1971. Гибель экипажа “Союз-11”

30 июня 1971 года, при возвращении на Землю, из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата погиб экипаж космического корабля «Союз-11» в составе: Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев. Это был первый экипаж советской орбитальной станции «Салют-1». 30 июня космонавты возвращались после 23-дневной работы. Причиной катастрофы стало преждевременное несанкционированное открытие вентиляционного клапана и последующая разгерметизация. Все космонавты посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

1972. Визит Ричарда Никсона в СССР

22-30 мая 1972 года состоялся официальный визит президента США Ричарда Никсона в СССР. Это был первый в истории визит высшего американского руководителя в Советский Союз (не считая Рузвельта в 1945 в Ялте). Никсона и делегацию поселили в Кремле. Над зданием впервые в истории был поднят государств флаг США. По итогам были подписаны важнейшие документы, в частности, об ограничении систем ПРО, об ограничении стратегических наступательных вооружений и др. Между делом лидеры СССР и США вместе поохотились в загородной резиденции в Завидово.

1973. Телефильм “Семнадцать мгновений весны”

11 августа 1973 года по Центральному телевидению начат показ легендарного сериала «Семнадцать мгновений весны», поставленного Татьяной Лиозновой по повести Юлиана Семенова. Роль советского разведчика Исаева-Штирлица в фильме сыграл Вячеслав Тихонов. Режиссёру удалось привлечь к съёмкам целый ряд ведущих советских актёров. Фильм впервые демонстрировался с 11 по 24 августа по Первой программе Центрального телевидения и собрал у экранов 50—80 млн зрителей. Показ был приурочен ко Дню Победы, но из-за визита Брежнева в ФРГ сроки перенесли.

1974. БАМ – Всесоюзная комсомольская стройка

В апреле 1974 года XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской Железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских строительных “десантов” и частями Железнодорожных войск СССР. На строительстве работали бригады из всех союзных республик, а также отряды из Болгарии, Венгрии, Монголии и др. Восточный участок строили воины-железнодорожники. Тематика БАМа нашла широкое отражение в литературе и искусстве.

1974. Высылка Александра Солженицына из СССР

Александр Солженицын. Цюрих. 1974 год

12 февраля 1974 писателя Александра Солженицына арестовали в его квартире в Козицком переулке. После непродолжительного пребывания в Лефортовской тюрьме он был лишен советского гражданства и выслан в ФРГ. Гнев властей вызвала публикация на Западе фундаментального произведения «Архипелаг ГУЛАГ», изобличающего карательный механизм советской государственной машины. Солженицына принял немецкий коллега, Нобелевский лауреат 1972 года Генрих Белль. В официальной советской прессе против Солженицына была развёрнута мощная кампания.

1975. Начало эксплуатации Ту-144

ТУ-144. Ле-Бурже, 1977 год

26 декабря 1975 началась эксплуатация советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, разработанного КБ Туполева. Лайнер совершал грузовые перевозки по маршруту Москва – Алма-Ата. С 1 ноября 1977 на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Всего было построено 16 самолётов Ту-144. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 — пассажирских. 1 июня 1978 «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Основной причиной отказа от пассажирской эксплуатации называется нерентабельность.

1976. Выпущен первый КамАЗ

КамАЗ-5320. 1976 год

16 февраля 1976 в СССР с конвейера Камского автомобильного завода сошёл первый серийный автомобиль марки КАМАЗ (бортовой КамАЗ-5320) – лучший грузовик повышенной проходимости в СССР. В июне 1979 с главного конвейера «КАМАЗа» сходит стотысячный, а в октябре 1988 года миллионный грузовик. Рост производства на КАМАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР. За первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством. К настоящему времени выпущено множество моделей грузовиков.

1977. Серия терактов в Москве

8 января 1977 впервые в Москве была осуществлена серия террористических актов. Первая бомба взорвалась в 17:33 в вагоне метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Вторая в 18:05 в магазине № 15 на улице Дзержинского. Третья в 18:10 у магазина № 5 на улице 25 Октября. В результате погибли 7 человек (все в метро), 37 были ранены. Следствием были установлены трое виновных: армянские националисты Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. Все террористы были приговорены к смертной казни и расстреляны по приговору суда 30 января 1979.

1977. Пожар в гостинице “Россия”

Вечером 25 февраля 1977 на 13-м этаже гостиницы “Россия” начался сильный пожар, огонь распространился на несколько этажей. В тушении было задействовано около 1400 сотрудников пожарной охр. Площадь распространения пожара составила около 3 000 кв.м. Погибли 42 человека (12 женщин и 30 мужчин), 52 человека, в том числе 13 пожарных, получили различные травмы, ожоги и отравления. Более 1000 человек было спасено из горящего здания. По одной из версий, причиной пожара стал забытый в местной радиорубке паяльник, не отключённый от электросети.

1977. Начало производства ВАЗ-2121 “Нива”

ВАЗ-2121 “Нива”. Тольятти, 1977 год

5 апреля 1977 на заводе ВАЗ в Тольятти началось серийное производство автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121, более известного под маркой «Нива». Помимо продажи в СССР, «Нива» активно продвигалась за рубеж. За сорок лет более 500 тыс. внедорожников было отправлено более чем в 100 стран мира. В 1978 ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим авто своего класса на международной выставке в Брно. Некоторыми экспертами “Нива” называется лучшим автомобилем Волжского автозавода, является самой успешной экспортной моделью ВАЗа за всю историю.

1977. Новая Конституция СССР

7 октября 1977 на внеочередной сессии ВС СССР была принята новая Конституция СССР (т.н. Брежневская). В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, возникновение новой исторической общности людей – советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенародному государству рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция утвердила положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС как “руководящей и направляющей силы советского общества”.

1978. Перехват Boeing 707 в Карелии

Боинг 707. Карелия, оз. Корпиярви, 1978 год

20 апреля 1978 в 21:19 в районе Кольского полуострова авиалайнер Boeing 707 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines нарушил воздушную государственную границу СССР. Экипаж авиалайнера не выполнил требования советских истребителей-перехватчиков Су-15 следовать за ними для посадки на аэродром, после чего Boeing был обстрелян и совершил вынужденную посадку на лёд оз. Корпиярви. В результате обстрела погибли 2 пассажира, ещё 13 пассажирам была оказана медпомощь. Официальных претензий по инциденту к советской стороне не предъявлялось.

1979. Ввод советских войск в Афганистан

25 декабря 1979 в 15.00 по двум понтонным мостам через реку Аму-Дарья в районе города Термеза начался ввод ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан. Первой начала переправу 108-я мотострелковая дивизия 40-й общевойсковой армии. Согласно директиве МО СССР войска вводились “в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств”. К середине января 1980 переброска главных сил 40-й армии в основном была завершена.

События 1980-1989 годов

  • 1980. Олимпиада в Москве
  • 1981. Катастрофа ТУ-104
  • 1982. Избрание Андропова
  • 1983. Саманта Смит
  • 1983. Сбит Боинг-747
  • 1984. Избрание Черненко
  • 1985. Избрание Горбачёва
  • 1985. Антиалкогольная кампания
  • 1986. Чернобыль
  • 1986. Возвращение Сахарова
  • 1987. Январский Пленум ЦК КПСС
  • 1987. Матиас Руст
  • 1988. Землетрясение в Армении
  • 1988. Парад суверенитетов
  • 1988. Полёт “Бурана”
  • 1989. Вывод войск из Афганистана
  • 1989. Гибель АПЛ “Комсомолец”

Загадка катастрофы 22 января 1973 года борта 46276

22 января 1973 года, произошла катастрофа, ставшая одной из самых трагичных и самых загадочных в истории советского воздушного флота. Внятного объяснения этому происшествию не найдено и по сей день. Полет подходил к концу… Ан-24Б Краснодарского авиаотряда выполнял обычный рейс по маршруту Краснодар – Волгоград – Саратов – Казань – Пермь, имея на борту пять членов экипажа и 39 пассажиров. Утомительный полет уже подходил к концу, до посадки в Перми оставалось каких-то 20 минут. Ан-24Б следовал в эшелоне на высоте 5400 метров особым воздушным коридором, предназначенным для гражданских самолетов, поскольку трасса пролегала над районом, густо насыщенным военными и промышленными объектами. К защите военных и государственных секретов от воздушного шпионажа в Советском Союзе относились очень серьезно, и причины тому были более чем веские. За бортом стоял сильнейший мороз (у земли – 41 градус ниже нуля), но состояние атмосферы было идеальным: ни ветерка, ни облачка. И поэтому у пермских авиадиспетчеров немедленно появились плохие предчувствия, когда в 02:00 местного времени с краснодарским бортом пропала связь. Место трагедии Страшная находка у села Петухова Развернутый поиск быстро увенчался успехом, если, конечно, можно так сказать о последствиях катастрофы. В 500 метрах от села Петухова, что в 95 километрах от Перми, был обнаружен перевернутый фюзеляж Ан-24 с оторванными консолями (внешняя часть крыла за мотором). Живых не было. Восстанавливая шаг за шагом последовательность событий, специалисты выяснили обстоятельства трагедии, вызывающие одновременно недоумение и ужас. Ан-24Б был оснащен полным комплектом приборов, фиксирующих все параметры полета, в том числе переговоры экипажа. Все оборудование уцелело. Из расшифровки записей следовало, что испытанный и надежный самолет «взбесился» мгновенно, без всяких видимых причин, свалившись в резкий правый крен, столь же внезапно сменившийся левым, – воздушное судно затягивало в гибельную спираль. О том, насколько неожиданно произошел сбой, говорит речевой накопитель: пилоты успели только выругаться, а дальше все внимание приковало к себе управление. Командир экипажа, бывший военный летчик-инструктор Евгений Дегтярев, яростно сражался с обезумевшей машиной, так что на костяшках его пальцев, намертво прикипевших к штурвалу, выступили синяки. И почти победил: вывел ее в горизонтальный полет на высоте 2700 метров. Но тут Ан снова «запсиховал» и резко начал набирать высоту, словно задумал выполнить мертвую петлю. На такие маневры ни один пассажирский самолет не рассчитан. В верхней точке петли оторвались консоли крыльев и хвост, и самолет, войдя в штопор, столкнулся с землей практически плашмя в перевернутом положении. Пожара не произошло. Вытекшее топливо мгновенно впитал полутораметровый слой снега. Эта снежная подушка сыграла роль амортизатора, сохранив жизнь, как установила медэкспертиза, семерым пассажирам. Все они получили тяжелые травмы, но при своевременном оказании помощи могли остаться в живых. Но тот же самый снег, что уберег некоторых при ударе, лишил их шанса на спасение. Ракета имеет множество степеней защиты Удар снаружи или изнутри? Перетащить обломки самолета в пермский аэропорт, за сотню километров по снежной целине, было неимоверно сложно. И тем не менее это было сделано в кратчайший срок, причем именно военными – немаловажный момент! Цепи солдат, двигаясь по грудь в снегу, миноискателями и просто голыми руками нащупывали все, что могло хоть отдаленно быть похоже на обломки самолета. В Перми обломками вплотную занялся опытнейший инженер, начальник отдела техконтроля Краснодарского авиаотряда Николай Бердников. Цепь его умозаключений была простой и логичной: нарушение управления машиной по крену и тангажу (угол наклона оси самолета к горизонту) возможно лишь при разрушении связей, соединяющих штурвальную колонку пилота и рули самолета. На сей счет кровавый опыт воздушных катастроф говорит об одном: в 99,99% случаев эти связи рвутся из-за усталости металла или ошибок эксплуатации (износ, или техник гайку забыл законтрить, т.е. предотвратить откручивание), и лишь в 0,01% – из-за внешнего воздействия, читай: удара, диверсии. Так вот, даже опытный слесарь, не говоря уже об авиационном инженере, рассмотрев место излома металла, определит, что послужило причиной: усталость или удар. На Ан-24Б борта 46276 тяги управления были перебиты ударом. Следующий шаг экспертов под руководством Бердникова – установить, откуда мог быть нанесен этот удар: изнутри или снаружи. Вариант взрыва на борту пришлось безоговорочно отбросить: экспертиза показала отсутствие на внутренних элементах обшивки фюзеляжа нитратов, непременных спутников в подобных случаях. Но если не изнутри, значит, снаружи? А снаружи отсутствовал приличный кусок обшивки между 7-м и 11-м шпангоутами, т.е. около 1,5 метра шириной. А сбоку от пробоины на обшивке фюзеляжа остались следы инородной краски, словно кто-то чиркнул по самолетному дюралю железкой защитного цвета. Иными словами, нечто тяжелое врезалось в левый борт воздушного судна, перерубив рулевые тяги и обрекая машину на гибель. И появилось предположение: Ан-24Б был сбит зенитной ракетой из-за того, что, дескать, шел «по минному полю» специального коридора и случайно уклонился в сторону. А у проклятых вояк всегда так: только сделал «шаг вправо, шаг влево» – тут тебе и конец, сначала стреляют, потом фамилию спрашивают. Очень злобные вояки Совещание по итогам расследования катастрофы стало тяжким испытанием для всех, да иначе и быть не могло. Но представитель штаба Уральского округа противовоздушной обороны выложил на стол неопровержимый, убойный документ: официальный акт, согласно которому в ночь с 21 на 22 января военные не проводили пусков зенитных ракет, даже с учебными целями, и не поднимали в воздух истребители. И вот здесь для современного читателя требуется пояснение. Вы вправе спросить: – Подумаешь, вояки заявили, что они не при делах! Да кто им мешал соврать, чтобы избежать уголовной ответственности? Мешали армейская контрразведка, Второе главное управление КГБ СССР (государственная контрразведка), Прокуратура СССР. Эти органы были призваны пресекать любые «закидоны» военных – неважно, по глупости, по пьянке или по наущению зарубежной разведки. И дело свое они делали прекрасно, о чем можно написать тысячу статей и рассказов. И любые преступные ошибки военных, повлекшие за собой гибель людей, всегда карались безжалостно. Так вот, по линиям спецслужб никаких донесений не поступало – никто не стрелял! Но самое главное, с точки зрения автора, немало поработавшего с боеприпасами всех типов, – это совершенно параноидальная (а может, и нет?) советская система обеспечения безопасности оружия. Советскую зенитную ракету «просто так», сдуру, запустить невозможно. Она является частью сложной интегральной системы «кабина управления – пусковая установка – ракета» и содержит столько степеней «защиты от дурака и преступника», что преодолеть их может только старший офицер: командир зенитного дивизиона в ранге не ниже майора. И если бы что-то подобное произошло в 1973 году, прокуратура с подачи контрразведки просто порвала бы виновного «на фантики». Итак… Во вступлении было сказано, что катастрофа борта 46276 – одна из наиболее трагичных в истории «Аэрофлота». Да, по количеству жертв это происшествие не является рекордным, бывали, к сожалению, и более масштабные. Но по стечению гибельных и необъяснимых обстоятельств инцидент над Пермью, пожалуй, не имеет себе равных… http://on-planet.ru/catastrophe/998-zagadka-katastrofy-22-yanvarya-1973-goda-borta-46276.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий